В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и уточнению статистических данных по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Итоговый доклад правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан за 2020 год.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 25.12.2020 N 903-осн "Об утверждении Итогового доклада правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан за 2020 год.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Заведующему сектором развития информационных технологий (Д.И. Тухватов) разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра И.Н. Зарипова.
Министр |
Р.А. Кузюров |
Итоговый доклад
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан за 2020 год
(утв. приказом Министерства лесного хозяйства РТ от 11 февраля 2021 г. N 40-осн)
Настоящий обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан за 2020 год (далее - Обзор) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016 г. N 7.
Обзор правоприменительной практики подготовлен за 2020 год по результатам контрольно-надзорной деятельности в сфере лесного хозяйства.
Целями обзора правоприменительной практики Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан (далее - Министерство) являются:
обеспечение единства практики применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в области лесного хозяйства за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Задачами обзора правоприменительной практики являются:
выявление проблемных вопросов применения обязательных требований;
выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению; выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства; выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
Перечень источников сведений для обобщения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности:
результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц органа государственного контроля (надзора) в административном порядке;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц органа государственного контроля (надзора) в судебном порядке и иные материалы судебной практики;
результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности органа государственного контроля (надзора);
результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан, в том числе содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;
результаты опросов (в том числе, проводимых в сети Интернет) подконтрольных субъектов на предмет выявления случаев нарушения обязательных требований, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности;
результаты составления и рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, административных расследований, постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении; о назначении административного наказания;
разъяснения, полученные органом государственного контроля (надзора) от органов прокуратуры, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением контрольно-надзорной деятельности.
Обобщение и анализ правоприменительной практики
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), федеральный государственный пожарный надзор в лесах реализуется Министерством в т.ч. посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
При подготовке плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год (далее - План) Министерство руководствовалось требованиями Закона N 294-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Министерством обеспечена доступность информации о подконтрольных объектах, подлежащих проверкам: на официальном сайте Министерства размещена информация о плане проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствующий период; доклад об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Республики Татарстан в соответствующий период и об эффективности такого надзора.
Основаниями для проведения в 2020 году внеплановых проверок в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ являлось истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения и поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования).
Организация проведения проверок
Согласно Ежегодному сводному плану проведения плановых проверок, в 2020 году за Министерством было закреплено проведение 40 плановых проверок юридических лиц.
Однако, в связи со сложившейся в стране сложной санитарно-эпидемиологической ситуацией, в целях принятия мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проведение плановых и внеплановых проверок в 2020 году было отменено приказами Министерства от 27.03.2020 N 260-осн, 20.04.2020 N 328-осн.
До 18 марта 2020 года проведены 4 внеплановые проверки юридических лиц на предмет исполнения ранее выданного предписания.
По результатам проверок должностными лицами, проводящими проверку, составлялся акт проверки. Акт проверки оформлялся непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручался руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Сотрудниками Министерства осуществлялся своевременный контроль за выполнением выданных предписаний, за оплатой административных штрафов, за своевременной подготовкой и передачей материалов в отделы судебных приставов-исполнителей и мировым судьям. По итогам проверок в 2020 году выдано 1 предписание об устранении выявленных нарушений, возбуждено одно административное дело по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела правонарушитель привлечен к административной ответственности, наложен административный штраф на сумму 10,0 тыс. рублей. Штраф взыскан в полном объеме.
Проверок, результаты которых были отменены в связи с наличием грубых нарушений требований Закона N 294-ФЗ в отчетном периоде не отмечено. Информация о показателях работы размещена на официальном сайте Министерства.
При выборе ответственности, к которой привлекалось виновное лицо, государственными лесными инспекторами Республики Татарстан осуществлялась оценка тяжести нарушений обязательных требований. При оценке обстоятельств, характеризующих угрозу охраняемым общественным правоотношениям, учитывалось, что совершенное правонарушение нарушает обеспечение правопорядка и законности при осуществлении хозяйственной деятельности, вызывает или не вызывает наступление негативных последствий, можно ли квалифицировать допущенное правонарушение как малозначительное, а также учитывались фактические обстоятельства дела, смягчающие или отягчающие ответственность, характер совершенного правонарушения.
