Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Евдокимовой А.Ф.,
с участием представителей:
административного истца - Берчатовой Любови Геннадьевны,
административного ответчика - Бычина Андрея Валерьевича,
заинтересованного лица - Исаева Руслана Сальваровича,
прокурора Войновой Ольги Анатольевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Аэропорт Кольцово" о признании нормативного правового акта недействующим в части, установил:
приказом Федеральной антимонопольной службы России от 21 октября 2015 года N 987/15 в отношении административного истца (регулируемой организации) введено государственное регулирование деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры на территории Свердловской области.
11 декабря 2019 года Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) принято постановление N 237-ПК "Об установлении тарифов на услуги по транспортировке воды и транспортировке сточных вод, оказываемые организациями водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области, с использованием метода сравнения аналогов на 2020 год" (далее - постановление N 237-ПК).
Названным постановлением - регулируемой организации - публичному акционерному обществу "Аэропорт Кольцово" (город Екатеринбург), которое оказывает в зоне деятельности гарантирующей организации (МУП "Водоканал") услуги по транспортировке, на 2020 год (с календарной разбивкой на полугодия) установлены тарифы на услуги (без НДС): по транспортировке воды в размере 6 руб. 63 коп / м 3 (подпункт 12.1), по транспортировке сточных вод в размере 5 руб. 19 коп. / м 3 (подпункт 12.2).
ПАО "Аэропорт Кольцово" обратилось в Свердловский областной суд с административным иском, подлежащим рассмотрению в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Полагая нарушенными свои права и законные интересы, административный истец, настаивая на необоснованности установления оспариваемых значений тарифов с использованием метода сравнения аналогов, и неправомерности в связи с этим их занижения, просит признать недействующим постановление N 237-ПК в части утверждения обозначенных тарифов.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, настаивал на признании недействующими оспариваемых норм - тарифа на транспортировку воды и тарифа на транспортировку сточных вод, с использованием которых административным истцом оказываются услуги МУП "Водоканал" и осуществляются расчёты.
РЭК Свердловской области (административный ответчик), возражая против обоснованности суждений административного истца, заявленные требования не признала по доводам, которые изложены в представленных письменных возражениях и поддержаны представителем в судебном заседании. Не усматривая несоответствий оспариваемых тарифов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, настаивая на обоснованности расчётов и утверждения значений тарифа с использованием метода сравнения аналогов, а также недопустимости сохранения и применения в отношении ПАО "Аэропорт Кольцово" ранее применявшегося метода индексации, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (МУП "Водоканал"; заинтересованное лицо), которое рассчитывается с ПАО "Аэропорт Кольцово" и оплачивает административному истцу оказываемые услуги с использованием оспариваемых тарифов, поддержав возражения административного ответчика, считает требования административного истца не подлежащими удовлетворению.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, допросив свидетелей, а также заключение прокурора Войновой О.А., полагавшей, что требования административного иска не подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объёме. Исходя из предписаний части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и применительно к рассматриваемому административному делу, суд должен выяснить:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа на принятие нормативного правового акта;
б) форма и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу обозначенной нормы, ПАО "Аэропорт Кольцово", полагая, что используемые при осуществлении расчётов и действующие на момент обращения в суд значения тарифов нарушают его права, свободы и законные интересы, вправе обратиться в суд с подобным административным иском, который должен быть рассмотрен и разрешён по существу.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", устанавливая в статье 5, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Из положений статьи 31 названного Федерального закона, содержащей исчерпывающий перечень тарифов подлежащих регулированию в сфере водоснабжения и водоотведения, следует, что к тарифам, подлежащим регулированию в сфере холодного водоснабжения относится тариф на транспортировку воды; в сфере водоотведения - тариф на транспортировку сточных вод. Порядок формирования тарифов, методы расчёта тарифов, способы регулирования тарифов, а также период их действия регулирует статья 32 этого же Федерального закона, предусматривая, что порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации. В число методов, с использованием которых осуществляется расчёт тарифов, входят (помимо иных методов) метод индексации и метод сравнения аналогов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены "Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования) и "Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Правила регулирования тарифов). Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э утверждены Методические указания по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).
Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утверждённым Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года N 1067-УГ, установлено, что РЭК Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен. РЭК Свердловской области устанавливает подлежащие государственному регулированию тарифы и размер платы в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (пункты 1 и 13 Положения). Из содержания пунктов 29-32 Положения следует, что для определения основных направлений деятельности в области регулирования цен и принятия соответствующих решений образуется коллегиальный орган - Правление Комиссии, на заседании которого принимаются решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании. Решения, принятые на заседании Правления, оформляются постановлениями РЭК Свердловской области.
