В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (далее - Закон о страховании вкладов) государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) публикует обобщенные данные годового отчета и бухгалтерский баланс за 2020 год. Полный текст годового отчета размещен на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.asv.org.ru (далее - официальный сайт Агентства).
В 2020 году вследствие распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и введения сопутствующих ограничительных мер российская экономика столкнулась с беспрецедентной комбинацией внешних и внутренних шоков, влияние которых в значительной мере сказалось на деятельности Агентства в отчетном периоде.
В условиях неблагоприятных эпидемиологических факторов основные усилия Агентства были направлены на обеспечение стабильного функционирования системы страхования вкладов, в том числе своевременной и бесперебойной выплаты страхового возмещения вкладчикам, на осуществление системной работы по управлению конкурсным производством (ликвидацией) в отношении несостоятельных финансовых организаций и предупреждение банкротства банков в интересах их кредиторов, государства и общества в целом.
Акцент в работе был также сделан на сохранении здоровья служащих Агентства и сотрудников ликвидируемых финансовых организаций (далее также - ЛФО), профилактике распространения коронавируса и поддержании хорошего морального климата в коллективе.
Деятельность Агентства строилась на основе лучших практик корпоративной социальной ответственности и содействия устойчивому развитию общества.
В 2020 году Агентство активно оказывало помощь различным категориям заемщиков ликвидируемых кредитных организаций (далее также - ЛКО) из числа юридических и физических лиц, наиболее пострадавших в результате введения ограничительных мер: предоставляло кредитные каникулы, уменьшало размеры платежей в течение установленного льготного периода, снижало процентные ставки по кредитным договорам, не начисляло и не взыскивало неустойки и штрафы.
Другими важными мерами Агентства по снижению негативных экономических, финансовых и социальных последствий распространения коронавирусной инфекции COVID-19 стали перевод части страховых выплат и информационных сервисов на дистанционные каналы обслуживания, а также снижение финансовой нагрузки на банки-участники системы страхования вкладов (далее - ССВ) в целях повышения их возможностей по кредитованию экономики и реструктуризации кредитов населению.
В отчетном году продолжалась реализация стратегической линии развития ССВ, заключающейся в расширении круга объектов страхования. С 1 октября 2020 г. действие ССВ распространено на денежные средства на счетах отдельных категорий некоммерческих организаций и объединений граждан социальной направленности и на специальных счетах фондов капремонта, до 10 млн руб. увеличен размер страхового возмещения, выплачиваемого вкладчику - физическому лицу при наличии на его счетах временно высоких остатков, образовавшихся в связи с особыми жизненными обстоятельствами.
Наиболее значимыми результатами работы Агентства в сфере ликвидации кредитных организаций стали снижение на 27% расходов на осуществление ликвидационных процедур, удовлетворение требований кредиторов ликвидированных в отчетном периоде банков на 70%, выплата кредиторам ликвидируемых Агентством финансовых организаций более 76 млрд руб.
В отчетном году Агентство определило стратегию своего развития на период до 2025 года, выделив основные направления совершенствования своих базовых функций, внедрения современных моделей управления, передовых технологий и развития кадрового потенциала. Соответствующий документ утвержден Советом директоров Агентства.
1. Обеспечение функционирования системы страхования вкладов
Основные показатели ССВ
По состоянию на 1 января 2020 г. в реестре банков - участников ССВ зарегистрировано 723 банка. В течение года в составе участников ССВ произошли следующие изменения.
Исключено из реестра 34 банка, из них 13 - по причине прекращения их деятельности в связи с реорганизацией в форме присоединения к другим банкам - участникам ССВ, 21 - в связи с завершением их ликвидации.
Таким образом, по состоянию на 31 декабря 2020 г. в ССВ было зарегистрировано 689 банков, в том числе 334 действующих банка, имеющих лицензию на работу с физическими лицами; 6 кредитных организаций без права на открытие новых счетов и прием во вклады средств физических лиц, а также без страховой защиты вкладов малых предприятий; 349 банков, находящихся в процессе конкурсного производства (ликвидации).
В отчетном периоде максимальный размер возмещения в одном банке по обычным вкладам (счетам), подлежащим страховой защите, составлял 1,4 млн руб. на одного вкладчика (физического или юридического лица), а также 10 млн руб. на одного вкладчика - по 2 отдельным категориям объектов страхования: денежным средствам, размещенным на счетах эскроу, открытых физическими лицами для расчетов по сделкам купли-продажи недвижимости и для расчетов по договорам участия в долевом строительстве.
С 1 октября 2020 г. вступили в силу изменения, внесенные в Закон о страховании вкладов в части расширения страховой защиты вкладчиков. Действие ССВ распространено на денежные средства некоммерческих организаций социальной направленности, в том числе на средства потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья (ТСЖ), религиозных организаций, благотворительных фондов и ряда других.
Кроме того, с 1 октября 2020 г. увеличен до 10 млн руб. размер страхового возмещения вкладчику - физическому лицу при наличии на его счетах временно высоких остатков, образовавшихся в связи с особыми жизненными обстоятельствами.
В целях повышения возможностей банковской системы по реструктуризации кредитов населению и поддержки кредитования экономики в условиях сложившейся эпидемиологической обстановки в Российской Федерации решением Совета директоров Агентства от 20 апреля 2020 г. были снижены действовавшие ранее ставки страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов: базовая ставка - с 0,15 до 0,10% расчетной базы; дополнительная ставка - с 50 до 25% базовой ставки; повышенная дополнительная ставка - с 500 до 300% базовой ставки, которые подлежали применению банками - участниками ССВ для исчисления страховых взносов за расчетные периоды начиная с III квартала 2020 г.
В целях дополнительной поддержки банковской системы решением Совета директоров Агентства от 27 мая 2020 г., принятым на основании части 7 статьи 36 Закона о страховании вкладов (в редакции Федерального закона от 25 мая 2020 г. N 163-ФЗ), сниженные ставки страховых взносов, установленные решением Совета директоров Агентства от 20 апреля 2020 г., введены для исчисления страховых взносов за расчетные периоды начиная с I квартала 2020 г.
