В соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Доклад о правоприменительной практике при осуществлении регионального государственного экологического надзора, в том числе при организации и осуществлении контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих регионального государственному экологическому надзору за 2020 год.
2. Управлению государственной инспекции экологического надзора разместить утвержденный Доклад на сайте Министерства.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра Ф.Ф. Шакирова.
Министр |
А.В. Шадриков |
Доклад
о правоприменительной практике при осуществлении регионального государственного экологического надзора, в том числе при организации и осуществлении контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих регионального государственному экологическому надзору за 2020 год
(утв. приказом Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 28 декабря 2020 г. N 1484-п)
В рамках контрольно-надзорной деятельности Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство) региональный государственный экологический надзор (далее - РГЭН), в том числе за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих регионального государственному экологическому надзору. РГЭН осуществляется по следующим направлениям:
региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной;
региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
региональный государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
региональный государственный экологический надзор за сбросом сточных вод через централизованную систему водоотведения.
РГЭН осуществляется в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
В 2020 году проведено 34 проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
В соответствии с утвержденным Планом проведения проверок (приказ от 24.12.2019 N 1431-п) проведено 4 плановые проверки (2019 г. - 146), 54 проверки исключены из плана на основании актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) в 2020 году.
Проведены внеплановые проверки: контроль исполнения предписаний - 30 (2019 г. - 147).
В соответствии со ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проведено 2243 плановых рейдовых осмотра.
В 2020 году рассчитан причиненный ущерб на сумму 87485,170 тыс. руб. (2019 г. - 415020,661), в том числе причиненный водным объектам - 5252,5 тыс. руб. (2019 г. - 146796,594 тыс. руб.), почве - 15925,810 тыс. руб. (2019 г. - 15705,957 тыс. руб.), недрам - 16013,119 тыс. руб. (2019 г. - 476,984 тыс. руб.), в области обращения с отходами - 48049,190 тыс. руб. (2019 г. - 384152,5 тыс. руб.).
Ущерб водным объектам причинен в результате нарушений требований Водного кодекса Российской Федерации, в части сброса в водные объекты отходов производства и потребления, сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию. Ответственность за данные нарушения предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) "Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение" и ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ "Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты".
Ущерб почве, в области обращения с отходами причинен в результате несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления и в результате загрязнения, порчи, уничтожение земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, чем нарушены требования Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об охране окружающей среды"
Ответственность за данные нарушения предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ "Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления" ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ "Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления", Ущерб недрам причинен в результате пользование недрами без лицензии на пользование недрами, чем нарушены требований Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Ответственность за данные нарушения предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ "Пользование недрами без лицензии на пользование недрами".
Наибольшее количество нарушений выявлено в области обращения с отходами производства и потребления:
- сброс отходов производства и потребления (выявлено 1459 нарушений, составлено 1089 протоколов об административных правонарушениях, в том числе на юридических лиц - 104, на должностных лиц - 368, индивидуальных предпринимателей - 45, физических лиц - 572;
- отсутствие договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором (выявлено 384 нарушения, составлено 403 протокола об административных правонарушениях, в том числе на юридических лиц - 186, на должностных лиц - 32, индивидуальных предпринимателей - 183, физических лиц - 2.
Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен абз. 2 п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором предусмотрена ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Ответственность за указанные правонарушения предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ "Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления"
По итогам 2020 года выдано 173 предписания, из них 127 предписаний выполнено, по 17 предписаниям срок исполнения не истек.
По ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ "Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства" составлен 31 протокол об административном правонарушении, вынесено 19 постановлений на общую сумму 147000 рублей.
В рамках профилактики нарушения обязательных требований направлено 1400 предостережения, из них исполнено 905.
Наибольшее число предостережений направлено о необходимости принять меры по обеспечению соблюдения следующих обязательных требований:
- заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии со ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- проведение рекультивации земель, в соответствии с п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (постановление Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" устанавливают порядок проведения рекультивации земель, а также особенности рекультивации земель. Лица, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок, не позднее чем 7 месяцев со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель.)
