Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
семьи, труда и социальной
защиты населения
Республики Башкортостан
от 30 марта 2021 г. N 204-о
Положение
об организации осуществления Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан контроля за исполнением органами местного самоуправления Республики Башкортостан переданных государственных полномочий Республики Башкортостан по организации и осуществлению деятельности по попечительству в форме патронажа над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности
1. Общие положения
1.1. Положение об организации осуществления Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан контроля за исполнением органами местного самоуправления Республики Башкортостан переданных государственных полномочий Республики Башкортостан по организации и осуществлению деятельности по попечительству в форме патронажа над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, (далее - Положение) разработано в целях конкретизации порядка осуществления Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - Министерство) контроля за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Республики Башкортостан по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в части организации и осуществления деятельности по попечительству в форме патронажа над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности (далее соответственно - контроль, переданные государственные полномочия).
1.2. Положение определяет сроки и последовательность действий должностных лиц Министерства при осуществлении контроля за исполнением органами местного самоуправления Республики Башкортостан переданных государственных полномочий.
1.3. При реализации полномочий по проведению проверок Министерство руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан, приказами и распоряжениями Министерства, а также настоящим Положением.
1.4. Министерство не вправе требовать от органов местного самоуправления Республики Башкортостан и должностных лиц местного самоуправления Республики Башкортостан осуществления полномочий, не отнесенных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов.
1.5 Министерство осуществляет контроль за деятельностью органов местного самоуправления Республики Башкортостан и должностных лиц местного самоуправления Республики Башкортостан, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности.
1.6. Осуществление контроля предусматривает:
1) организацию и проведение плановых (документарных и (или) выездных) и внеплановых (документарных и (или) выездных) проверок органов местного самоуправления Республики Башкортостан, наделенных переданными государственными полномочиями;
2) сбор отчетов о ходе исполнения переданных государственных полномочий;
3) запрос о предоставлении информации.
1.7. Контроль за исполнением переданных государственных полномочий осуществляется структурным подразделением Министерства, ответственным за осуществлением данного вида контроля.
2. Права и обязанности должностных лиц Министерства при осуществлении контроля за переданными государственными полномочиями
2.1. При осуществлении контроля за переданными государственными полномочиями должностные лица Министерства имеют право:
1) запрашивать и получать от органов местного самоуправления информацию и документы, необходимые в ходе осуществления контроля за осуществлением государственных полномочий;
2) беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа Министерства о проведении проверки посещать здания и помещения проверяемых органов местного самоуправления;
3) давать разъяснения, рекомендации и методические указания по вопросам надлежащего осуществления таких полномочий.
2.2. Должностные лица Министерства при проведении проверки обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством полномочия;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы органов местного самоуправления, проверка которых проводится;
3) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку - только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа Министерства о проведении проверки;
4) не препятствовать руководителю органа местного самоуправления, иному должностному лицу, определенному в качестве уполномоченного представителя органа местного самоуправления (далее - уполномоченное лицо), присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
5) предоставлять уполномоченному лицу, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
6) знакомить уполномоченное лицо с результатами проверки;
7) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством;
8) перед началом проведения выездной проверки по просьбе уполномоченного лица ознакомить его с положениями настоящего Положения.
2.3. Должностные лица Министерства при проведении проверки не имеют права:
1) осуществлять проверку при отсутствии уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления;
2) требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
3) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
4) превышать установленные законодательством сроки проведения проверки.
3. Права и обязанности органов местного самоуправления, в отношении которых осуществляются мероприятия по осуществлению контроля
3.1. Уполномоченное лицо имеет право присутствовать при проведении проверки и обеспечить представление всех запрашиваемых документов и информации, которые необходимы для проведения проверки.
3.2. Уполномоченное лицо при проведении проверки имеет право:
1) давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от Министерства, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено действующим законодательством;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Министерства;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Министерства, повлекшие за собой нарушение прав при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством.
3.3. Уполномоченное лицо вправе не предоставлять информацию по запросу Министерства, если эта информация ранее была предоставлена либо официально опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом уполномоченное лицо в ответе на запрос сообщает источник официального опубликования или размещения соответствующей информации.
3.4. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предоставлять Министерству документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.
4. Организация и проведение проверок
4.1. В целях эффективного осуществления контроля за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Министерством в зависимости от основания проведения проверки проводятся плановые и внеплановые проверки.
Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней.
4.2. Проверка органа местного самоуправления (плановая или внеплановая) осуществляется на основании приказа Министерства и проводится должностными лицами, указанными в приказе Министерства.
Приказ должен содержать:
1) наименование органа местного самоуправления, исполняющего переданные государственные полномочия, в отношении которого осуществляется проверка;
2) место нахождения органа местного самоуправления;
3) фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии), должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки;
4) цели, задачи, предмет проведения проверки;
5) дата начала и окончания проведения проверки;
6) правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, требования которых подлежат проверке.
4.3. Плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся Министерством на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой Республики Башкортостан (далее - ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.
