Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Прокофьева В.В.,
судей Коряковой Н.С., Насыкова И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Максимовой Д. С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-288/2020 по административному исковому заявлению Артемовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Думе Артемовского городского округа, администрации Артемовского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа о признании недействующим в части решения Думы Артемовского городского округа от 27.02.2020 N 645 "О внесении изменений в Программу управления собственностью Артемовского городского округа на 2019 - 2021 годы",
по апелляционной жалобе административного ответчика Думы Артемовского городского округа на решение Артемовского городского суда Свердловской области от 07 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Насыкова И.Г., объяснения представителей административного ответчика Думы Артемовского городского округа - Коваль Л.Г., административного истца Артемовского городского прокурора - Васильевой М.А., судебная коллегия
установила:
Артемовский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав в обоснование, что оспариваемым решением Думы Артемовского городского округа внесены изменения в Программу управления собственностью Артемовского городского округа на 2019 - 2021 годы, принятую решением названного представительного органа муниципальной власти, предусматривающие отчуждение в 2020 году ряда объектов муниципальной собственности Артемовского городского округа в виде недвижимого имущества путем заключения договора мены на здание, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Артемовский, ул. Ленина, д. 26А. По мнению административного истца, реализация Решения Думы Артемовского городского округа от 27.02.2020 N 645 "О внесении изменений в Программу управления собственностью Артемовского городского округа на 2019 - 2021 годы" противоречит требованиям действующего федерального законодательства, регламентирующего вопросы распоряжения муниципальной собственностью и приобретения права на нее.
Решением Артемовского городского суда Свердловской области от 07 июля 2020 года административное исковое заявление Артемовского городского прокурора удовлетворено, решение Думы Артемовского городского округа от 27.02.2020 N 645 "О внесении изменений в Программу управления собственностью Артемовского городского округа на 2019 - 2021 годы" признано незаконным со дня его принятия в части, предусматривающей в 2020 году отчуждение объектов муниципальной собственности в виде: магазина, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Артемовский, ул. Мира, д. 4, площадью 341,3 кв. м; помещения по адресу: Свердловская область, г. Артемовский, ул. Мира, д. 10, площадью 60,5 кв. м; магазина "Цветы", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Артемовский, ул. Ленина, д. 1А, общей площадью 77,8 кв. м; земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Артемовский, ул. Ленина, д. 1А, площадью 171 +/- 5 кв. м (кадастровый номер 66:02:1702018:20) путем заключения договора мены на здание, находящееся по адресу: Свердловская область, г. Артемовский, ул. Ленина, д. 26А, общей площадью 638,0 кв. м.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, представитель административного ответчика Думы Артемовского городского округа подал апелляционную жалобу, в которой, повторяя правовую позицию занятую в суде первой инстанции, просил решение суда отменить, приняв новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на соответствие закону оспариваемого решения.
Представитель административного ответчика Думы Артемовского городского округа Коваль Л.Г. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала, настаивала на ее удовлетворении, пояснив, что оспариваемое прокурором решение является нормативно-правовым актом.
Представитель административного истца Васильева М.А. полагала, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без рассмотрения, ссылаясь на то, что Решение Думы Артемовского городского округа от 27.02.2020 N 645 "О внесении изменений в Программу управления собственностью Артемовского городского округа на 2019 - 2021 годы" имеет нормативно-правовой характер, так как определенный в нем перечень имущества, подлежащего исключению из муниципальной собственности, фактически включен в процесс приватизации, поэтому носит публичный характер. С учетом чего, представитель административного истца считает, что судебное решение принято с нарушением правил подсудности, а административный иск подан ненадлежащим административным истцом.
Представители административных ответчиков администрации Артемовского городского округа, Комитета по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа, заинтересованных лиц Муниципального унитарного предприятия Артемовского городского округа "Цветы", Муниципального бюджетного учреждения Артемовского городского округа "Издатель", заинтересованное лицо Савина Л.Н. о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены надлежащим образом - электронной почтой, телефонограммой, а также путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном Интернет-сайте Свердловского областного суда, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела настоящее дело при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Рассматривая настоящее административное дело, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение представительного органа местного самоуправления Артемовского городского округа не обладает признаками нормативного правового характера, с чем судебная коллегия согласиться не может.
Исходя из разъяснений, приведенных в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам гл. 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая содержание решения Думы Артемовского городского округа от 27.02.2020 N 645 "О внесении изменений в Программу управления собственностью Артемовского городского округа на 2019 - 2021 годы", судебная коллегия находит верной позицию, изложенную представителем административного истца в заседании суда апелляционной инстанции.
Так, оспариваемое решение вносит изменения в раздел 8 Программы управления собственностью Артемовского городского округа, принятую решением Думы Артемовского городского округа от 25.10.2018 N 422. При этом сама Программа принята в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для решения вопросов местного значения городского округа, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности Артемовского городского округа.
Соответственно, по своей юридической природе Программа управления собственностью Артемовского городского округа, изданная управомоченным представительным органом местного самоуправления, определяет механизм правового регулирования, взаимодействия между субъектом публичной власти - собственником муниципального имущества и неопределенным кругом лиц, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на приобретение этого имущества, его временное использование.
С учетом чего, Решение Думы Артемовского городского округа от 27.02.2020 N 645 "О внесении изменений в Программу управления собственностью Артемовского городского округа на 2019 - 2021 годы" обладает признаками нормативно-правового акта.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований подсудны областному суду.
Правом на обращение в областной суд обладает прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители (ч. 2 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании ч. 2 ст. 222, п. 2 ч. 1 ст. 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 125 и 126 названного Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
Поскольку при принятии административного искового заявления Артемовского городского прокурора вопрос о возврате административного иска судом первой инстанции не был разрешен, с учетом вышеприведенных законоположений во взаимосвязи с ч. 2 ст. 196, ст. 197 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данное административное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Артемовского городского суда Свердловской области от 07 июля 2020 года отменить.
Административное исковое заявление Артемовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Думе Артемовского городского округа, администрации Артемовского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа о признании недействующим в части решения Думы Артемовского городского округа от 27.02.2020 N 645 "О внесении изменений в Программу управления собственностью Артемовского городского округа на 2019 - 2021 годы" оставить без рассмотрения.
Разъяснить участвующими в деле лицам, что в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения они вправе подать через суд первой инстанции кассационную жалобу (представление) в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий |
В.В. Прокофьев |
Судьи |
Н.С. Корякова |
|
И.Г. Насыков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 1 октября 2020 г. N 33а-12633/2020 "Об отмене Решения Артемовского городского суда Свердловской области от 07.07.2020 и оставлении без рассмотрения заявления о признании частично недействующим Решения Думы Артемовского городского округа от 27.02.2020 N 645 "О внесении изменений в Программу управления собственностью Артемовского городского округа на 2019 - 2021 годы"
Текст определения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)