К концу отчетного года совокупный объем застрахованных вкладов достиг 39,36 трлн руб. Размер страховой ответственности Агентства (совокупный объем потенциальных выплат)* составил 21,28 трлн руб. (54,05% объема всех застрахованных вкладов), в том числе по вкладам физических лиц (включая счета индивидуальных предпринимателей) - 20,38 трлн руб. (58,27% объема застрахованных вкладов физических лиц), по вкладам юридических лиц (малых предприятий, НКО социальной направленности) - 0,75 трлн руб. (17,13% объема застрахованных вкладов юридических лиц), по специальным счетам (специальным депозитам) для формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме - 0,14 трлн руб. (87,29% объема остатков на специальных счетах, без консолидации по их владельцам).
Выплата страхового возмещения
В 2020 году в отношении банков - участников ССВ произошло 18 страховых случаев с общим объемом страховой ответственности Агентства в размере 20,5 млрд руб. перед 65,1 тыс. вкладчиков (в том числе в размере 785,5 млн руб. перед 4,1 тыс. юридических лиц).
Страховые выплаты начинались в диапазоне 5-7 рабочих дней со дня наступления страхового случая, средняя длительность периода подготовки к выплатам составила 6,4 рабочего дня.
Всего за отчетный период возмещение на общую сумму 22,1 млрд руб. получили 45 тыс. вкладчиков 229 банков.
Количество случаев страхового мошенничества в отчетном периоде существенно снизилось по сравнению с предыдущими годами.
Фонд обязательного страхования вкладов
В соответствии с Законом о страховании вкладов финансовой основой ССВ является фонд обязательного страхования вкладов (далее - ФОСВ).
В целях поддержания финансовой устойчивости ФОСВ с 2015 года действует договор с Банком России о предоставлении Агентству кредита без обеспечения на срок до 5 лет. По состоянию на 31 декабря 2020 г. Агентством получено (за вычетом возвращенных средств) 385 млрд руб.
В течение 2020 года на счета ФОСВ поступило 232,7 млрд руб., в том числе: 160,6 млрд руб. - страховые взносы банков - участников ССВ (в том числе авансом в счет будущих периодов); 59,1 млрд руб. - средства из конкурсной массы ликвидируемых банков в погашение требований по ранее выплаченному возмещению; 13 млрд руб. - возврат инвестиционных вложений временно свободных денежных средств ФОСВ.
Платежи со счетов ФОСВ за отчетный год составили 232,8 млрд руб., в том числе: 29 млрд руб. - выплата возмещения непосредственно Агентством и компенсация затрат банков-агентов на выплату возмещения вкладчикам; 0,4 млрд руб. - выплата агентского вознаграждения банкам-агентам; 203,4 млрд руб. - возврат заемных средств, полученных от Банка России.
Размер средств на счетах ФОСВ по состоянию на 31 декабря 2020 г. составил 58,8 млрд руб.
Общая сумма доходов от инвестирования средств ФОСВ за 2020 год с учетом переоценки ценных бумаг составила 1,5 млрд руб., доходность инвестированных средств - 5,7% годовых.
2. Обеспечение функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование
По состоянию на 31 декабря 2020 г. участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (далее - СГПН), являлись 29 негосударственных пенсионных фондов (далее также - НПФ), внесенных Агентством в реестр фондов-участников, а также Пенсионный фонд Российской Федерации. Агентством гарантированы права 75,8 млн человек, формирующих накопительную пенсию в системе обязательного пенсионного страхования. Объем пенсионных накоплений в СГПН составляет 5,1 трлн руб.
В течение 2020 года из реестра фондов-участников исключены 4 фонда в связи с прекращением их деятельности вследствие присоединения к другим фондам-участникам.
В отчетном периоде на основании 10 заявлений, поступивших от 3 фондов-участников, за счет средств фонда гарантирования пенсионных накоплений (далее также - ФГПН) осуществлены выплаты гарантийного возмещения на сумму 0,03 млн руб. 10 застрахованным лицам в связи с наступлением гарантийных случаев при установлении выплат за счет средств пенсионных накоплений, предусмотренных подпунктом 1 части 4 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений". Гарантийные случаи возникли в связи с недостатком средств, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованных лиц на день установления им выплаты за счет средств пенсионных накоплений, по сравнению с гарантируемыми Агентством средствами этих застрахованных лиц. Недостаток средств возник в результате того, что застрахованные лица накануне возникновения у них пенсионных оснований реализовали право на досрочный переход в другой НПФ из НПФ, отразившего на счетах своих клиентов убытки по итогам года.
Фонд гарантирования пенсионных накоплений
По состоянию на 31 декабря 2020 г. размер ФГПН составил 4,54 млрд руб.
В отчетном периоде поступления в ФГПН составили 1,11 млрд руб., платежи со счетов ФГПН - 0,03 млн руб. (выплата гарантийного возмещения).
Общая сумма доходов от инвестирования средств ФГПН за 2020 год с учетом переоценки ценных бумаг составила 318 млн руб., доходность инвестированных средств с учетом переоценки - 7,4% годовых.
3. Деятельность Агентства по предупреждению банкротства банков
Меры по предупреждению банкротства банков
На начало 2020 года меры по предупреждению банкротства банков реализовывались в отношении 17 банков. В течение года Агентством принято предложение Банка России об участии в предупреждении банкротства 1 банка, завершены меры по предупреждению банкротства в отношении 3 банков.
Таким образом, по состоянию на 31 декабря 2020 г. Агентство участвовало в предупреждении банкротства 15 банков.
Управление активами
В предыдущие годы Агентством приобретены активы 13 санируемых банков на общую сумму 210,62 млрд руб.
В отчетном периоде в рамках работы с активами, приобретенными Агентством в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства банков, проведены следующие мероприятия:
- осуществлена продажа имущества на общую сумму 0,04 млрд руб.; от ранее проданных активов в рассрочку на счет Агентства поступило 0,40 млрд руб.;
- в связи с добровольной ликвидацией АО "МОСМЕК" и ООО "АСВ ресурс" Агентству как единственному акционеру и участнику указанных хозяйственных обществ передано имущество в размере 2,32 млрд руб.;
- вследствие изъятия Департаментом городского имущества г. Москвы части принадлежащего Агентству земельного участка, расположенного в г. Москве, получена компенсация в размере 0,04 млрд руб.;
- в результате реализации Агентством мер, направленных на возврат средств, ранее затраченных на приобретение прав требования, должниками возвращено 2,11 млрд руб.
По состоянию на 31 декабря 2020 г. балансовая стоимость активов, приобретенных Агентством в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства банков, составила 68,17 млрд руб.