Административные наказания назначаются с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
При малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они учитываются при назначении административного наказания.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесено 2641 штрафов, 1228 предупреждений, 77 устных замечаний.
Административно обжалованы 8 постановлений по делам об административных правонарушениях. Количество отмененных постановлений - 1.
Причины обжалования: неправильное применение норм материального и процессуального права.
Решения по жалобам принимались по результатам полного, всестороннего изучения материалов административных дел.
Из 542 судебных дел решение в пользу Министерства вынесено по 463 делам, что составляет 85,4%.
Примеры принятия судебных решений в пользу Министерства:
- судами в отношении юридических лиц применено наказание в виде административной приостановки деятельности, а именно в отношении ООО "Коммунальные сети - Татарстан" Набережночелнинским городским судом вынесено постановление в виде административной приостановки деятельности коллектора хозяйственно-бытовых отходов сроком 60 суток, по факту нарушения законодательства в области правил обращения с опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, выразившееся в осуществлении сброса сточных (канализационных) вод на рельеф местности на общей площади 70 кв. м (Прикамское ТУ); в отношении ООО "База ЖДС" Набережночелнинским городским судом вынесено постановление в виде административной приостановки деятельности в части использования земельного участка, сроком 60 суток по факту умышленного невыполнения требований должностного лица осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ "Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении" (Закамское ТУ);
- Верховным судом Республики Татарстан оставлено без изменения решение Зеленодольского городского суда об обязании гражданина разработать проект восстановления протоки, соединяющей реку Сумка и озеро Ильинское и привести протоку в естественное состояние путем рекультивации и восстановления нарушенного состояния окружающей среды (в рамках обследования было установлено, что с северо-западной стороны оз. Ильинское, в прибрежной защитной полосе озера имелись следы работы специальной техники, складированы трубы, произведена расчистка и планировка местности под проезжую грунтовую дорогу с перемещением плодородного слоя почвы, песком засыпана протока, соединяющая реку Сумка с оз. Ильинское);
- Одиннадцатым Арбитражным апелляционным судом оставлено без изменения решение Арбитражного суда Республики Татарстан об удовлетворении исковых требований министерства о взыскании с ООО ФСК "БРИЗ" ущерба, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды в размере 756 тыс. 600 рублей, судом первой инстанции установлено ООО ФСК "Бриз" допустило сбор отходов производства и потребления в виде осадка отстоя воды от промывки бетонных изделий и /или оборудования производства товарного бетона (ФККО 3461175394) из транспортного средства КАМАЗ на почву общей площадью 776 кв. м, глубина проникновения до 4 см, что является нарушением требований статьи 51 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; довод заявителя о возможности применения в качестве возмещения вреда в натуре рекультивации судом отклонен, юридическое лицо деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка лежит обязанность как привести земельный участок в первоначальное состояние, так и возместить вред, причиненный окружающей среде; в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" предусмотрено право суда уменьшить размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, но только гражданам, с учетом их имущественного положения, в данном случае с учетом того, что ущерб взыскивается непосредственно с юридического лица, суд не усматривает возможности и оснований для снижения его размера;
- Верховным судом Республики Татарстан оставлено без изменения решение Приволжского районного суда г. Казани в части взыскания с гражданина в пользу министерства 11 млн 704 тыс. 500 руб. в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде; в обоснование иска указано, что приговором Приволжского районного суда г. Казани гражданин признан виновным в хищении песка, принадлежащего Российской Федерации, общий объем похищенного песка составил 68850 куб. м (Центральное ТУ);
- Арбитражным судом РТ, Одиннадцатым Арбитражным апелляционным судом, оставлено без изменения постановление по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении АО "Татойлгаз" о назначении административного наказания виде штрафа в размере 800 тыс. руб. (добыча полезного ископаемого за пределами горного отвода и лицензионного участка на площади 2696,76 кв. м) (Юго-Восточное ТУ).
Причиной принятие судебных решений не в пользу Министерства являются следующие типичные нарушения.
