Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением администрации
Ангарского городского округа
от 10.06.2021 N 570-па
Положение
о муниципальной системе оповещения населения Ангарского городского округа
1. Общие положения
1.1. Положение о муниципальной системе оповещения населения Ангарского городского округа (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", указами Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", от 02.04.2020 N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", от 26.09.2016 N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности", от 09.12.2014 N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи", распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2004 N 1327-р "Об организации обеспечения граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации", для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы оповещения населения.
1.2. Положение определяет назначение, задачи и требования к системе оповещения населения Ангарского городского округа (далее - АГО), порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по их защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
1.4. Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
1.5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
1.6. В общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей используются специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
1.7. Система оповещения населения АГО создана на муниципальном уровне и является автоматизированной системой централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения).
Границами зон действия муниципальная система оповещения являются административные границы муниципального образования.
1.8. Границами зон действия КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
1.9. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых администрацией АГО.
1.10. Система оповещения населения должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом МЧС РФ и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 N 578/365.
На систему оповещения населения утверждается паспорт.
2. Назначение и основные задачи системы оповещения населения
2.1. Система оповещения населения предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения АГО, органов управления и сил ГО и РСЧС.
2.2. Основной задачей муниципальная система оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
2.2.1. Руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС АГО.
2.2.2. Сил ГО и РСЧС АГО.
2.2.3. Дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов АГО.
2.2.4. Людей, находящихся на территории АГО.
2.3. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления РСЧС АГО.
3. Порядок задействования систем оповещения населения
3.1. Задействование по предназначению системы оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планом гражданской обороны и защиты населения, планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории АГО.
3.2. Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального казенного учреждения "Служба по решению вопросов гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" (далее - МКУ "Служба ГО и ЧС") получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает получение и немедленно доводит их до руководства администрации АГО, организаций (собственников объектов, производства), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также до руководства МКУ "Служба ГО и ЧС".
3.3. Решение на задействование муниципальной системы оповещения населения принимается мэром АГО.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с Правительством Иркутской области, администрацией АГО и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Губернатора Иркутской области, мэра АГО, организации (собственника объекта, производства), в ведении которого находится соответствующая КСЭОН.
3.4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования системы оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения Иркутской области или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется оперативным дежурным единой дежурно-диспетчерской службы МКУ "Служба ГО и ЧС", уполномоченными на включение (запуск) системы оповещения населения, с автоматизированного рабочего места при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
а) оперативным дежурным единой дежурно-диспетчерской службы МКУ "Служба ГО и ЧС" осуществляется включение (запуск) оконечных средств оповещения, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
Основной режим функционирования муниципальной системы оповещения - автоматизированный.
Приоритетный режим функционирования муниципальной системы оповещения населения определяется планом гражданской обороны и защиты населения, планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест оперативного дежурного единой дежурно-диспетчерской службы МКУ "Служба ГО и ЧС".
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые звуковые и текстовые сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно.
3.6. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
3.6.1. Сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем.
3.6.2. Сети эфирного телерадиовещания.
3.6.3. Сети местной телефонной связи.
3.6.4. Сети систем персонального радиовызова.
3.6.5. Информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет".
3.6.6. Громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.7. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности АГО (далее - КЧС и ОПБ).
3.8. Порядок действий единой дежурно-диспетчерской службы МКУ "Служба ГО и ЧС", а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации, Правительства Иркутской области и администрации АГО.
3.9. Администрация АГО, МКУ "Служба ГО и ЧС", операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
4. Поддержание в готовности систем оповещения населения
4.1. Поддержание муниципальной системы оповещения в готовности организуется и осуществляется администрацией АГО.
4.2. Готовность системы оповещения населения достигается:
4.2.1. Наличием оперативного дежурного персонала единой дежурно-диспетчерской службы МКУ "Служба ГО и ЧС", ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки.
4.2.2. Наличием организации технического обслуживания системы оповещения населения, обеспечивающего постоянную готовность технических средств оповещения.
4.2.3. Готовностью сетей связи операторов связи, редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации.
4.2.4. Регулярным проведением плановых проверок готовности систем оповещения населения.
4.2.5. Своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения.
4.2.6. Наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения.
4.2.7. Своевременным проведением мероприятий по совершенствованию системы оповещения населения.
4.3. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
4.3.1. Комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения.
4.3.2. Технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
Комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией, ежегодно утверждаемой первым заместителем мэра АГО, при этом дата проведения, включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в соответствии с ежегодным Планом подготовки и проведения проверки технической готовности региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Иркутской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, утвержденным распоряжением Первого заместителя Губернатора Иркутской области.
По решению КЧС и ОПБ АГО могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения населения и КСЭОН.
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований настоящего Положения.
По результатам комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
Технические проверки готовности к задействованию муниципальной системы оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения единой дежурно-диспетчерской службой МКУ "Служба ГО и ЧС" путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка", при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска системы оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок системы оповещения населения не допускается.
4.4. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура и объем и порядок использования резерва технических средств оповещения населения определяется администрацией АГО.
4.5. Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончанию эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
Мэр Ангарского городского округа |
С.А.Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.