Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Евдокимовой А.Ф.,
с участием представителя административного истца - Марченко Ю.В.,
прокурора Войновой Ольги Анатольевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цепелева Николая Николаевича о признании нормативных правовых актов недействующими в части,
установил:
в соответствии с Законом Свердловской области от 12 октября 2004 года N 90-ОЗ "Об установлении границ муниципального образования Белоярский район и наделении его статусом городского округа" муниципальное образование Белоярский район наделено статусом городского округа.
Решением Белоярской районной Думы от 27 июня 2005 года N 31 утверждён Устав Белоярского городского округа (далее - Устав). В состав территории городского округа входит множество населённых пунктов, поименованных в статье 3 Устава, в том числе, посёлок Прохладный.
На территории Белоярского городского округа утверждены и генеральный план городского округа, и генеральные планы отдельных населённых пунктов. Генеральные планы, Правила землепользования и застройки опубликованы и размещены на официальном портале городского округа.
Решением Думы Белоярского городского округа от 27 мая 2015 года N 38 утверждён Генеральный план Белоярского городского округа применительно к территории села Косулино и посёлка Прохладный.
Решением Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 года N 44 утверждены Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа.
Ранее, Свердловский областной суд при рассмотрении административных дел N 3а-240/2018 и N 3а-286/2018 установил, что существенных нарушений при принятии Генерального плана Белоярского городского округа применительно к территории села Косулино и посёлка Прохладный допущено не было. Этот нормативный правовой акт принят административным ответчиком в соответствии с установленной компетенцией и при наличии кворума, опубликован в установленном порядке. Населению муниципального образования была обеспечена возможность участвовать в обсуждении проекта нормативного правового акта, о чём свидетельствует заключение по результатам публичных слушаний. Поэтому отдельные нарушения процедуры принятия названного Генерального плана сами по себе не могут являться основаниям для признания его недействующим и исключения из системы действующих правовых актов муниципального образования. При принятии Правил землепользования также соблюдены требования действующего законодательства, устанавливающие полномочия представительного органа местного самоуправления, форму и вид нормативного правового акта, процедуру его принятия и введения в действие.
Указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта, имеют преюдициальное значение для неопределённого круга лиц при рассмотрении других дел. Поэтому обстоятельства, перечисленные в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и установление которых является обязательным вне зависимости от доводов административного истца, в данном случае не нуждаются в повторном установлении. Рассматривая и разрешая требования Цепелева Н.Н., суд исходит из того, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты приняты полномочным органом местного самоуправления, в соответствующем виде и форме, с соблюдением установленных процедур, а также порядка опубликования и правил введения в действие.
05 марта 2020 года в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратился Цепелев Николай Николаевич, являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером N. Указал, что уполномоченный орган местного самоуправления, сославшись на положения Правил землепользования и застройки, уведомил его недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ему земельном участке, потому что этот земельный участок располагается в территориальной зоне огородничества. Усматривая нарушение своих прав и законных интересов, Цепелев Н.Н. просит суд признать недействующими в вышеназванных нормативных правовых актах представительного органа местного самоуправления схему генерального плана и карту градостроительного зонирования в части принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером N.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, настаивал на удовлетворении административного иска, просил признать обозначенные нормы недействующими.
Дума Белоярского городского округа, не оспаривая фактические обстоятельства, на которые ссылается административный истец, заявила о признании предъявленных требований, которые оформила в письменном виде. От административного ответчика, помимо признания требований, поступила также просьба рассмотреть дело без участия своего представителя. Изложенное в письменной форме заявление о признании административного иска приобщено к рассматриваемому административному делу.
Заинтересованное лицо - администрация Белоярского городского округа о своём отношении к рассматриваемым требованиям ничего не сообщила.
Заслушав объяснения представителя административного истца, участвующего в судебном заседании, а также заключение прокурора Войновой О.А., полагавшей, что требования административного искового заявления, учитывая их признание представительным органом местного самоуправления, подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по рассматриваемому делу доказательства, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Исходя из предписаний части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и применительно к рассматриваемому административному делу, суд должен выяснить:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административных истцов;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа на принятие нормативного правового акта;
б) форма и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Цепелев Н.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, он относится к числу субъектов отношений, регулируемых нормативными правовыми актами в оспариваемой части, поэтому, предполагая нарушенными свои права, свободы и законные интересы, Цепелев Н.Н. вправе обратиться в суд с заявленными требованиями.
Утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Принимаемые муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план городского округа - это документ территориального планирования, утверждаемый на срок не менее чем двадцать лет (часть 1 статьи 18, часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Структура органов местного самоуправления Белоярского городского округа установлена статьёй 22 Устава. Дума Белоярского городского округа является представительным органом муниципального образования, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа; состоит из двадцати депутатов (пункты 1 и 2 статьи 23 Устава). Решения Думы городского округа входят в систему муниципальных правовых актов городского округа (статья 53 Устава). Официальным печатным средством массовой информации на территории Белоярского городского округа определена общественно-политическая газета Белоярского городского округа "Новое "Знамя" (решение Думы Белоярского городского округа от 29 октября 2008 года N 86).
Фактические обстоятельства, связанные с тем, что земельный участок административного истца на схеме генерального плана населённого пункта посёлок Прохладный Белоярского городского округа отнесён к функциональной зоне "огородничество", а в Правилах землепользования и застройки этот же земельный участок находится в территориальной зоне "огородничество", сторонами не оспаривается. Более того, признавая административное исковое заявление, административный ответчик сам указывает об этих обстоятельствах в своём заявлении.
Как предусмотрено положениями статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Признание требований органом местного самоуправления, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт, не влечёт за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта (часть 10 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При этом, в данном случае суд считает, что муниципальные правовые акты в их оспариваемой части никак не затрагивают никаких публичных интересов, поскольку не касаются прав и интересов неопределенного круга лиц, а затрагивают только административного истца. Поэтому ничего не препятствует принятию судом признания административного иска и, соответственно, удовлетворению заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Цепелева Николая Николаевича о признании нормативных правовых актов недействующими в части удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:
- схему генерального плана населённого пункта посёлок Прохладный Белоярского городского округа, утверждённого решением Думы Белоярского городского округа от 27 мая 2015 года N 38, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к функциональной зоне огородничество.
- карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа, утверждённых решением Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 года N 44, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к территориальной зоне огородничество.
Сообщение о принятии решения суда подлежит в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу размещению в официальном печатном средстве массовой информации - в общественно-политической газете Белоярского городского округа "Новое "Знамя".
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2020 года.
Судья |
М.В. Старков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 15 июля 2020 г. N 3а-241/2020 "О признании частично недействующими схемы генерального плана населенного пункта поселок Прохладный Белоярского городского округа, утв. Решением Думы Белоярского городского округа от 27.05.2015 N 38, и карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа, утв. Решением Думы Белоярского городского округа от 20.06.2016 N 44"
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)