Как видно из материалов рассматриваемого административного дела, нормативный правовой акт, который содержит оспариваемые нормы (постановление N 237-ПК), принят уполномоченным органом, единогласно на заседании Правления Комиссии, при наличии необходимого кворума. Заслушав предложения уполномоченного об установлении тарифов для административного истца, задав в ходе обсуждения уточняющие вопросы, и получив необходимые пояснения, Правление Комиссии приняло решение, которое оформлено в нормативном правовом акте - в постановлении N 237-ПК. Принятое постановление в установленном порядке опубликовано и размещено на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области (http://www.pravo.gov66.ru).
Таким образом, проверяя соблюдение требований, перечисленных законодателем в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что постановление N 237-ПК принято уполномоченным органом, в надлежащей форме при соблюдении установленной процедуры; нормативный правовой акт опубликован в установленном порядке и введён в действие. Поводов и основание для иных утверждений не установлено; стороны на несоблюдение перечисленных условий также не ссылались.
Относительно вопроса о соответствии оспариваемых положений (подпунктов 12.1 и 12.2) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующих обстоятельств.
ПАО "Аэропорт Кольцово" (регулируемая организация, административный истец) эксплуатирует 4346 метров сетей водоснабжения и 3365 метров сетей водоотведения. Таким образом, протяженность сетей холодного водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых поименованной регулируемой организацией, не превышает в централизованных системах холодного водоснабжения и водоотведения 10 километров.
Данное фактическое обстоятельство никем не оспаривается; его действительность и достоверность не вызывает у суда никаких сомнений.
30 апреля 2019 года ПАО "Аэропорт Кольцово" обратилось в РЭК Свердловской области с заявлением и обосновывающими материалами для установления тарифов на 2020 год. Регулируемая организация проектировала установить на 2020 год с использованием метода индексации тарифы на услуги (без НДС): по транспортировке воды в размере 61 руб. 62 коп / м 3, по транспортировке сточных вод в размере 37 руб. 04 коп. / м 3.
РЭК Свердловской области известила 06 мая 2019 года регулируемую организацию об открытии дела о корректировке регулируемых тарифов.
Письмом от 19 июля 2020 года РЭК Свердловской области сообщила регулируемым организациям об изменении положений Основ ценообразования (в том числе, об обязательности применения метода сравнения аналогов).
13 августа 2019 года ПАО "Аэропорт Кольцово" сообщил органу тарифного регулирования информацию об имеющейся (используемой и вышеназванной) протяжённости сетей водоснабжения и водоотведения.
В период согласования тарифов ПАО "Аэропорт Кольцово" возражало против изменения метода регулирования; настаивало на продолжении применения метода индексации, просило при корректировке тарифов применить значения объёмов, которые заявлены ПАО "Аэропорт Кольцово".
Как видно из материалов рассматриваемого административного дела, ранее, 11 декабря 2017 года, постановлением РЭК Свердловской области N 157-ПК установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения с использованием метода индексации. На 2018 года базовые уровни операционных расходов ПАО "Аэропорт Кольцово" установлены: на транспортировку воды - 795,5 тыс. руб.; на транспортировку сточных вод - 705,2 тыс. руб.
Также постановлением от 11 декабря 2017 года N 158-ПК для административного истца, с использованием метода индексации на основе вышеназванных и указанных долгосрочных параметров регулирования на 2018 - 2022 годы, были утверждены на долгосрочный (пятилетний) период регулирования аналогичные тарифы (без НДС): по транспортировке воды (подпункт 4.1), по транспортировке сточных вод (подпункт 4.2).
Размеры этих ранее утверждённых постановлением РЭК Свердловской области от 11 декабря 2017 года N 158-ПК тарифов (с применением метода индексации, на пятилетний период, с календарной разбивкой по полугодиям) существенно отличались; были в несколько раз выше в сравнении с размерами оспариваемых тарифов, которые рассчитаны методом сравнения аналогов. То есть, при условии сохранения прежних объёмов услуг и неизменности метода регулирования, ПАО "Аэропорт Кольцово" получало бы в 2020 году от гарантирующей организации больше денежных средств за оказываемые услуги по транспортировке воды и сточных вод.
Причиной снижения тарифов послужило изменение метода регулирования (вместо метода индексации использован метод сравнения аналогов).
Однако, законодателем предусмотрено, что выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных Основами ценообразования, и с учётом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 3 статьи 32 Федерального закона).
