Определение Конституционного Суда РФ от 27 мая 2021 г. N 982-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чернышева Юрия Степановича на нарушение его конституционных прав пунктами 12 и 13 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также подпунктами "б" и "в" пункта 3 статьи 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Ю.С. Чернышева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Ю.С. Чернышев оспаривает конституционность следующих положений статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний":
пункта 12 - в той части, в которой он предусматривает, что максимальный размер ежемесячной страховой выплаты не может превышать 72 290,4 рубля (абзац первый);
пункта 13, согласно которому указанный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год с определением коэффициента индексации Правительством Российской Федерации.
Заявитель оспаривает также конституционность подпунктов "б" и "в" пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", изложивших пункты 12 и 13 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в приведенной редакции.
По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 42, 46 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в истолковании, расходящемся в правоприменительной практике с конституционно-правовым смыслом, выявленным в сохраняющих силу решениях Конституционного Суда Российской Федерации, они нарушают права граждан на индексацию и получение в полном объеме сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации при участии в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Изменяя Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ порядок установления максимального размера ежемесячной страховой выплаты и закрепляя его в номинальном выражении в пункте 12 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", законодатель в пункте 13 той же статьи предусмотрел ежегодную (с 1 февраля текущего года) индексацию указанного размера исходя из определенного Правительством Российской Федерации индекса роста потребительских цен за предыдущий год.
Аналогичный порядок индексации был предусмотрен Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ и в отношении ряда других социальных выплат, в том числе ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью для инвалидов-чернобыльцев. Так, в часть третью статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и часть третью статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены изменения, согласно которым установленные данными законами выплаты подлежат индексации исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год, а коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Следовательно, независимо от того, каким образом определен размер указанной компенсации - установлен в твердой сумме исходя из группы инвалидности либо исчислен из среднего заработка, в том числе в случаях, когда такие выплаты установлены в максимальном размере, - к ним применяется единый коэффициент индексации, что обеспечивает всем инвалидам-чернобыльцам повышение уровня возмещения вреда здоровью сообразно индексу роста потребительских цен. Такой подход согласуется с конституционным принципом равенства, предполагающим в том числе равное отношение к лицам, находящимся в одинаковой или сходной ситуации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2018 года N 1112-О).
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для вывода о нарушении оспариваемыми в жалобе Ю.С. Чернышева законоположениями конституционных прав заявителя, которому ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается в размере, значительно превышающем максимальный размер страховой выплаты.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чернышева Юрия Степановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 мая 2021 г. N 982-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чернышева Юрия Степановича на нарушение его конституционных прав пунктами 12 и 13 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также подпунктами "б" и "в" пункта 3 статьи 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)