В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 11 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и постановлением Правительства Республики Дагестан от 11 августа 2015 г. N 236 "О формировании бюджетного прогноза Республики Дагестан на долгосрочный период" Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Бюджетный прогноз Республики Дагестан на долгосрочный период до 2035 года (далее - Бюджетный прогноз).
2. Министерству финансов Республики Дагестан разместить Бюджетный прогноз на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на портале управления общественными финансами "Открытый бюджет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан руководствоваться положениями Бюджетного прогноза при разработке соответствующих бюджетных прогнозов муниципальных образований Республики Дагестан.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Дагестан от 4 августа 2015 г. N 227 "О проекте бюджетного прогноза Республики Дагестан до 2028 года" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2016, 6 мая, N 05002000560).
Временно исполняющий обязанности |
Н. Омаров |
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 10 июня 2021 г. N 136
Бюджетный прогноз
Республики Дагестан на долгосрочный период до 2035 года
I. Общие положения
Бюджетный прогноз Республики Дагестан на долгосрочный период до 2035 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии с Порядком разработки и утверждения бюджетного прогноза Республики Дагестан на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 11 августа 2015 г. N 236.
Целью разработки Бюджетного прогноза является оценка долгосрочной динамики бюджетных параметров консолидированного бюджета Республики Дагестан, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить необходимый уровень сбалансированности консолидированного бюджета Республики Дагестан и достижение стратегических целей социально-экономического развития Республики Дагестан.
Основными задачами Бюджетного прогноза, способствующими достижению указанной цели, являются:
обеспечение прозрачности и предсказуемости параметров консолидированного бюджета Республики Дагестан, в том числе базовых принципов и условий реализации налоговой, бюджетной и долговой политики, выявление основных бюджетных рисков и их профилактика;
принятие мер по совершенствованию налоговой, бюджетной, долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности бюджетов Республики Дагестан и решению ключевых задач социально-экономического развития Республики Дагестан в долгосрочном периоде;
определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения государственных программ Республики Дагестан на период их действия.
II. Основные итоги развития и текущее состояние консолидированного бюджета Республики Дагестан
В последние годы в республике проведена системная работа по выявлению резервов и мобилизации дополнительных собственных доходов, а также повышению эффективности бюджетных расходов.
Результатом проводимой работы является положительная динамика поступлений доходов в консолидированный бюджет Республики Дагестан за счет всех источников (таблица 1).
Таблица 1
Динамика и структура
доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан за 2016 - 2020 годы
(млн. рублей)
Годы |
Доходы, всего |
Налоговые и неналоговые доходы |
Удельный вес в доходах, проц. |
В том числе: |
Безвозмездные поступления |
Удельный вес в доходах, проц. |
В том числе дотации |
|||
налоговые доходы |
удельный вес в доходах, проц. |
неналоговые доходы |
удельный вес в доходах, проц. |
|||||||
2016 |
98 065,6 |
33 482,0 |
34,1 |
3 1 299,8 |
31,9 |
2 182,1 |
2,2 |
64 583,0 |
65,9 |
48 012,9 |
2017 |
107 278,3 |
32 492,5 |
30,3 |
30 453,9 |
28,4 |
2 038,7 |
1,9 |
74 785,8 |
69,7 |
56 294,3 |
2018 |
119 874,1 |
39 074,5 |
32,6 |
36 525,8 |
30,5 |
2 548,8 |
2,1 |
80 799,6 |
67,4 |
62 674,5 |
2019 |
134 787,2 |
43 686,3 |
32,4 |
41 276,3 |
30,6 |
2 410,0 |
1,8 |
91 100,9 |
67,6 |
69 606,6 |
2020 |
181 313,0 |
46 681,4 |
25,7 |
44 711,0 |
24,7 |
1 970,4 |
1,1 |
134 631,6 |
74,3 |
80 123,9 |
Объем налоговых и неналоговых доходов за указанный период увеличился на 39,4 проц., или с 33 482,0 млн. рублей в 2016 году до 46 681,4 млн. рублей в 2020 году, из них налоговые доходы - на 42,8 проц., или с 31 299,8 млн. рублей до 44 711,0 млн. рублей.