В силу пункта 6 части 1 статьи 4 Федерального закона к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено утверждение правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
04 июля 2019 года Правительством Российской Федерации издано, опубликовано, и с 20 июля 2019 года действует, постановление N 855, которым утверждены изменения, вносимые в Основы ценообразования, тем самым введено иное регулирование, отличающееся от ранее действовавшего регулирования. Так, помимо прочих изменений, пункт 53 Основ ценообразования изложен (и с 20 июля 2019 года действует) в следующей редакции:
"Метод сравнения аналогов применяется при установлении тарифов на транспортировку холодной воды в отношении регулируемой организации, осуществляющей указанный вид регулируемой деятельности в зоне деятельности гарантирующей организации, если протяженность сетей холодного водоснабжения, эксплуатируемых этой регулируемой организацией, не превышает 10 километров в централизованной системе холодного водоснабжения.
Метод сравнения аналогов применяется при установлении тарифов на транспортировку сточных вод в отношении регулируемой организации, осуществляющей указанный вид регулируемой деятельности в зоне деятельности гарантирующей организации, если протяженность сетей водоотведения, эксплуатируемых этой регулируемой организацией, не превышает 10 километров в централизованной системе водоотведения.
Метод сравнения аналогов не применяется в отношении гарантирующей организации."
Одновременно, внося изменения и устанавливая иное правовое регулирование, Правительство Российской Федерации в пунктах 5 и 6 своего нормативного правового акта предусмотрело, что Основы ценообразования (действующие с 20 июля 2019 года) применяются к отношениям, связанным с государственным регулированием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2020 год и последующие годы. Кроме того, органам регулирования изложено императивное предписание - установить с 01 января 2020 года регулируемым организациям тарифы на транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод в соответствии с Основами ценообразования (действующими с 20 июля 2019 года). При этом, органам регулирования необходимо предусмотреть одновременное прекращение действия ранее установленных тарифов на транспортировку холодной воды и (или) на транспортировку сточных вод в отношении этих регулируемых организаций.
Во исполнение таких предписаний нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, административным ответчиком, одновременно с изданием постановления N 237-ПК, принято постановление N 238-ПК, в соответствии с пунктом третьим которого внесены изменения в постановление N 158-ПК, путём изложения тарифов в новой редакции. Как видно непосредственно из содержания вновь утверждённой таблицы с тарифами, с 01 января 2020 года для ПАО "Аэропорт Кольцово" тарифы на транспортировку воды и на транспортировку сточных вод исключены (удалены) из нормативного правового акта (из постановления N 158-ПК), то есть, прекращено действие ранее установленных тарифов.
Следует также отметить, что Правительство Российской Федерации, внося вышеизложенные изменения, в числе прочего, предусмотрело в пункте 75 Основ ценообразования допустимость и возможность применения метода индексации, если протяженность сетей холодного водоснабжения (водоотведения), эксплуатируемых этой регулируемой организацией, превышает 10 километров в централизованной системе холодного водоснабжения (водоотведения) или такая организация является гарантирующей организацией.
При таких обстоятельствах, и таком изменении правового регулирования, суд, вопреки утверждениям административного истца, приходит к выводу, что изменение административным ответчиком метода регулирования, вне зависимости от волеизъявления со стороны регулируемой организации, проведено правильно, законно и обоснованно. РЭК Свердловской области должна соблюдать и исполнять нормы Основ ценообразования, и не может игнорировать императивные по своей сути предписания, содержащиеся в Постановлении Правительства Российской Федерации.
Мнение административного истца о том, что отсутствовали обстоятельства, предусмотренные Основами ценообразования в пунктах 30 и 33, как основания для изменения метода регулирования, не означает того, что оспариваемые нормы должны быть признаны судом недействующими.
Правительство Российской Федерации прямо и однозначно предусмотрело необходимость изменить с 2020 года метод регулирования для организаций, в случае, когда протяжённость эксплуатируемых сетей не превышает десяти километров. Следовательно, вне зависимости от иных положений Основ ценообразования, вне зависимости от нахождения регулируемой организации в пятилетнем периоде долгосрочного регулирования, с 2020 года при установлении поименованных и рассматриваемых тарифов для ПАО "Аэропорт Кольцово" в обязательном порядке должен применяться метод сравнения аналогов. Применение иных методов в данном случае недопустимо, а в случае такого применения (использования иного метода регулирования), тарифы устанавливались и утверждались бы в нарушение норм, обладающих большей юридической силой.
Поэтому доводы ПАО "Аэропорт Кольцово", по мнению суда, являются несостоятельными и не приводят к возможности сделать вывод о том, что в данном случае имеются основания для удовлетворения административного искового заявления, предусмотренные в статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверяя нормативный правовой акт в полном объёме (вне зависимости от доводов сторон), суд также приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом тарифы на транспортировку, по своему содержанию, а также и по своей величине, полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (Основам ценообразования и Методическим указаниям). Нарушений прав административного истца суд в рассматриваемом деле не усматривает.