Финансирование мероприятий по предупреждению банкротства банков
Объем средств, направленных Агентством на реализацию мер по предупреждению банкротства банков, по состоянию на 31 декабря 2020 г. составил 1 126,92 млрд руб. Финансирование осуществляется за счет кредитов Банка России в размере 1 066,49 млрд руб., средств имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства в размере 57,84 млрд руб. и средств имущественного взноса Банка России в имущество Агентства в размере 2,59 млрд руб.
В 2020 году Агентство погасило кредиты Банка России на сумму 21,19 млрд руб.
4. Деятельность Агентства по управлению конкурсным производством (ликвидацией) в кредитных организациях
Управление ликвидационными процедурами
По состоянию на 31 декабря 2020 г. Агентство осуществляло функции конкурсного управляющего (ликвидатора) в 354 кредитных организациях. В 333 из них проводилось конкурсное производство, в 21 - принудительная ликвидация.
В отчетном году Агентство было назначено конкурсным управляющим (ликвидатором) 16 кредитными организациями.
В 2020 году Агентством завершены ликвидационные процедуры в 25 кредитных организациях, в 16 из них осуществлялось конкурсное производство, в 9 - принудительная ликвидация.
Средний срок проведения ликвидационных процедур составил 3 года 5 месяцев, в том числе срок проведения конкурсного производства - 4 года 9 месяцев, принудительной ликвидации - 1 год 7 месяцев.
Формирование конкурсной (имущественной) массы для расчетов с кредиторами
С целью формирования в максимально возможном объеме конкурсной (имущественной) массы, являющейся источником для расчетов с кредиторами ликвидируемых банков, Агентством в отчетном периоде проводились мероприятия, включающие поиск, инвентаризацию, оценку и продажу имущества, взыскание задолженности с должников ликвидируемых банков.
За отчетный год в конкурсную массу ликвидируемых кредитных организаций поступило 92 млрд руб., в том числе: денежные средства в кассе и на корреспондентских счетах в Банке России, обязательные резервы, а также погашение задолженности в добровольном порядке - 39 млрд руб.; взыскание в принудительном порядке - 31 млрд руб.; реализация имущества - 22 млрд руб.
С целью взыскания активов ликвидируемых кредитных организаций в 2020 году в арбитражные суды и суды общей юрисдикции Агентством направлено 28 тыс. исковых заявлений на общую сумму 1 580 млрд руб.
Удовлетворено 41 тыс. исков (в том числе по ранее поданным заявлениям) на общую сумму 657 млрд руб., отказано в удовлетворении 21 тыс. исков на сумму 254 млрд руб., отказано в удовлетворении исков или прекращено производств по делам в связи с отказом от иска вследствие добровольного погашения долга или в связи с заключением мирового соглашения, а также оставлено без рассмотрения 1 тыс. исков на сумму 60 млрд руб.
В 2020 году Агентством проведен в установленном федеральным законом порядке 2 301 торг имуществом ликвидируемых кредитных организаций.
В конкурсную массу от реализации имущества поступило 22 млрд руб., из них большая часть - 75,4% (16,6 млрд руб.) приходится на поступления от реализации недвижимого имущества; 18,1% (4 млрд руб.) - на поступления от реализации прав требований к юридическим и физическим лицам; 2,8% (0,6 млрд руб.) - на поступления от реализации движимого имущества (транспорт); 2,6% (0,5 млрд руб.) - на поступления от реализации ценных бумаг; 0,4% (0,1 млрд руб.) - на поступления от реализации драгоценных металлов, камней, памятных монет, предметов искусства; 0,7% (0,2 млрд руб.) - на поступления от реализации прочих активов.
Выявление и оспаривание сомнительных сделок, привлечение к ответственности виновных лиц
В отчетном периоде проведены проверки, направленные на выявление сомнительных сделок, в 21 кредитной организации. Сделки, целесообразные для оспаривания, выявлены в 14 кредитных организациях.
По состоянию на 31 декабря 2020 г. в производстве судов общей юрисдикции и арбитражных судов находилось 887 дел об оспаривании сомнительных сделок ЛКО, в том числе по 191 иску, поданному в отчетном периоде. По 461 иску требования Агентства были удовлетворены, отказано в удовлетворении по 285 искам. Судопроизводство прекращено (в том числе в связи с отказом от требований) по 9 исковым заявлениям.
Поступление денежных средств в конкурсную массу ЛКО в результате оспаривания Агентством сомнительных сделок за 2020 год составило 8 162 млн руб.
Проведены проверки обстоятельств банкротства 42 кредитных организаций.
В суды направлено 64 заявления Агентства о привлечении к имущественной ответственности контролировавших банки лиц на общую сумму 327 753 млн руб. и 1 640 млн долл. США.
Требования Агентства о взыскании убытков удовлетворены в отношении руководителей 6 кредитных организаций на сумму 3 602 млн руб., удовлетворены частично в отношении руководителей 7 кредитных организаций на сумму 23 165 млн руб. (из них судебные решения в отношении руководителей 3 кредитных организаций на сумму 705 млн руб. не вступили в законную силу).
Агентству отказано в удовлетворении заявлений о взыскании убытков в отношении руководителей 2 банков на сумму 6 655 млн руб., 4 млн долл. США и 4 млн евро (судебные решения будут обжалованы).
Кроме того, ранее вынесенное решение о взыскании убытков с руководителей 1 банка (в части выделенных требований) отменено, в удовлетворении заявленных требований Агентства на сумму 3 035 млн руб. отказано (судебное решение вступило в законную силу, судебные акты нижестоящих инстанций будут обжалованы в Верховном суде Российской Федерации в кассационном порядке после опубликования судебных актов кассации в полном объеме).
Удовлетворены требования Агентства о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей 31 кредитной организации на сумму 478 110 млн руб.
Агентству отказано в удовлетворении заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей 3 кредитных организаций на сумму 4 176 млн руб.
Ранее вынесенные решения об отказе в удовлетворении заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей 2 банков отменены, заявленные требования Агентства на сумму 27 326 млн руб. и 2 877 млн руб. удовлетворены.
Также ранее вынесенное решение об удовлетворении требований Агентства о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей 1 банка на сумму 2 640 млн руб. отменено и назначено к пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам.
В правоохранительные органы направлено 120 обращений по выявленным в ликвидируемых кредитных организациях признакам различных преступлений.
Возбуждено 151 уголовное дело (в том числе по заявлениям, направленным в правоохранительные органы ранее отчетного периода).
