Письмо Банка России от 21 августа 2020 г. N 12-4-4/3449
Вопрос:
Банковское объединение просит дать разъяснения по вопросам применения кредитными организациями (далее - КО) норм Федерального закона N 208-ФЗ 1.
2. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ 2 в редакции Федерального закона N 208-ФЗ обязательному контролю подлежат не сделки с недвижимым имуществом, а операции с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемые по сделке с недвижимым имуществом. Просим уточнить, вправе ли кредитные организации применительно к обязанностям, возложенным на них Федеральным законом N 115-ФЗ (в редакции Федерального закона N 208-ФЗ), трактовать понятие "операция" как банковскую операцию, перечень которых содержится в статье 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", или в рассматриваемом пункте идет речь о любых операциях с наличными и (или) безналичными денежными средствами?
3. Федеральный закон N 208-ФЗ дополняет статью 6 Федерального закона N 115-ФЗ новым пунктом 1.6, регулирующим операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга).
Просим подтвердить правомерность вывода, что суммовой порог в рамках требований, установленных в статье 6 Федерального закона N 115-ФЗ, указанный в рассматриваемом пункте, рассчитывается по каждой отдельной операции без суммирования таких операций (расчет нарастающим итогом).
Просим подтвердить правомерность вывода, что у КО не возникает обязанность по направлению ФЭС в случае выявления второй и всех последующих операций клиента в рамках одного и того же договора, если каждая из таких операций равна или превышает соответствующий суммовой порог, в том случае, если ФЭС на одну из таких операций в рамках данного договора было ранее направлено.
4. С учетом положений пунктов 1.1 и 1.6 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в редакции Федерального закона N 208-ФЗ просим подтвердить правомерность вывода, что для целей выявления операций с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемыми по сделке с недвижимым имуществом или по договору финансовой аренды (лизинга) КО обязана анализировать исключительно платежные инструкции и документы, представленные клиентом, сопровождающие операцию, и при этом у нее не возникает обязанности по истребованию дополнительных сведений в случае, если иных документов и пояснений о характере договора клиентом не представлено.
5. Просим подтвердить правомерность вывода, что в случаях, когда КО располагает копией договора клиента (например, договор беспроцентного займа, купли-продажи недвижимости), в рамках которого на момент его получения не было совершено платежей на сумму, равную или превышающую соответствующее пороговое значение, у КО не возникает обязанности вести учет последующих платежей в рамках данного договора с целью выявления факта превышения накопительным итогом совокупности данных платежей соответствующей пороговой суммы?
7. Федеральный закон N 208-ФЗ дополняет абзац второй пункта 2 статьи 6 и абзац второй пункта 1 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ словами "других юридических лиц, а также физических лиц". Просим подтвердить правомерность вывода, что указанные изменения не влекут возникновение обязанности КО по блокировке не только средств своих клиентов, но и их контрагентов по финансовым операциям.
8. Просим подтвердить правомерность вывода, что обязательному контролю по основанию пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ не подлежат:
- помещение клиентом КО наличных денежных средств в арендованное у данной КО специальное помещение или находящийся в нем сейф;
- выдача наличных денежных средств согласно условиям договора аренды специального помещения или находящегося в нем сейфа,
- если указанные действия осуществляются при осуществлении расчетов по сделке с недвижимостью.
9. Просим подтвердить правомерность вывода, что КО обязана представить сведения об операции, подлежащей обязательному контролю, исключительно в том случае, если операция осуществляется в рамках оказания услуги данной КО своему клиенту, а в отношении операций, совершаемых клиентами в рамках предоставления услуг иными организациями, у КО отсутствует обязанность по осуществлению мониторинга в целях выявления операций, подлежащих обязательному контролю.
10. Согласно абзацу 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ в редакции Федерального закона N 208-ФЗ обязательному контролю подлежат операции скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Просим подтвердить правомерность вывода, что обязанности, возложенные подпунктом 8 пункта 4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ в редакции Федерального закона N 208-ФЗ, не распространяются на операции кредитных организаций, имеющих лицензию на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.
------------------------------
1Федеральный закон от 13.07.2020 N 208-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях совершенствования обязательного контроля".
2Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
------------------------------
Ответ:
По вопросам 2 и 8.
Согласно пункту 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ 1 (здесь и далее по тексту - в редакции Федерального закона N 208-ФЗ) обязательному контролю подлежат операции с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемые по сделке с недвижимым имуществом, то есть наличные и безналичные расчеты, осуществляемые в рамках сделки с недвижимым имуществом.
Операции, осуществляемые клиентом, связанные с помещением в предоставленный ему кредитной организацией индивидуальный банковский сейф и изъятием из него наличных денежных средств, сами по себе не являются операциями, осуществляемыми по сделке с недвижимым имуществом, и не подлежат обязательному контролю в соответствии с рассматриваемой нормой.
Вместе с тем, если помещенные наличные денежные средства в предоставленный покупателю недвижимого имущества кредитной организацией индивидуальный банковский сейф выдаются лицу, являющемуся продавцом недвижимого имущества, на основании договора 2 или иных, необходимых для получения денежных средств документов, то такая операция представляет собой расчеты по сделке с недвижимым имуществом, то есть осуществляется по сделке с недвижимым имуществом и, соответственно, подлежит обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ (при условии ее совершения на установленную Федеральным законом N 115-ФЗ сумму).
По вопросу 3.
В соответствии с пунктом 1.6 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ обязательному контролю подлежит каждая операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга), совершаемая на сумму равную или превышающую 600 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте.
Обязанности суммировать указанные операции и вести их учет нарастающим итогом у кредитных организаций не возникает.
По вопросу 4.
При отсутствии у кредитной организации сведений, необходимых для квалификации операций с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемых по сделкам с недвижимым имуществом либо по договору финансовой аренды (лизинга), в качестве подлежащих обязательному контролю, она вправе (но не обязана) запросить у клиента недостающую информацию.
Методология выявления таких операций определяется кредитными организациями самостоятельно в рамках программы выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма правил внутреннего контроля.
По вопросу 5.
У кредитных организаций не возникает обязанности суммировать и вести учет нарастающим итогом операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с абзацем 10 подпункта 4 пункта 1 и пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
По вопросу 7.
Внесение Федеральным законом N 208-ФЗ изменений в абзац 2 пункта 2 статьи 6 и абзац 2 пункта 1 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ в части дополнения их словами "других юридических лиц, а также физических лиц" касаются перечня лиц, до сведения которых осуществляется доведение Перечня экстремистов 3 и Перечня ФРОМУ 4, и не определяют новых оснований для применения мер по замораживанию (блокированию).
По вопросу 9.
Сформулированный вывод об отсутствии у кредитных организаций обязанности осуществлять мониторинг совершенных их клиентами в иных кредитных организациях операций, соответствующих критериям операций, подлежащих обязательному контролю, напрямую следует из пункта 4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
По вопросу 10.
Операции по скупке, купле-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, не относятся к операциям, обязанность по контролю за которыми возложена на кредитные организации подпунктом 1 пункта 4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
------------------------------
1Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2 Например, договор купли-продажи недвижимого имущества.
3 Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
4 Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 21 августа 2020 г. N 12-4-4/3449
Текст письма опубликован не был