Заслушав информацию Министра юстиции Российской Федерации по вопросу "О приоритетных направлениях совершенствования законодательства в сфере юстиции", Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Конституционное законодательство, развитие федеративных отношений и организация местного самоуправления являются приоритетными направлениями совершенствования нормативно-правового регулирования в Российской Федерации.
В целях оптимизации порядка регистрации актов гражданского состояния Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) в первом чтении принят подготовленный Министерством юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) и внесенный Правительством Российской Федерации законопроект N 1035699-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который, в частности, закрепляет распространение экстерриториального принципа на регистрацию всех актов гражданского состояния.
Для обеспечения реализации суперсервисов "Рождение ребенка" и "Утрата близкого человека" Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" дополняется положением, предусматривающим возможность определения нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации порядка государственной регистрации рождения и смерти, выдачи свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния без личного посещения заявителями органа записи актов гражданского состояния путем направления сведений о государственной регистрации рождения и смерти в личные кабинеты заявителей в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
В рамках совершенствования законодательства об адвокатской деятельности Минюстом России готовится проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", предусматривающего создание единого государственного реестра адвокатов в Российской Федерации.
В целях реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, и совершенствования порядка предоставления бесплатной юридической помощи Минюстом России готовятся изменения в законодательство, направленные на создание в субъектах Российской Федерации государственных юридических бюро. Кроме того, министерством ведется работа по созданию федеральной государственной информационной системы "Правовая помощь", в рамках которой будет действовать единый государственный портал правового просвещения и бесплатной правовой помощи для населения. Планируется, что в 2021 году федеральная государственная информационная система "Правовая помощь" начнет функционировать в экспериментальном режиме в 10 субъектах Российской Федерации, а в 2022 году будет введена в эксплуатацию во всех субъектах Российской Федерации.
Одной из основных задач, требующих решения, является обеспечение результативной деятельности добросовестных некоммерческих организаций.
Минюстом России ведется работа над проектом федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях", предусматривающего отмену дополнительных требований к уставам некоммерческих организаций в целях уменьшения бюрократической нагрузки. Также министерством разрабатывается концепция совершенствования деятельности некоммерческих организаций, в том числе их органов управления.
Результатом работы Минюста России по актуализации процессуального законодательства стало внесение Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проекта федерального закона N 1144921-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования дистанционного участия в судебном процессе", направленного на совершенствование порядка применения электронных документов в судопроизводстве, а также закрепление возможности удаленного участия в судебных заседаниях с использованием личных средств коммуникации пользователей.
В 2021 году Минюст России подготовит предложения об изменении законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении в части исключения из уставов муниципальных образований норм, дублирующих федеральное законодательство. Планируется поэтапный переход на электронную государственную регистрацию уставов муниципальных образований.
Кроме того, 7 июня 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 8 декабря 2020 года N 411-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляющий право муниципальных образований направлять для государственной регистрации в территориальные органы Минюста России документы в электронном виде. Законопроект был разработан Минюстом России с учетом рекомендаций Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Тексты зарегистрированных уставов муниципальных образований предполагается размещать на портале Минюста России "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С целью создания типового учреждения объединенного типа Минюстом России осуществляется совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере исполнения уголовных наказаний в части оптимизации структуры уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, повышения эффективности деятельности ее учреждений и органов.
Актуальным является создание эффективной системы ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы.
Минюстом России ведется подготовка проекта федерального закона "О системе пробации в Российской Федерации", в соответствии с которым в качестве мер ресоциализации социальной адаптации и социальной реабилитации предусматриваются консультирование по вопросам социального и правового характера, оказание психологической помощи, содействие в получении необходимых документов, трудоустройстве, получении общего и профессионального образования, пособия по безработице, государственной социальной помощи и социальных услуг.