Соблюдение прав подконтрольных субъектов при организации и проведении проверок
Руководствуясь статьей 18 Закона N 294-ФЗ должностные лица Министерства, осуществляющие контрольно-надзорные мероприятия, соблюдают законодательство Российской Федерации, права и законные интересы подконтрольного субъекта, в отношении которого проводится проверка.
При проведении Министерством проверок соблюдались права юридического лица, индивидуального предпринимателя или их представителей, установленные статьей 21 Закона N 294-ФЗ, а именно:
непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать от должностных лиц Министерства информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Законом N 294-ФЗ;
знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Министерством в рамках межведомственного информационного воздействия;
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении и согласии/несогласии с результатом проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц Министерства;
обжаловать действия (бездействия) должностных лиц Министерства, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки;
привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Татарстан к участию в проверке.
Организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
Согласно ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, п. 10 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного приказом Минприроды России от 12.04.2016 N 233, должностные лица Министерства и ГКУ "Лесничество", являющиеся государственными лесными инспекторами Республики Татарстан, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в т.ч. осуществлять мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах.
В течение года ведется работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемых законом ценностям.
Обращения граждан поступают в Министерство на телефон доверия, почтой, через системы "Народный контроль" и "Берегите лес", на сайт Министерства, а также через иные контрольно-надзорные органы и органы власти по компетенции.
Основными поводами обращения граждан в Министерство служат такие нарушения требований лесного законодательства, как незаконная рубка лесных насаждений, загрязнение и захламление лесов твердыми коммунальными отходами, нарушение правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, правил заготовки древесины.
Порядок рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
По результатам рассмотрения обращений граждан Министерством принимаются решения о проведении, в случае необходимости, внеплановых выездных и документарных проверок, плановых (рейдовых) осмотрах, обследованиях лесных участков, о проведении иных контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с полномочиями.
В случае выявления в ходе контрольно-надзорных мероприятий, проводимых по обращениям граждан, нарушений, материалы направляются в органы внутренних дел, органы прокуратуры для установления виновных лиц и привлечения их к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
В 2020 году специалистами отдела государственного контроля и надзора Министерства рассмотрено 260 обращений граждан и юридических лиц по фактам нарушения требований лесного законодательства, в том числе 38 обращений граждан, поступивших через систему "Народный контроль", 19 - посредством сайта Министерства, 2 - через систему "Берегите лес".
Кроме того, в связи с рассмотрением обращений граждан, проведены внеплановые проверки подведомственных учреждений Министерства.
Основными темами обращений были нарушение правил санитарной безопасности в лесах (несанкционированные свалки мусора) и осуществление рубок лесных насаждений.
Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
За нарушения требований лесного законодательства, установленных в ходе проведения проверок, мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, виновные лица привлекались по следующим статьям КоАП РФ:
ч. 2 ст. 7.2 КоАП РФ (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством);
ст. 7.9 КоАП РФ (самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков);
ст. 8.25 КоАП РФ (нарушение правил использования лесов);
ст. 8.26 КоАП РФ (самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов);
ст. 8.27 КоАП РФ (нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства);
ст. 8.28 КоАП РФ (незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан);
ст. 8.29 КоАП РФ (уничтожение мест обитания животных);
ст. 8.30 КоАП РФ (уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ);
ст. 8.31 КоАП РФ (нарушение правил санитарной безопасности в лесах);
ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах);
ч. 1 ст. 19.5 КоАП (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства);
ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде);
частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП).
Типичными нарушениями, выявленными в ходе проверок, мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, являются: нарушение правил пожарной безопасности в лесах; нарушение правил санитарной безопасности в лесах; нарушение договора аренды лесного участка; не выполнение в срок ранее выданного предписания об устранении нарушения.
По характеру выявленных нарушений, большую долю (более 40%) составляют нарушения правил пожарной безопасности в лесах, правил санитарной безопасности в лесах, которые выявляются в основном в ходе мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах.
За 2020 год при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах в форме патрулирований, обследований лесных участков проведено 23272 мероприятия.
В ходе проведенных мероприятий выявлено 437 нарушений лесного законодательства на общую сумму 25920,0 тысяч рублей, в том числе:
207 случаев незаконной рубки лесных насаждений на сумму 6648,8 тысяч рублей;
134 случая загрязнения или захламления лесов коммунально-бытовыми отходами, отходами производства и потребления и (или) иного негативного воздействия на леса на сумму 18008,0 тысяч рублей;
25 случаев самовольного использования лесов на сумму 814,5 тысяч рублей;
71 случай прочих нарушений лесного законодательства на сумму 448,5 тысяч рублей.