Министерство направляет в прокуратуру Республики Башкортостан проекты ежегодных планов проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.
4.4. В ежегодный план включаются следующие сведения:
1) наименования и места нахождения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, деятельность которых подлежит проверкам;
2) наименование Министерства;
3) цели и основания проведения проверок, а также сроки их проведения.
Ежегодный план подлежит размещению на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок.
4.5. Руководитель органа местного самоуправления уведомляется о предстоящей плановой проверке не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала.
Уведомление о предстоящей проверке составляется в двух экземплярах, одно из которых в течение 3 дней с даты регистрации направляется руководителю органа местного самоуправления одним из следующих способов:
1) вручается лично под подпись;
2) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
3) посредством электронного документооборота.
Второй экземпляр уведомления хранится в Министерстве.
4.6. Перед началом проведения проверки должностные лица Министерства, уполномоченные на проведение проверки, обязаны предъявить уполномоченному лицу служебные удостоверения, приказ Министерства о проведении проверки.
4.7. Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся Министерством на основании решения министра семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по согласованию с прокуратурой Республики Башкортостан, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора Республики Башкортостан о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
4.8. Информация о плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года N 415.
5. Подведение итогов проверки
5.1. По результатам проверки должностными лицами, проводящими проверку, составляется и подписывается акт проверки осуществления органом местного самоуправления переданных государственных полномочий Республики Башкортостан по организации и осуществлению деятельности по попечительству в форме патронажа над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, оформленный по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
5.2. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается уполномоченному лицу под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия уполномоченного лица, а также в случае отказа уполномоченного лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Министерства.
При наличии согласия уполномоченного лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, уполномоченному лицу. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным уполномоченным лицом.
5.3. В акте проверки указывается:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование Министерства;
3) дата и номер приказа Министерства;
4) фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого органа местного самоуправления, а также фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки уполномоченного лица, присутствовавшего при проведении проверки, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
5.4. К результатам проверки, излагаемым в акте проверки, прилагаются документы или их копии, заверенные в установленном порядке.
5.5. В случае выявления нарушений требований законов при осуществлении проверки должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, вправе давать обязательные для исполнения органами местного самоуправления письменные предписания об устранении нарушений при осуществлении государственных полномочий (далее - предписания об устранении нарушений), оформленные по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
5.6. В предписаниях об устранении нарушений указываются:
1) дата составления;
2) наименование органа, составившего предписание об устранении нарушений;
3) место составления предписания об устранении нарушений;
4) наименование органа, которому адресовано предписание об устранении нарушений;
5) ссылка на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания об устранении нарушений;
6) содержание нарушений;
7) ссылки на нормативные правовые акты, требования и условия которых были нарушены;
8) сроки устранения нарушений;
9) способы извещения и подтверждения устранения нарушений;
10) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), должность лица, составившего предписание об устранении нарушений.
5.7. Предписание об устранении нарушений составляется в двух экземплярах, один из которых направляется руководителю органа местного самоуправления (лицу, исполняющему его обязанности), одним из следующих способов:
1) вручается лично под подпись;
2) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
3) посредством электронного документооборота.
5.8. Должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, при выдаче предписаний об устранении нарушений и установлении сроков их исполнения обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации.
5.9. Орган местного самоуправления, в отношении которого проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении нарушений в течение 15 рабочих дней с даты получения акта проверки вправе представить в Министерство в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении нарушений в целом или его отдельных положений.
При этом орган местного самоуправления вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Министерство. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица.
5.10. Органы местного самоуправления имеют право осуществлять защиту своих прав и (или) законных интересов в порядке, установленном законодательством, в том числе обращаться в органы прокуратуры или в суд в защиту нарушенных при осуществлении контрольных функций прав и (или) законных интересов.
6. Сбор отчетов
6.1. В целях эффективного осуществления контроля за реализацией переданных государственных полномочий Министерством проводится сбор отчетов о ходе исполнения переданных государственных полномочий.
6.2. Отчеты о ходе исполнения переданных государственных полномочий предоставляются в Министерство органами местного самоуправления в форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению ежеквартально, по итогам полугодия не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Отчетность по итогам года представляется не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
7. Запрос о предоставлении информации
7.1. Запрос Министерства о предоставлении информации направляется руководителю органа местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления с учетом их полномочий. Непосредственное рассмотрение запроса осуществляется руководителем органа местного самоуправления, к компетенции которого относятся содержащиеся в запросе вопросы.
7.2. При осуществлении контроля Министерство имеет право запрашивать и получать в срок до 7 календарных дней информацию, материалы и документы от органов местного самоуправления об осуществлении переданных государственных полномочий.
Сокращение срока предоставления информации допускается в случаях установления фактов нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
7.3. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе не предоставлять информацию по запросу Министерства, если эта информация ранее была предоставлена либо официально опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления в ответе на запрос сообщают источник официального опубликования или размещения соответствующей информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.