По 33 уголовным делам в отношении бывших руководителей, их соучастников и работников вынесены обвинительные приговоры. При рассмотрении 18 уголовных дел удовлетворены гражданские иски в размере 44,6 млрд руб.
Управление текущими расходами ликвидируемых банков
Расходы на проведение конкурсного производства (ликвидацию) в отчетном году составили 15,9 млрд руб., что на 27% меньше аналогичного показателя предыдущего года.
В соответствии с решением Совета директоров Агентства от 24 июня 2019 г. (протокол N 2) завершен переход правового сопровождения ликвидационных процедур от сторонних лиц на ресурсы Агентства. По состоянию на конец отчетного периода прекращены все договорные отношения с организациями, привлеченными ранее по номинации "Юридические консультанты", за исключением случаев, когда по инициативе кредиторов такое расторжение было признано нецелесообразным.
В результате расходы на юридическое сопровождение в 2020 году снизились по сравнению с предыдущим годом на 1,6 млрд руб. (19%) и составили 6,9 млрд руб. Также существенно уменьшились расходы по другим статьям.
В целях бесперебойного проведения ликвидационных процедур и оперативной организации работы Агентством за отчетный период авансировано расходов на сумму 650,8 млн руб., возвращено с учетом ранее предоставленных средств 624,4 млн руб.
Рассмотрение и удовлетворение требований кредиторов, работа органов управления ликвидируемых банков
По состоянию на 31 декабря 2020 г. установлены требования 481,3 тыс. кредиторов ЛКО на общую сумму 3 254,1 млрд руб.
В отчетном периоде требования кредиторов удовлетворены в размере 76,34 млрд руб. (в том числе: 73,66 млрд руб. - денежными средствами; 2,68 млрд руб. - путем предоставления отступного).
Средний процент удовлетворения требований кредиторов в банках, в которых ликвидационные процедуры завершены за весь период деятельности Агентства, составил 48,1%, что исторически является самым высоким значением. В разрезе очередности за весь период деятельности Агентства требования кредиторов первой очереди в среднем удовлетворены на 68,1%, второй очереди - на 36,7%, третьей - на 32,7%.
В отчетном периоде осуществлялись мероприятия по распределению и передаче участникам (акционерам) 6 кредитных организаций имущества, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами в полном объеме, на общую сумму 3,6 млрд руб.
В течение 2020 года созвано 57 собраний кредиторов ликвидируемых банков.
5. Деятельность Агентства по управлению конкурсным производством (принудительной ликвидацией) в негосударственных пенсионных фондах
Управление ликвидационными процедурами
По состоянию на 31 декабря 2020 г. Агентством проводились ликвидационные процедуры в 28 НПФ, ранее осуществлявших деятельность по обязательному пенсионному страхованию и не поставленных на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц, в 27 из них открыта процедура конкурсного производства, в 1 - введена процедура принудительной ликвидации.
За время осуществления Агентством полномочий конкурсного управляющего (ликвидатора) НПФ ликвидационные процедуры завершены в 6 фондах, в том числе в 1 из них - в 2020 году.
Средняя продолжительность ликвидационных процедур составила 5 лет 3 месяца.
Формирование средств для расчетов с кредиторами
За весь период осуществления ликвидационных процедур в результате проводимого Агентством комплекса мероприятий в отношении имущества НПФ обеспечено поступление денежных средств на счета НПФ, открытые в Агентстве, в размере 32,3 млрд руб. (в том числе: пенсионные накопления - 28,3 млрд руб., пенсионные резервы - 3,6 млрд руб., конкурсная масса - 0,4 млрд руб.).
Всего за 2020 год в результате проведенных мероприятий по работе с активами на счета НПФ, открытые в Агентстве, поступило 0,46 млрд руб., из них поступления от реализации имущества составили 0,43 млрд руб. (94% совокупного объема поступлений в 2020 году).
В отчетном периоде проведено 117 торгов имуществом ликвидируемых НПФ.
Большая часть поступлений от реализации имущества НПФ (более 0,2 млрд руб.) обеспечена за счет реализации на организованном рынке ипотечных сертификатов участия "Промышленная недвижимость".
Кроме того, средства для расчетов с кредиторами НПФ формировались за счет поступления денежных средств от прекращения/погашения ценных бумаг, а также за счет дохода по ценным бумагам и арендных платежей (22,47 млн руб., или 5% совокупного объема поступлений). Поступления денежных средств от претензионно-исковой работы в отчетном периоде составили 3,94 млн руб. (1%), что объясняется завершением основных мероприятий по взысканию активов.
Расходы на проведение ликвидационных мероприятий в отношении НПФ за отчетный год составили 57,4 млн руб.
В связи с недостаточностью у ликвидируемых НПФ средств для оплаты текущих расходов дополнительно осуществлялось их авансирование за счет собственных средств Агентства. Всего в отчетном периоде авансировано расходов на сумму 22,2 млн руб., возвращены средства в размере 23,2 млн руб.
Выявление и оспаривание сомнительных сделок, привлечение к ответственности виновных лиц
По состоянию на 31 декабря 2020 г. в производстве арбитражных судов находилось 4 дела об оспаривании сомнительных сделок ликвидируемых НПФ. В 2020 году по 1 заявлению требования Агентства удовлетворены, по 4 заявлениям отказано в удовлетворении требований.
Требования Агентства о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей 1 НПФ на сумму 30,5 млн руб. удовлетворены частично по лицам, привлекаемым к ответственности. Производство в части определения окончательного размера ответственности приостановлено до окончания расчетов с кредиторами (судебное решение не вступило в законную силу).
В правоохранительные органы направлено 3 заявления. Возбуждено уголовное дело по факту хищения имущества.
Судебные приговоры не выносились.
Рассмотрение и удовлетворение требований кредиторов, работа органов управления ликвидируемых НПФ
Всего по состоянию на 31 декабря 2020 г. в реестры требований кредиторов внесено 2 137 137 требований кредиторов на общую сумму 68,9 млрд руб. (в том числе требования кредиторов, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений, - на сумму 60 млрд руб., за счет средств пенсионных резервов - 8,6 млрд руб., за счет конкурсной массы - 0,3 млрд руб.).
Всего в 2020 году более 86 тыс. кредиторов 26 НПФ выплачено 560,74 млн руб.
В отчетном периоде созвано 2 собрания кредиторов ликвидируемых НПФ.
