Письмо Банка России от 30 мая 2019 г. N 12-4-5/3635
Вопрос
Банк просит дать разъяснения по следующим вопросам, возникшим в процессе осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ 1 банк обязан до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 статьи 7, установив сведения, определенные Федеральным законом N 115-ФЗ.
Согласно определению "клиент", содержащемуся в статье 3 Федерального закона N 115-ФЗ, а также пункте 1.1 Положения N 499-П 2, клиентом является физическое лицо, которому кредитная организация оказывает услугу на разовой основе либо которое принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, при осуществлении банковских операций и других сделок, указанных в статье 5 Федерального закона N 395-1 3.
Согласно пункту 5.6 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, соответствующий критериям, установленным абзацам 2 - 4 пункта 5.7 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, обязан после проведения идентификации при личном присутствии клиента - физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, с его согласия и на безвозмездной основе размещать или обновлять в электронной форме в единой системе идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА) сведения, необходимые для регистрации в ней клиента - физического лица, и сведения, предусмотренные абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7, а также в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей сбор, обработку, хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица (далее - ЕБС), его биометрические персональные данные.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что обязанность по внесению идентификационных сведений физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, в ЕСИА и ЕБС возникает у кредитной организации только в том случае, если физическое лицо является клиентом банка, то есть принимается на обслуживание в банк или уже находится на обслуживании в банке.
Указанная позиция была изложена в письме Банка России от 19.03.2018 N 04-13-1/1930 "О реализации механизма удаленной идентификации" по результатам рассмотрения письма Ассоциации "Россия" от 14.02.2018 N 02-05/1140 "О реализации некоторых положений Федерального закона от 31.12.2017 N 482-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Банк просит разъяснить, обязан ли он совершать действия, предусмотренные пунктом 5.6 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в отношении физического лица - гражданина Российской Федерации, не являющегося клиентом банка, и обратившегося в банк только с целью сбора и размещения своих идентификационных (в том числе биометрических) данных в ЕСИА и ЕБС, или банк должен отказать таком у физическому лицу в сборе и размещении его идентификационных, в том числе биометрических данных, в ЕСИА и ЕБС в связи с тем, что такое физическое лицо не является клиентом банка.
------------------------------
1Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2Положение Банка России от 15.10.2015 N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
3Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
------------------------------
Ответ
Федеральный закон N 115-ФЗ 1 не наделяет Банк России полномочиями давать толкования по вопросам его применения. Вместе с тем считаем возможным сообщить мнение Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, которое не является официальным толкованием Федерального закона N 115-ФЗ.
Пункт 5.6 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ обязывает банки, соответствующие критериям, установленным абзацами вторым - четвертым пункта 5.7 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, размещать и обновлять в электронной форме в ЕСИА 2 и ЕБС 3 сведения о физическом лице после проведения идентификации такого лица при его личном присутствии.
При этом указанным пунктом не определено, что такая идентификация должна осуществляться исключительно в случаях обращения физического лица за проведением операции, требующей идентификации.
Одновременно, пунктом 5.7 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ на банки, соответствующие установленным критериям, возложена обязанность по обеспечению совершения действий, предусмотренных пунктом 5.6 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
Таким образом, банк, соответствующий установленным критериям, при обращении к нему гражданина Российской Федерации с целью проведения идентификации и передачи сведений в ЕСИА и ЕБС обязан совершить соответствующие действия вне зависимости от того, является ли указанное лицо на момент обращения клиентом данного банка.
------------------------------
1Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2 Единая система идентификации и аутентификации.
3 Единая информационная система персональных данных, обеспечивающая сбор, обработку, хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 30 мая 2019 г. N 12-4-5/3635
Текст письма опубликован не был