Из общего количества выявленных нарушений 421 случай совершен установленными лицами. Не выявленными нарушителями совершено 16 нарушений на сумму 5584,0 тысяч рублей.
Взыскание вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства
В 2020 году предъявлено 410 требований о возмещении вреда в досудебном порядке на общую сумму 20051,8 тысяч рублей.
Уплачено вреда добровольно по 366 предъявленным в досудебном порядке требованиям на сумму 19295,9 тысяч рублей.
Сведения о направлении в правоохранительные органы материалов по нарушениям, совершенным на землях лесного фонда, содержащим признаки уголовного преступления
В 2020 году в правоохранительные органы направлено 30 материалов по фактам незаконной рубки лесных насаждений, содержащим признаки уголовно наказуемого деяния по статье 260 Уголовного кодекса РФ. Объем незаконно заготовленной древесины составил 407,8 кубометров. Сумма вреда, причиненного лесам, составила 6351,5 тыс. рублей. По 15 случаям вред возмещен добровольно на сумму 546,5 тыс. рублей.
Вынесено постановлений:
о возбуждении уголовного дела по ст. 260 Уголовного кодекса РФ -21,
об отказе в возбуждении уголовного дела по п. 2 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации - 3,
о прекращении уголовного дела в связи с освобождением от уголовной ответственности по ст. 25.1 УПК РФ, ст. 76.2 УК РФ с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа - 2,
о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон по основаниям ст. 25 УПК РФ-1;
о прекращении уголовного преследования по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (отсутствие состава преступления) - 1.
Сведения о производстве по делам об административных правонарушениях за нарушение лесного законодательства
Должностные лица Министерства рассматривают дела об административных правонарушениях в области охраны собственности, в области охраны окружающей среды и природопользования в соответствии с частью 1 статьи 23.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), а также уполномочены составлять протоколы об административном правонарушении за правонарушения против порядка управления (статьи 19.4-19.7 КоАП РФ) и за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
За 2020 год Министерством совместно с лесничествами, правоохранительными органами и органами прокуратуры возбуждено 1163 административных дела.
Всего рассмотрено 809 дел об административном правонарушении, 141 дело об административном правонарушении прекращено при наличии оснований, установленных административным законодательством.
К административной ответственности привлечено 668 лиц, из них по 124 делам вынесены предупреждения, по 544 делам вынесены постановления о наложении административного наказания в виде штрафа на общую сумму 2517,9 тысяч рублей:
на граждан 424 штрафа на сумму 946,2 тысячи рублей;
на должностных лиц 106 штрафов на сумму 880,7 тысяч рублей;
на юридических лиц 14 штрафов на сумму 691,0 тысяча рублей.
В 2020 году по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении лиц, не уплативших административный штраф в установленные сроки, возбуждено 65 дел об административных правонарушениях, назначено 56 административных наказания (на граждан - 48, на должностных лиц - 6, на юридических лиц - 2), из них:
53 административных наказания в виде административного штрафа на сумму 504,0 тысячи рублей;
2 административных наказания в виде обязательных работ сроком 20 часов каждый;
1 административное наказание в вид ареста сроком на 2 суток.
Всего взыскано 271 административный штраф на общую сумму 923,6 тысячи рублей.
Распределение количества и суммы наложенных административных штрафов по статьям КоАП РФ показано в таблице 1.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Показатель |
Всего административных правонарушений |
ед. |
544 |
тыс. руб. |
2517,9 |
|
Самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9 КоАП РФ) |
ед. |
4 |
тыс. руб. |
80,0 |
|
Нарушение правил использования лесов (ст. 8.25 КоАП РФ) |
ед. |
41 |
тыс. руб. |
382,6 |
|
Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26 КоАП РФ) |
ед. |
69 |
тыс. руб. |
48,1 |
|
Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений (ст. 8.28 КоАП РФ) |
ед. |
128 |
тыс. руб. |
437 |
|
Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП РФ) |
ед. |
1 |
тыс. руб. |
250,0 |
|
Нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31 КоАП РФ) |
ед. |
161 |
тыс. руб. |
538,0 |
|
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32 КоАП РФ) |
ед. |
37 |
тыс. руб. |
238,0 |
|
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) |
ед. |
2 |
тыс. руб. |
10,5 |
|
Уклонение от исполнения административного наказания (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ) |
ед. |
53 |
тыс. руб. |
504,0 |
|
Прочие правонарушения |
ед. |
48 |
тыс. руб. |
29,7 |
Как следует из таблицы 1, наибольшее количество административных штрафов наложено по статьям 8.31 "Нарушение правил санитарной безопасности в лесах" КоАП РФ (161 штраф на сумму 538,0 тысяч рублей), 8.28 "Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений" КоАП РФ (128 штрафов на сумму 437,0 тысяч рублей), 8.26 "Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов" (69 штрафов на сумму 48,1 тысяч рублей).