Продолжается работа по актуализации законодательства об исполнительном производстве. Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу подготовленный Минюстом России проект федерального закона N 1144920-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов", направленного на повышение эффективности принудительного исполнения судебных актов, обеспечение взаимодействия в электронном виде сторон исполнительного производства и исключение ошибочной идентификации граждан.
С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра юстиции Российской Федерации по вопросу "О приоритетных направлениях совершенствования законодательства в сфере юстиции".
2. Рекомендовать Государственной Думе ускорить рассмотрение проектов федеральных законов:
N 690358-7 "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности";
N 1035699-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части распространения экстерриториального принципа на регистрацию всех актов гражданского состояния и других изменений);
N 1099900-7 "О внесении изменений в статьи 195 и 196 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за неправомерные действия при банкротстве и преднамеренное банкротство);
N 1112339-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части проведения торгов в электронной форме";
N 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции";
N 1144920-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов";
N 1144921-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования дистанционного участия в судебном процессе";
N 1078992-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения";
N 1078988-7 "О внесении изменений в статьи 349 1 и 349 2 Трудового кодекса Российской Федерации".
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
рассмотреть возможность увеличения объема финансирования мероприятий по созданию и внедрению федеральной государственной информационной системы "Правовая помощь" в рамках ведомственной программы цифровой трансформации Министерства юстиции Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов;
рассмотреть возможность включения мероприятий по строительству типового учреждения объединенного типа в федеральную целевую программу "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2018 года N 420;
рассмотреть возможность разработки системы мер экономического стимулирования организаций использовать труд осужденных к принудительным работам;
рассмотреть вопрос о предоставлении социально ориентированным некоммерческим организациям преимущественного права на приобретение арендуемого ими имущества в случае возмездного отчуждения такого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, по цене, равной рыночной стоимости;
рассмотреть вопрос о создании единой системы пробации в Российской Федерации и разработке нормативного правового акта по ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы;
ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности", Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и Федеральный закон "О кредитных историях".
4. Рекомендовать Минюсту России:
принять дополнительные меры в целях ускорения создания федеральной государственной информационной системы "Правовая помощь" и ее введения в эксплуатацию во всех субъектах Российской Федерации;
разработать отраслевые документы стратегического планирования в сфере юстиции, в том числе в сферах судебно-экспертной деятельности и исполнительного производства;
продолжить работу по учету замечаний и рекомендаций Счетной палаты Российской Федерации, указанных в результатах экспертно-аналитического мероприятия "Стратегический аудит государственной программы Российской Федерации "Юстиция" 2013-2020 годы";
обеспечить эффективность расходования бюджетных средств, выделенных в рамках государственной программы Российской Федерации "Юстиция", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 312, учитывая необходимость цифровизации и внедрения современных информационных технологий при реализации ее мероприятий, а также обеспечения результативности использования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства;
рассмотреть возможность разработки концепции совершенствования деятельности некоммерческих организаций, в том числе функционирования их органов управления;
проработать вопрос о подготовке предложений по внесению изменений в законодательство о некоммерческих организациях в части требований к уставам некоммерческих организаций, а также в части отчетности некоммерческих организаций;
организовать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации работу по созданию в субъектах Российской Федерации исправительных центров, в которых осужденные к принудительным работам отбывают наказание.
5. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Федеральной службой исполнения наказаний подготовить предложения по приведению федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)" в соответствие с положениями Концепции развития уголовно-исполнительной системы на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года N 1138-р.
6. Минюсту России совместно с Федеральной службой судебных приставов проработать возможность создания отдельного реестра граждан Российской Федерации, уклоняющихся от уплаты алиментов, а также введения для них дополнительных ограничений.
7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2022 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
8. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству проинформировать палату в период весенней сессии 2022 года о ходе реализации настоящего постановления.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Москва
2 июня 2021 г.
N 271-СФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 2 июня 2021 г. N 271-СФ "О приоритетных направлениях совершенствования законодательства в сфере юстиции"
Вступает в силу со дня принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 июня 2021 г. N 24 (часть I) ст. 4301