Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Б.М. Лебошкина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Б.М. Лебошкин оспаривает конституционность подпункта 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", согласно которому дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Как следует из материалов жалобы, территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации с апреля 2019 года выплата Б.М. Лебошкину дополнительного материального обеспечения была прекращена на том основании, что подпункт 8 пункта 2 статьи 1 указанного Федерального закона не предусматривает установления данной выплаты лауреатам премий Правительства Российской Федерации. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, заявителю было отказано в удовлетворении иска о признании незаконным прекращения дополнительного материального обеспечения.
По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 2, 7, 10, 11, 15, 17-19, 37-39, 41, 46, 55 и 110 Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой она позволяет судам толковать и применять во взаимосвязи с пунктом 24 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению и выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 июня 2017 года N 520н, действовавшим на момент установления выплаты заявителю) понятия "государственная премия Российской Федерации" и "лауреаты государственных премий Российской Федерации", что исключает установление дополнительного материального обеспечения лицам, которым присуждались премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, а также служит основанием для прекращения указанным лицам ранее назначенной выплаты.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Само по себе закрепление в законе права этих лиц на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан.
Оспаривая конституционность подпункта 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", Б.М. Лебошкин, как следует из представленных материалов, нарушение своих прав связывает с неоднозначным пониманием и произвольным применением судами понятий "государственные премии Российской Федерации" и "лауреаты государственных премий Российской Федерации". Однако разрешение этого вопроса, равно как и проверка правильности применения и истолкования в судебной и иной правоприменительной практике данной нормы, в том числе с учетом ее взаимосвязи с другими нормативными предписаниями, не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, установленные статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лебошкина Бориса Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 мая 2021 г. N 983-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лебошкина Бориса Михайловича на нарушение его конституционных прав подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)