6. Деятельность Агентства по управлению конкурсным производством в страховых организациях
Управление ликвидационными процедурами
По состоянию на 31 декабря 2020 г. Агентство осуществляло полномочия конкурсного управляющего в 34 страховых организациях. В отчетном году Агентство назначено конкурсным управляющим 6 страховыми организациями.
В 2020 году работники Агентства участвовали в работе 9 временных администраций по управлению страховыми организациями.
Формирование средств для расчетов с кредиторами
За весь период осуществления ликвидационных процедур в отношении страховых организаций совокупный объем поступлений денежных средств в конкурсную массу составил 2,01 млрд руб., из них 1,05 млрд руб. поступило в отчетном периоде.
Основными источниками поступлений стали денежные средства, перечисленные с расчетных счетов страховых организаций в связи с их закрытием (0,41 млрд руб.), и средства, полученные от реализации имущества посредством конкурентных процедур и на организованном рынке ценных бумаг (0,4 млрд руб.). Доходы от управления имуществом (в том числе от участия в корпоративных действиях эмитентов) и погашения дебиторской задолженности обеспечили поступление 0,24 млрд руб.
В 2020 году Агентством реализовывалось имущество 21 страховой организации. Проведено 77 торгов их имуществом. Поступления от указанных мероприятий составили 376,4 млн руб., основной объем которых сформирован за счет реализации недвижимого имущества (92%). Поступления от реализации ценных бумаг российских эмитентов и государственных облигаций на организованном рынке ценных бумаг составили 23,6 млн руб.
В рамках проведения претензионно-исковой работы по взысканию задолженности перед ликвидируемыми страховыми организациями в 2020 году в арбитражные суды и суды общей юрисдикции подано 2 356 исковых заявлений на общую сумму 11 млрд руб., из них полностью или частично удовлетворены 939 исковых заявлений на сумму 1,9 млрд руб. На конец отчетного периода на рассмотрении арбитражных судов и судов общей юрисдикции находилось 709 заявлений на общую сумму 7,9 млрд руб. Сумма поступлений денежных средств от претензионно-исковой работы за 2020 год составила 0,07 млрд руб. - 55% совокупного объема поступлений за весь период ликвидационных процедур.
Расходы на проведение ликвидационных мероприятий в отношении страховых организаций за отчетный год составили 0,72 млрд руб.
В 2020 году ввиду недостаточности у ликвидируемых страховых организаций средств для оплаты текущих расходов Агентством дополнительно осуществлялось их авансирование за счет собственных средств. Всего в отчетном периоде авансировано расходов на сумму 0,82 млрд руб., возвращено с учетом ранее предоставленных средств - 0,49 млрд руб.
Выявление и оспаривание сомнительных сделок, привлечение к ответственности виновных лиц
В отчетном периоде проведены проверки по выявлению сомнительных сделок в 8 страховых организациях. В 7 из них выявлены сомнительные сделки и проводились мероприятия по их оспариванию.
В 2020 году в производстве судов общей юрисдикции и арбитражных судов находилось 200 дел об оспаривании сомнительных сделок ликвидируемых страховых организаций, из них 116 - по заявлениям, поданным в 2020 году. В отчетном периоде по 49 заявлениям требования Агентства были удовлетворены, отказано в удовлетворении требований по 18 заявлениям.
Поступления денежных средств в конкурсную массу ликвидируемых страховых организаций в результате оспаривания Агентством сомнительных сделок в 2020 году составили 7 млн руб.
В отчетном периоде проведены проверки по выявлению обстоятельств банкротства 9 страховых организаций.
В суды направлены заявления о привлечении к субсидиарной ответственности бывших руководителей 3 страховых организаций в размере 2 039,4 млн руб. Также в суды направлены заявления о привлечении к ответственности в форме возмещения убытков бывших руководителей 5 страховых организаций в размере 4 006,5 млн руб.
Требования Агентства о взыскании убытков удовлетворены в отношении руководителей 1 страховой организации на сумму 4 млн руб.
В правоохранительные органы направлено 21 заявление.
В отчетном периоде возбуждено 14 уголовных дел.
Вынесен 1 обвинительный приговор; 1 уголовное дело в отношении работника 1 страховой организации прекращено. Назначен судебный штраф в размере 83,1 тыс. руб.
Рассмотрение и удовлетворение требований кредиторов, работа органов управления ликвидируемых страховых организаций
По состоянию на 31 декабря 2020 г. (нарастающим итогом) в ходе конкурсного производства заявлено 70 430 требований к страховым организациям на общую сумму 27,5 млрд руб., в том числе 6 767 требований на общую сумму 8,23 млрд руб. заявлены после даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов.
В отчетном периоде осуществлены расчеты с кредиторами 1 страховой организации. По состоянию на 31 декабря 2020 г. требования кредиторов страховых организаций удовлетворены на сумму 54,07 млн руб.
В отчетном периоде созвано 26 собраний кредиторов ликвидируемых страховых организаций.
7. Осуществление мер по повышению капитализации банков
Меры по повышению капитализации банков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" путем размещения облигаций федерального займа (далее - ОФЗ), внесенных Российской Федерацией в имущество Агентства, в субординированные обязательства и привилегированные акции банков.
С начала осуществления мер по повышению капитализации банков Агентством заключены договоры субординированного займа и договоры о приобретении привилегированных акций с 34 банками на общую сумму 838 000 млн руб. За этот период 11 банков прекратили участвовать в программе повышения капитализации в связи со следующими обстоятельствами: передачей в казну Российской Федерации привилегированных акций банка, приобретенных Агентством путем оплаты этих акций полученными ОФЗ; реорганизацией банков путем присоединения к другим банкам, в отношении которых Агентством осуществлялись меры по повышению капитализации; прекращением требований Агентства по договорам субординированного займа по основаниям, предусмотренным статьей 25.1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"; осуществлением мены требований Агентства по договорам субординированного займа на обыкновенные акции банков и последующим выкупом этих акций инвесторами. Один банк прекратил свою деятельность в связи с его реорганизацией путем присоединения к банку, в отношении которого Агентством не осуществляются меры по повышению капитализации, ставшему правопреемником обязательств банка, прекратившего свою деятельность.
Банки, участвующие в осуществлении мер по повышению капитализации, приняли на себя обязательства в соответствии с заключенными с Агентством соглашениями.
В 2020 году действовали обязательства по соблюдению банками условий распоряжения ОФЗ, поддержанию величины собственных средств не ниже величины, определенной соглашениями, заключенными с банками, а также по соблюдению ряда требований, определенных указанными соглашениями.
