Письмо Федеральной налоговой службы от 1 марта 2021 г. N СД-4-3/2498@
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращения по вопросу о налогообложении налогом на добавленную стоимость медицинских изделий и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождение от налога на добавленную стоимость осуществляется в отношении медицинских изделий, на которые предоставлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 г. регистрационное удостоверение на медицинское изделие (медицинскую технику), выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден перечень кодов вышеуказанных товаров, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (далее - Перечень), который применяется с учетом примечаний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 419 "О реализации решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16 марта 2020 г. N 21, внесении изменений в перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, и об освобождении от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов" Перечень дополнен разделом V, в котором поименованы коды медицинских товаров для предупреждения и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и Общероссийским классификатором продукции ОКП или ОКПД 2.
При этом согласно примечанию 3 для целей применения раздела V Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС и наименованием товаров с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции ОКП или ОКПД 2 при условии представления документа о подтверждении целевого назначения, выданного уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подтверждающего дальнейшую передачу товаров на безвозмездной основе некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере охраны здоровья, в том числе медицинским учреждениям здравоохранения (с указанием в документе о подтверждении целевого назначения наименования лица, ввозящего изделия (с указанием адреса и идентификационного номера налогоплательщика), наименований некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, в том числе медицинских учреждений здравоохранения, в адрес которых подлежат передаче изделия (с указанием адреса и идентификационного номера налогоплательщика), наименований передаваемых товаров, их стоимости, количества и кодов по классификатору продукции ОКПД 2 и (или) ТН ВЭД ЕАЭС, срока, в течение которого товары подлежат дальнейшей передаче).
Кроме того, согласно пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 430 "Об особенностях обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинского изделия" (далее - Постановление N 430) допускается реализация не зарегистрированных в Российской Федерации медицинских изделий одноразового использования по перечню, предусмотренному приложением к данному документу, без получения разрешения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, если указанные изделия зарегистрированы в установленном порядке в стране-производителе. Соответственно, при реализации медицинских изделий, указанных в пункте 10 Постановления N 430, регистрационное удостоверение для применения освобождения от НДС не требуется.
Таким образом, освобождение от налога на добавленную стоимость в отношении медицинских изделий применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные изделия (кроме указанных в пункте 10 Постановления 430), а также включении их в Перечень, утвержденный вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, с учетом примечаний к данному перечню.
В отношении медицинских товаров для предупреждения и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, поименованных в разделе V Перечня, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в случае, если указанные медицинские товары ввезены на территорию Российской Федерации и безвозмездно передаются некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере охраны здоровья, в том числе медицинским учреждениям здравоохранения.
В случае, если ввозимые в Российскую Федерацию медицинские товары, указанные в разделе V Перечня, предназначены для реализации на территории Российской Федерации на основании возмездных хозяйственных договоров, а не для передачи товаров на безвозмездной основе некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере охраны здоровья, то освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное вышеуказанными подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 Кодекса, не применяется.
Вместе с тем, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 146 и подпункту 3 пункта 3 статьи 39 Кодекса не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. Также в соответствии подпунктом 5.1 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении имущества на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе этого имущества на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления в отношении имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, безвозмездно передаваемого медицинским организациям, являющимся некоммерческими организациями, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, подлежат вычетам, а ранее правомерно принятые к вычету - не восстанавливаются (пункт 2.3 статьи 171 и подпункт 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса).
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Действительный государственный |
Д.С. Сатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 1 марта 2021 г. N СД-4-3/2498@
Текст письма опубликован не был