Предложения по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности
1. Введение определения понятий незаконной рубки, рубки лесных насаждений за пределами лесосек, рубки с нарушением сроков, установленных лесной декларацией, рубки без лесной декларации и основных их признаков в Лесной кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства".
2. Внесение изменений в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (часть 9 статьи 9) путем выделения федерального государственного пожарного надзора в лесах в отдельный вид надзора и включения деятельности по использованию лесов в перечень видов деятельности, периодичность плановых проверок в сфере которых устанавливается чаще, чем один раз в три года с целью усиления пожарного надзора в лесах.
3. Внесение изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях путем внесения статей 8.28, 8.28.1 КоАП РФ в перечень статей, нарушение которых может повлечь задержание транспортного средства (часть 1 статьи 27.13 КоАП РФ) и наделения должностных лиц, являющихся государственными лесными инспекторами, правом принимать решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, о прекращении указанного задержания или о возврате транспортного средства (часть 3 статьи 27.13 КоАП РФ).
4. Установление порядка оформления нарушений требований лесного законодательства, в результате которых лесам нанесен вред, который повысит эффективность при доказывании факта причинения вреда в судебных органах при подаче исковых требований о его возмещении.
5. Внести изменения в КоАП РФ в части исключения из главы 7 "Административные правонарушения в области собственности" ст. 7.9 "Самовольное занятие лесных участков", включив ответственность за самовольное занятие лесных участков в главу 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".
При выявлении самовольного занятия лесного участка зачастую невозможно установить виновное лицо в момент обнаружения правонарушения. В соответствии с положением ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ проведение административного расследования при выявлении правонарушений в области охраны собственности не предусмотрено. Последующее надлежащее почтовое уведомление и вызов нарушителя на составление протокола, уведомления нарушителя о месте и времени рассмотрения дела требует дополнительного времени. Указанные выше действия не позволяют в 2-х месячный срок привлечь нарушителя к административной ответственности.
6. Внести изменения в статью 19.7 КоАП РФ в части увеличения штрафов: на граждан - в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Предусмотренное наказание по статье 19.7 КоАП РФ является не соразмерным, так как непредставление сведений в итоге может повлиять на ход дела об административном правонарушении, в рамках которого сведения запрашиваются, помогает виновным лицам избежать наказания.
7. Внести изменение в ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ в части предоставления возможности уплаты штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа при уплате лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главами 7, 8, 19, 20 КоАП РФ, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Несмотря на тенденции усиления ответственности за различные правонарушения, в том числе нарушения лесного законодательства, главные цели - предупреждение правонарушений и неизбежность наказания. Однако эти цели не могут быть достигнуты без эффективного механизма добровольной уплаты штрафа нарушителями.
С целью стимулирования быстрой и добровольной уплаты штрафа целесообразно предоставить гражданам возможность его оплаты в размере половины суммы наложенного административного штрафа, при уплате не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления. Эта мера позволит увеличить собираемость штрафов (по аналогии с нарушениями в области дорожного движения).
8. Ввести в КоАП РФ статью, предусматривающую ответственность, за движение автомототранспорта вне существующих лесных дорог, кроме техники спец. назначения, (пожарная техника, автомототехника уполномоченных органов в области лесных отношений, техники правоохранительных и иных надзорных органов, скорой медицинской помощи и т.п.).
Отсутствие в действующей редакции КоАП РФ ответственности за движение автомототранспорта (автомобили, квадроциклы) вне существующих лесных дорог зачастую приводит к повреждению лесных насаждений и лесной подстилки.
9. Выделение в самостоятельный состав правонарушения, ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ "Повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан не до степени прекращения роста".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 11 февраля 2021 г. N 40-осн "Об утверждении Итогового доклада правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан за 2020 год"
Текст приказа опубликован не был