Агентством осуществляется мониторинг исполнения банками обязательств, принятых в связи с осуществлением мер по повышению их капитализации. В отношении банков, нарушивших обязательства, Советом директоров Агентства принимались решения о предъявлении им требований об уплате штрафов. В период с начала осуществления мер по повышению капитализации банков были предъявлены требования на общую сумму 1 432,29 млн руб., из них в 2020 году - на 1 млн руб. Поступившие от банков штрафы перечислены Агентством в федеральный бюджет Российской Федерации.
8. Обеспечение основных функций Агентства
Корпоративное управление
В 2020 году состоялось 6 заседаний Совета директоров Агентства, на которых рассмотрены стратегически важные вопросы деятельности Агентства. В частности, рассматривались вопросы об изменении персонального состава Правления Агентства, о Методике определения стоимости услуг по правовому сопровождению процедур конкурсного производства и ликвидации финансовых организаций, об установлении базовой, дополнительной и повышенной дополнительной ставок страховых взносов, о результатах и планах работы Службы внутреннего аудита, об утверждении Порядка взаимодействия Агентства с оператором финансовой платформы при осуществлении выплаты возмещения по вкладам, о достаточности средств ФОСВ, об инвестировании временно свободных средств Агентства, о мерах по предупреждению банкротства банков и об использовании средств имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства для реализации мер по предупреждению банкротства банков, о реализации мероприятий по работе с активами, приобретенными Агентством при осуществлении мер по предупреждению банкротства банков, о ключевых показателях эффективности Агентства, о тенденциях развития рынка вкладов, об утверждении Стратегии развития Агентства на период до 2025 года, а также вопросы, связанные с участием Агентства в реализации мер по повышению капитализации банков.
Практическая реализация решений Совета директоров Агентства осуществлялась Правлением Агентства. Проведено 117 заседаний Правления, на которых рассмотрены 786 вопросов по основной и операционной деятельности Агентства.
Правлением Агентства в 2020 году утверждены 43 внутренних регулятивных документа (включая новые редакции), а также внесены изменения в 84 внутренних регулятивных документа.
Система управления рисками Агентства
Система управления рисками направлена на обеспечение разумной гарантии достижения целей и задач, утвержденных в рамках Стратегии.
Для выявления ключевых рисков Агентства на ежегодной основе проводится процедура идентификации и оценки рисков в соответствии с утвержденными в Агентстве регулятивными документами.
С учетом миссии и некоммерческой направленности деятельности Агентства, а также зрелости системы управления рисками Агентства уровень предпочтительного риска (риск-аппетит) или уровень риска, на который готово идти Агентство для достижения своих целей и задач, ограничивается рисками низкого и среднего уровней.
В 2020 году продолжена работа по актуализации внутренних регулятивных документов, регламентирующих процесс управления рисками Агентства, в соответствии с изменениями законодательства, регулирующего деятельность Агентства, новыми стратегическими целями и задачами, поставленными перед Агентством, и обновленным стандартом управления рисками. В соответствии со стандартом ISO 31000:2018 повышение эффективности риск-менеджмента реализуется Агентством путем интеграции системы управления рисками в систему управления и принятия решений. В 2020 году Агентство начало процесс подготовки перехода на специализированные программные продукты в целях достижения максимального уровня интеграции системы управления рисками во все бизнес-процессы Агентства, в том числе в процессы принятия решений.
В отчетном году в соответствии с практикой Банка России и наилучшими мировыми стандартами управления рисками установлены ключевые индикаторы рисков деятельности всех структурных подразделений Агентства.
В 2020 году актуализирован перечень рисков в дочерних и зависимых обществах Агентства, а также проведен мониторинг выполнения мероприятий по предупреждению рисков.
Результат независимой оценки эффективности системы управления рисками показал, что действующая в Агентстве система управления рисками соответствует характеру и масштабу выполняемых Агентством функций и операций.
Внутренний и внешний аудит
Служба внутреннего аудита (далее - Служба) является самостоятельным структурным подразделением Агентства, образованным для обеспечения функции контроля Советом директоров Агентства деятельности Агентства.
В отчетном периоде Службой проведены запланированные на основе риск-ориентированного подхода контрольные мероприятия. Руководство Агентства проинформировано о результатах внутреннего аудита бизнес-процессов и направлений деятельности Агентства, приняты меры реагирования, направленные на достижение стратегических целей и приоритетных задач Агентства. Результаты внутреннего аудита подтверждают выполнение объектами аудита возложенных на них функций, адекватность системы внутреннего контроля организационной структуре и масштабам деятельности Агентства.
Реализация кадровой политики
Структура Агентства на конец отчетного периода включала 20 департаментов, 2 управления в составе Административно-хозяйственного департамента, 1 управление в составе Департамента исследований и анализа, Службу и 4 представительства в федеральных округах.
В отчетном периоде особое внимание уделялось подбору персонала. Определены методические подходы к подбору специалистов в штат Агентства для юридического сопровождения ликвидационных процедур, выстроены процессы взаимодействия между подразделениями, участвующими в подборе персонала, налажена эффективная коммуникация между ними. Процесс подбора персонала автоматизирован и переведен преимущественно в дистанционный формат, при этом эффективность рекрутинговой деятельности Агентства по-прежнему осталась на высоком уровне.
Фактическая численность персонала Агентства по состоянию на 31 декабря 2020 г. составила 1 376 человек.
Антикоррупционная политика Агентства
Во исполнение требований законодательства Российской Федерации и Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы в Агентстве образована и действует система профилактики и противодействия коррупции.
В отчетном периоде Агентством реализованы мероприятия по противодействию коррупции, в том числе связанные с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, исполнением работниками Агентства установленных для работников государственных корпораций антикоррупционных запретов, обязанностей и ограничений, поддержанием в актуальном состоянии раздела о противодействии коррупции на официальном сайте Агентства, обеспечением работы телефона доверия.
Осуществлено проведение декларационной кампании 2020 года (за 2019 отчетный год), в ходе которой Службой проанализированы сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера 653 работников Агентства.
Правлением Агентства дважды рассматривался вопрос о состоянии антикоррупционной работы в Агентстве и мерах по ее совершенствованию, а также утвержден план мероприятий Агентства по противодействию коррупции на 2021 год.