В отношении правильности непосредственных расчётов тарифов, применению подлежат положения Методических указаний. Как предусмотрено пунктом 96 Методических указаний тарифы регулируемых организаций на транспортировку холодной воды и на водоотведение, без дифференциации в виде одноставочных тарифов, рассчитываются в соответствии с формулой 42:
То есть, необходимая валовая выручка регулируемой организации, относящаяся на соответствующий регулируемый вид деятельности, делится на объём отпускаемой воды (аналогично и для объёма принимаемых сточных вод) абонентам и другим регулируемым организациям.
На примере расчёта тарифа на услугу по транспортировке воды:
(704,9 тыс. руб. / 106,322 тыс. м 3 = 6 руб. 63 коп / м 3)
В свою очередь, пункты 35-38 Методических указаний устанавливают (детализируют), каким образом рассчитывается необходимая валовая выручка регулируемой организации методом сравнения аналогов.
При проведении расчётов предусмотрено, что протяженность водопроводной (канализационной) сети регулируемой организации определяется в сопоставимых величинах, расходы на прокладку которой эквивалентны средним расходам на прокладку сети диаметром 500 мм.
Текущие расходы гарантирующей организации, отнесённые на вид деятельности по транспортировке воды, делятся на протяженность водопроводной сети гарантирующей организации, определённой в сопоставимых величинах (878170,5 тыс. руб. / 2225255,466 условных метров).
В результате, величина удельных текущих расходов составляет 0,394638 тыс. руб. / условный метр.
Нормативный уровень расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов в расчёте на протяженность сети определяется органом регулирования тарифов исходя из среднего уровня расходов на амортизацию в структуре необходимой валовой выручки регулируемых организаций, в размере, не превышающем 15 процентов удельной необходимой валовой выручки в расчете на километр водопроводной (канализационной) сети.
То есть, нормативный уровень расходов на амортизацию составляет 105,73 тыс. руб. (15% от необходимой валовой выручки - 704,9 тыс. руб.).
При умножении протяжённости сети регулируемой организации (1518,049 условных метров) на величину удельных текущих расходов (0,394638 тыс. руб. / условный метр) получается значение необходимой валовой выручки, но только в размере 85% (599,08), поскольку расходы на амортизацию ПАО "Аэропорт Кольцово" учитываются в размере 15%.
Следовательно, учтённые в размере 15% расходы на амортизацию (в их цифровом выражении), составят 105,73 тыс. руб.
Таким образом, в итоге и складывается величина необходимой валовой выручки в размере 704,9 тыс. руб. (599,08 + 105,73), при делении которой на объём отпускаемой воды, получается величина тарифа.
Имеющийся расчёт, данные для которого содержаться в представленном экспертном заключении административного ответчика, а также воспроизведены в приложении к выписке из протокола заседания Правления Комиссии, проверены судом и правильность проведённого расчёта сомнений не вызывает. Точно также как в отношении тарифа на транспортировку воды, тождественным образом органом тарифного регулирования рассчитана величина тарифа на транспортировку сточных вод.
Исходя из положений статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта, судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. В том случае, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Принимая решение, суд приходит к выводу, что оспариваемые тарифы, вопреки мнению ПАО "Аэропорт Кольцово", не нашедшему своего подтверждения, утверждённые постановлением N 237-ПК, обоснованно рассчитаны органом регулирования с применением метода сравнения аналогов в правильных размерах. При расчётах административным ответчиком соблюдены, не нарушены, и правильно применены положения пункта 53 Основ ценообразования, пунктов 34-38 и 96 Методических указаний, определяющих порядок расчёта тарифов. О несоответствии проверенных судом норм каким-либо иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, утверждать невозможно, поэтому административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, а оспариваемые тарифы не могут быть признаны судом недействующими.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление публичного акционерного общества "Аэропорт Кольцово" о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11 декабря 2019 года N 237-ПК "Об установлении тарифов на услуги по транспортировке воды и транспортировке сточных вод, оказываемые организациями водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области, с использованием метода сравнения аналогов на 2020 год" в части установления публичному акционерному обществу "Аэропорт Кольцово" тарифов на транспортировку воды (подпункт 12.1) и на транспортировку сточных вод (подпункт 12.2) - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 04 декабря 2020 года.
Судья |
М.В. Старков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 16 ноября 2020 г. N 3а-356/2020 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Постановления РЭК Свердловской области от 11.12.2019 N 237-ПК "Об установлении тарифов на услуги по транспортировке воды и транспортировке сточных вод, оказываемые организациями водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области, с использованием метода сравнения аналогов на 2020 год"
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)