Рост поступлений в основном обусловлен увеличением налогооблагаемой базы и соответствующим ростом налогов на доходы физических лиц, на имущество и прибыль организаций.
Особую роль в обеспечении сбалансированности консолидированного бюджета Республики Дагестан занимают межбюджетные трансферты - дотации, субсидии, субвенции, которые не только восполняют недостаток собственных бюджетных ресурсов региона, но и способствуют росту экономического потенциала.
Основной формой предоставления финансовой помощи по-прежнему остаются дотации из федерального бюджета, которые занимают до 60 проц. в структуре безвозмездных поступлений. На протяжении последних пяти лет объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета вырос более чем в два раза, или с 64 583,6 млн. рублей в 2016 году до 134 631,6 млн. рублей в 2020 году.
За последние пять лет в структуре расходов консолидированного бюджета Республики Дагестан заметно возросла доля расходов на социально-культурную сферу. Это связано главным образом с необходимостью реализации "майских" указов Президента Российской Федерации (таблица 2).
Таблица 2
Динамика расходов
консолидированного бюджета Республики Дагестан за 2016 - 2020 годы
(млн. рублей)
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Расходы, всего из них: |
96 253,1 |
103 582,4 |
107 949,5 |
129 598,1 |
179 584,5 |
общегосударственные вопросы |
6418,1 |
7 151,8 |
7 283,1 |
7 693,6 |
8 257,2 |
национальная оборона |
58,8 |
58,3 |
82,2 |
90,3 |
105,2 |
национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
773,2 |
837,1 |
1 230,9 |
1 468,8 |
2 997,6 |
национальная экономика, из них: |
14013,2 |
15 050,7 |
12 077,6 |
19 435,6 |
19571,7 |
дорожное хозяйство (дорожные фонды) |
8 544,7 |
8 788,8 |
6 332,5 |
11 468,1 |
12 171,8 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
5 732,7 |
5 674,3 |
4 159,2 |
8 373,5 |
9 066,6 |
охрана окружающей среды |
166,4 |
171,2 |
174,3 |
161,9 |
189,6 |
социально-культурная сфера |
68 110,9 |
73 828,2 |
82 898,4 |
92 359,9 |
137 278,1 |
удельный вес в расходах, в т.ч.: |
70,8 |
71,3 |
76,8 |
71,3 |
76,4 |
образование |
32 548,6 |
36616,0 |
40 999,5 |
45 789,0 |
57 241,5 |
культура, кинематография |
2 262,3 |
3 137,1 |
3 316,9 |
3 381,2 |
1 921,1 |
здравоохранение |
3 584,8 |
3 764,0 |
4 809,1 |
8 378,9 |
23 494,2 |
социальная политика |
27 987,0 |
28 238,2 |
30 779,6 |
31 769,5 |
51 444,8 |
физическая культура и спорт |
1 728,1 |
2 072,9 |
2 373,0 |
2 427,7 |
2 725,1 |
средства массовой информации |
517,9 |
577,3 |
620,3 |
613,7 |
451,4 |
Удельный вес основных социальных отраслей: образование, здравоохранение, социальная политика, культура, физкультура и спорт, в общем объеме расходов составляет более 76 проц., из них здравоохранение и социальная политика - более 41 проц., образование - более 31 проц. от общих расходов.
Объемы бюджетных ассигнований, направляемых на социально-культурную сферу, в 2020 году увеличились по сравнению с 2016 годом на 69 167,25 млн. рублей, или более чем в 2 раза.
Расходы на образование за пять лет выросли на 75,9 проц. (+24 692,9 млн. рублей), или с 32 548,64 млн. рублей в 2016 году до 57 241,5 млн. рублей в 2020 году, в том числе в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 расходы на повышение заработной платы педагогическим работникам составили порядка 5 615,6 млн. рублей, а также расходы, связанные с ликвидацией очередности в дошкольных учреждениях, на строительство и реконструкцию объектов образования - 9 291,1 млн. рублей.