Информационные технологии
В отчетном периоде завершено создание распределенной симметричной отказоустойчивой ИТ-инфраструктуры Агентства за счет запуска в эксплуатацию модернизированной аппаратной платформы в новом центре обработки данных.
В целях обеспечения процессов юридически значимого электронного документооборота в прикладных системах Агентства запущен в промышленную эксплуатацию аппаратно-программный комплекс системы электронной подписи на базе промышленного решения "Крипто-Про DSS".
Большое внимание в отчетном периоде уделялось совершенствованию ИТ-сопровождения ликвидационных процедур. Введены в опытно-промышленную эксплуатацию автоматизированная система управления ликвидационными проектами и централизованная кадровая система ЛФО. Организовано информационно-техническое обеспечение деятельности временных администраций по управлению финансовыми организациями, на ИТ-инфраструктуре Агентства размещены автоматизированные банковские системы 16 ЛКО, обеспечено оперативное ИТ-сопровождение всех ликвидационных процедур, осуществляемых Агентством.
В целях эффективной автоматизации бизнес-процессов системы страхования вкладов в 2020 году проведена модернизация программных средств, обеспечившая исполнение Агентством вступившей в силу с 1 октября 2020 г. обязанности страхования денежных средств некоммерческих организаций социальной направленности, а также временно высоких остатков денежных средств на счетах физических лиц, образовавшихся в результате особых обстоятельств. В рамках обеспечения бесперебойной работы системы гарантирования пенсионных накоплений осуществлена модернизация программного обеспечения системы ведения реестра финансовых организаций (в части НПФ).
Значимым мероприятием отчетного периода стало развертывание инфраструктуры удаленного доступа работников к ресурсам Агентства, выполненное в кратчайшие сроки для обеспечения работоспособности Агентства в условиях действия ограничительных мер, вызванных пандемией COVID-19. С марта 2020 года помимо развертывания необходимой инфраструктуры, потребовавшего значительного масштабирования вычислительных ресурсов, была организована работа 1-й линии поддержки удаленного доступа служащих Агентства, а также организована удаленная работа сотрудников ЛФО, обеспечивающих сопровождение ликвидационных процедур.
Информационная политика и международное сотрудничество
В 2020 году ключевыми темами информационной повестки Агентства были вопросы развития ССВ, совершенствования системы ликвидации (банкротства) финансовых организаций, привлечения к ответственности лиц, виновных в доведении банков до банкротства, повышения эффективности продажи активов ЛФО, а также реализации программы развития "Электронного АСВ", включая расширение практики предоставления дистанционных услуг.
За отчетный год подготовлено и разослано в СМИ 283 пресс-релиза и информационных сообщения. Представителями Агентства даны 327 комментариев и интервью электронным и печатным СМИ. Вышло 33 246 публикаций, освещающих деятельность Агентства, включая 992 обязательных. Агентство осуществляло мониторинг и анализ информационного поля (на основании более 60 тыс. медийных источников) в целях оперативного реагирования на возникающие информационные вызовы и запросы со стороны различных групп потребителей его услуг.
Для повышения удобства получения информации о деятельности Агентства в 2020 году была запущена новая версия официального сайта Агентства. При его модернизации применялся объектно ориентированный подход к визуализации данных, а современные ИТ-решения позволили повысить скорость и надежность их представления. В отчетном периоде осуществлено 29 600 обновлений официального сайта Агентства.
Для оперативного информирования населения в Агентстве круглосуточно функционировала бесплатная телефонная горячая линия. В 2020 году количество обращений вкладчиков и кредиторов по телефону горячей линии Агентства составило более 398,5 тыс. звонков (свыше 33 тыс. ежемесячно).
Международное сотрудничество
На состоявшемся в ноябре 2020 года Общем годовом собрании Международной ассоциации страховщиков депозитов (далее - МАСД) Генеральный директор Агентства Исаев Юрий Олегович избран президентом и председателем исполнительного совета МАСД сроком на два года. Ранее руководителями МАСД, созданной в 2004 году и в настоящее время объединяющей 116 организаций, были представители Канады, США, Польши и Японии.
Наряду с МАСД Агентство активно участвовало в отчетном периоде в работе Европейского форума страховщиков депозитов (далее - ЕФСД), членами которой являются более 70 организаций, управляющих системами страхования депозитов, из 47 стран Европы. В 2020 году представитель Агентства входил в состав совета директоров ЕФСД.
В 2020 году была интенсифицирована работа по согласованию основных направлений и параметров гармонизации систем страхования вкладов государств - членов Евразийского экономического союза. Состоялось 8 заседаний Экспертной группы по вопросам гармонизации законодательства в сфере страхования (гарантирования) банковских вкладов (депозитов), ликвидации, финансового оздоровления и банкротства кредитных организаций при Консультативном комитете по финансовым рынкам Евразийской экономической комиссии. Утверждено первое заключение по вопросам срока начала выплат страхового возмещения и срока получения доступа страховщиков к реестру вкладчиков, отражающее в том числе и подготовленные Агентством предложения.
Закупочная деятельность Агентства
Закупочная деятельность Агентства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и разработанным в соответствии с ним Положением о закупке товаров, работ, услуг государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов", утвержденным решением Совета директоров Агентства от 28 июня 2018 г. (протокол N 7).
В 2020 году широко применялись конкурентные способы закупок, проводимые в электронной форме с использованием электронных площадок. Проведено 13 конкурсов, 38 аукционов, 3 запроса котировок и 4 запроса предложений.
По итогам 13 конкурсов заключено 13 договоров на сумму 254,52 млн руб., по итогам 6 аукционов (в том числе одного многолотового) - 7 договоров на общую сумму 13 928,73 тыс. долл. США (рублевый эквивалент на дату подведения итогов закупок - 1 012,36 млн руб.), по итогам 32 аукционов (в том числе двух многолотовых) - 36 договоров на общую сумму 198,79 млн руб., по итогам 3 запросов котировок - 3 договора на общую сумму 5,31 млн руб., по итогам 4 запросов предложений - 3 договора на общую сумму 13,63 млн руб.
Экономия средств от проведения закупок с использованием конкурентных процедур оценивается в 235,22 млн руб. (14% начальной (максимальной) цены договоров). При проведении закупок конкурентными способами, в которых установлены начальные (максимальные) цены единицы продукции, экономия средств достигнута за счет снижения таких цен.
Всего осуществлено 2 556 закупок, которые привели к заключению договоров на общую сумму 4 588,14 млн руб.