1. Отсутствие состава административного правонарушения (надлежащий субъект правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения).
Елабужским городским судом постановление Прикамского ТУ в отношении председателя СНТ "Спутник" по ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено (факт обнаружения на территории СНТ "Спутник" сброса отходов производства и потребления на почву в виде бытовых отходов площадью 30 кв. м, объемом 10 куб. м). Председатель СНТ "Спутник" указала на то что территория на которой обнаружена свалка мусора к СНТ "Спутник" не относится, каких либо доказательств, опровергающих данные доводы в материалах дела не имеется.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
2. Отсутствие доказательств, послуживших основанием для вывода о причинении действиями (бездействиями) вреда, причиненного окружающей среде.
Одиннадцатым Арбитражным апелляционным судом оставлено без изменения решение Арбитражного суда Республики Татарстан об отказе в иске с ответчика в размере 455 тыс. руб. (осуществлен сброс от зимней уборки улиц на общей площади 210 кв. м, объемом 280 куб. м в Советском районе г. Казани). По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда. В основу заявленных требований положен сам факт нахождения снега на почве в зимний период, что само по себе не может свидетельствовать о причинении вреда почве. При этом захламление участка именно отходами производства и потребления установлено не было, поскольку снег, в свою очередь, не относится к твердым производственным и бытовым отходам.
На основании рассмотренных нарушений должностным лицам рекомендовано:
1. При осуществлении производств по делам об административных правонарушениях в соответствии со статьями 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснять следующие обстоятельства по делу:
- виновность лица в совершении административного правонарушения
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
2. В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием, решений, совершения действий, возлагается на государственный орган или должностное лицо.
Министерством в рамках реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований в области регионального государственного экологического надзора на период 2020-2022 гг. утвержденной приказом Министерства от 20.12.2019 N 1400-п, проведены следующие мероприятия:
- подготовлено обобщение практики осуществления регионального государственного экологического надзора, и размещено на официальном сайте Министерства, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
- подготовлен ежегодный Доклада об осуществлении регионального государственного экологического надзора и об эффективности такого контроля (надзора) в 2019 году, а также размещен в электронной форме посредством государственной автоматизированной информационной системы "Управление";
- поддерживается в актуальном состоянии перечень нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования;
- поддерживаются в актуальном состоянии проверочные листы (списков контрольных вопросов) по содержанию и технически с перечнями нормативно-правовых актов;
- по мере необходимости проводятся консультации для подконтрольных субъектов по разъяснению обязательных требований;
- организована "обратная связь" с подконтрольными субъектами через каналы связи: телефон, электронная почта, факс: в Министерстве работает телефон горячей линии (843) 267-68-67;
- проведено 2 публичных мероприятия (обсуждения) в режиме конференции Zoom:
- 25 июня рассмотрены вопросы осуществления регионального государственного экологического надзора, а также результаты правоприменительной практики за 1 полугодие 2020 года, вопросы сдачи отчетности, заключения договоров водопользования, исключения плановых проверок из ежегодного плана проведения проверок на 2020 год, своевременной постановки на учет объектов негативного воздействия на окружающую среду.
- в декабре в ходе проведенных мероприятий обсуждены вопросы по недопущению нарушений обязательных требований в рамках регионального государственного экологического надзора, обсуждены результаты правоприменительной практики во втором полугодии, даны полные разъяснения по всем вопросам поступивших от природопользователей.
Статистические данные показывают, что количество выявленных нарушений инспекторами Министерства в сфере природопользования и охраны окружающей среды сокращается. Количество выявленных нарушений в 2020 году уменьшилось на 10% по сравнению с 2019 годом:
Годы |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Количество выявленных нарушений |
7369 |
7021 |
6308 |
5685 |
5113 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 28 декабря 2020 г. N 1484-п "Об утверждении Доклада о правоприменительной практике при осуществлении регионального государственного экологического надзора, в том числе при организации и осуществлении контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору за 2020 год"
Текст приказа опубликован не был