Финансирование деятельности Агентства
Общая сумма фактических затрат Агентства составила 7 210,6 млн руб., что соответствует 89,3% плановых расходов (8 077,1 млн руб.), в том числе административно-хозяйственные расходы составили 6 429,6 млн руб. (88,3% плана), капитальные вложения - 781,0 млн руб. (97,7% плана).
По результатам деятельности за 2020 год Агентством получена чистая прибыль в сумме 0,7 млрд руб.
9. Отчет о выполнении Стратегии развития Агентства на период до 2020 года
В 2020 году завершена реализация Стратегии развития государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на период до 2020 года, утвержденной решением Совета директоров Агентства от 14 декабря 2015 г. (протокол N 17) (далее - Стратегия-2020).
Стратегия-2020 ставила целью развитие новых и совершенствование имеющихся функций Агентства, дальнейшее повышение надежности и удобства его услуг для потребителей, в том числе путем предоставления максимально возможного числа услуг в электронном виде.
За прошедшие 5 лет удалось достичь ключевых целей, поставленных перед Агентством в рамках Стратегии-2020. Агентство успешно выполняло в этот период свои функции, продемонстрировало надежность и способность решать задачи в сложных условиях (в том числе в условиях распространения в 2020 году новой коронавирусной инфекции), оставаясь для потребителей финансовых услуг важным фактором стабильности финансовой системы.
Реализация Стратегии-2020 в отчетном году осуществлялась на основании плана на 2020 год, утвержденного решением Правления Агентства от 30 декабря 2019 г. (протокол N 118), который выполнен по всем направлениям.
Бухгалтерский баланс
государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"
за 2020 год
млн руб.
|
Актив |
на 31.12.2020 |
на 31.12.2019 |
на 31.12.2018 |
|
I. Активы |
|
|
|
1 |
Инвестиции средств фонда обязательного страхования вкладов |
12 814 |
25 145 |
54 568 |
|
1.1 долгосрочные |
8 693 |
9 270 |
7 218 |
|
1.2 краткосрочные |
4 121 |
15 875 |
47 350 |
2 |
Инвестиции средств фонда гарантирования пенсионных накоплений |
4 688 |
3 359 |
2 048 |
|
2.1 долгосрочные |
3 881 |
2 229 |
2 048 |
|
2.2 краткосрочные |
807 |
1 130 |
0 |
3 |
Инвестиции средств Агентства, не относящихся к фондам |
80 879 |
75 191 |
82 303 |
|
3.1 долгосрочные |
50 683 |
50 445 |
39 509 |
|
3.2 краткосрочные |
30 196 |
24 746 |
42 794 |
4 |
Финансирование мер по предупреждению банкротства финансовых организаций и урегулированию обязательств банков |
1 125 578 |
1 154 076 |
1 162 033 |
5 |
Финансирование мер по повышению капитализации банков |
628 583 |
628 583 |
634 900 |
6 |
Основные средства |
3 388 |
2 615 |
2 027 |
7 |
Денежные средства |
4 628 |
1 757 |
1 958 |
|
из них: |
|
|
|
|
7.1 денежные средства фонда обязательного страхования вкладов |
13 |
27 |
78 |
|
7.2 денежные средства фонда гарантирования пенсионных накоплений |
3 |
2 |
4 |
8 |
Прочие активы |
1 596 375 |
1 633 132 |
1 652 412 |
|
Итого по разделу I |
3 456 933 |
3 523 858 |
3 592 249 |
|
Баланс |
3 456 933 |
3 523 853 |
3 592 249 |
|
Пассив |
на 31.12.2020 |
на 31.12.2019 |
на 31.12.2018 |
|
II. Собственные средства |
|
|
|
9 |
Средства фонда обязательного страхования вкладов |
58 760 |
49 936 |
40 252 |
10 |
Средства фонда гарантирования пенсионных накоплений |
4 537 |
3 230 |
2 158 |
11 |
Средства имущественного взноса Российской Федерации и Банка России |
717 540 |
722 809 |
735 261 |
|
из них: |
|
|
|
|
11.1 средства на реализацию мер по предупреждению банкротства и урегулированию обязательств банков |
81 722 |
86 985 |
92 878 |
|
11.2 средства на осуществление мер по повышению капитализации банков |
628 583 |
628 583 |
634 900 |
12 |
Фонды и резервы |
0 |
0 |
0 |
13 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
7 194 |
7 324 |
0 |
|
Итого по разделу II |
788 031 |
783 299 |
777 671 |
|
III. Обязательства |
|
|
|
14 |
Займы и кредиты полученные, в том числе: |
1 451 494 |
1 668 503 |
1 879 889 |
|
14.1 долгосрочные |
1 144 118 |
716 944 |
1 694 599 |
|
14.2 краткосрочные |
307 376 |
951 559 |
185 290 |
15 |
Средства финансовых организаций в ходе конкурсного производства и ликвидации |
58 885 |
53111 |
68 998 |
16 |
Прочие обязательства |
1 158 523 |
1 018 945 |
865 691 |
|
Итого по разделу III |
2 668 902 |
2 740 559 |
2 814 578 |
|
Баланс |
3 456 933 |
3 523 858 |
3 592 249 |
|
Справочно: Забалансовые ценности и обязательства |
|
|
|
17 |
Обеспечения обязательств и платежей полученные |
1 174 664 |
1 176 519 |
1 168 993 |
18 |
Обеспечения обязательств и платежей выданные |
0 |
0 |
0 |
19 |
Износ основных средств |
1 688 |
1 303 |
966 |
Генеральный директор |
Ю.О. Исаев |
Финансовый директор - Главный бухгалтер |
Н.Д. Молодцова |
15 февраля 2021 г.
Достоверность бухгалтерского баланса подтверждена аудиторской фирмой ООО "ФинЭкспертиза", являющейся членом саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация "Содружество" (СРО ААС), свидетельство о членстве N 15929, ОРНЗ - 12006017998.
Заместитель генерального директора: Н.Е. Борзова (квалификационный аттестат от 09.07.2012 N 01-000709, ОРНЗ 22006050917), действующая по доверенности N ОБ/10720/21-ФЭ-2 от 01.07.2020.
______________________________
* С учетом консолидации по каждому вкладчику счетов обязательств банка и без учета встречных требований банка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отчет Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 9 июня 2021 г. "Обобщенные данные годового отчета Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" за 2020 год"
Текст отчета опубликован в "Вестнике Банка России" от 9 июня 2021 г. N 34