Расходы на здравоохранение за пять лет выросли на 19 909,41 млн. рублей, или более чем в 6,5 раза с учетом реализации мер, направленных на предотвращение и устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции на территории Республики Дагестан в 2020 году.
Расходы на социальную политику в связи с ежегодной индексацией социальных обязательств и увеличением коэффициента стоимости медицинских услуг для определения размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения также выросли за пять лет с 2016 года на 83,8 процента (+23 457,8 млн. рублей).
Расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в течение последних лет имеют тенденцию к росту, связанному с увеличением размера коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, применяемого при расчете объема страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Расходы на физическую культуру и спорт с 2016 года увеличились на 997 млн. рублей и составили в 2020 году 2 725,1 млн. рублей. Увеличение в указанной сфере обусловлено финансированием строительства и ввода в эксплуатацию спортивных объектов.
Несмотря на общую социальную направленность бюджета, значительные средства направляются на осуществление поддержки отраслей реального сектора экономики республики.
Ежегодно расходы на национальную экономику и жилищно-коммунальное хозяйство составляют в среднем 15 проц. от общих расходов. При этом наибольший удельный вес в расходах национальной экономики занимает государственная поддержка дорожного хозяйства (более 60 проц.), это порядка 7 проц. в общем объеме расходов бюджета.
Основные показатели исполнения республиканского бюджета Республики Дагестан за 2016 - 2020 годы приведены в таблице 3.
Таблица 3
Основные показатели
исполнения республиканского бюджета Республики Дагестан за 2016 - 2020 годы
(млн. рублей)
Наименование показателя |
2016 г. |
2017 г. |
Соотношение 2017 г. к 2016 г., проц. |
2018 г. |
Соотношение 2018 г. к 2017 г., проц. |
2019 г. |
Соотношение 2019 г. к 2018 г., проц. |
2020 г. |
Соотношение 2020 г. к 2019 г., проц. |
Доходы |
89 904.8 |
98 977,5 |
110,1 |
110 051,5 |
111,2 |
123 755,6 |
112,4 |
169 673,3 |
137,1 |
налоговые и неналоговые |
25 229,3 |
24 105,7 |
95,5 |
29 135,0 |
120,9 |
31 920,5 |
109,6 |
34 526,9 |
108,2 |
доходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездные |
64 675,6 |
74 871,8 |
115,8 |
80916,5 |
108,1 |
91 835,1 |
113,5 |
135 146,4 |
147,2 |
поступления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расходы |
87 756,4 |
95 165,1 |
108,4 |
99 570,0 |
104,6 |
120 536,0 |
121,1 |
168 786,2 |
140,0 |
Дефицит (-)/профицит(+) |
2 148,4 |
3 812,4 |
- |
10481,5 |
- |
3 219,6 |
- |
887,1 |
- |
III. Описание параметров вариантов долгосрочного прогноза и обоснование выбора варианта долгосрочного прогноза в качестве базового для целей Бюджетного прогноза
Расчет доходов консолидированного и республиканского бюджетов Республики Дагестан в рамках разработки Бюджетного прогноза осуществлен с учетом двух вариантов.
Первый вариант подразумевает развитие событий в долгосрочной перспективе при условии достаточно консервативных оценок темпов экономического роста.
Прогноз доходов по основным налоговым доходам консолидированного и республиканского бюджетов Республики Дагестан построен исходя из среднесрочной динамики ряда объемных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Дагестан на 2021 - 2023 годы, в долгосрочный период до 2035 года - с учетом индексов-дефляторов на уровне 4 проц. в год в соответствии со среднесрочным прогнозом социально-экономического развития. Безвозмездные поступления спрогнозированы с учетом ежегодного прироста на уровне 1 проц. (приложение N 1 к настоящему Бюджетному прогнозу).
Второй или базовый вариант основывается на благоприятном видении перспектив социально-экономического развития Республики Дагестан, исходит из динамики сложившихся среднегодовых темпов роста за предшествующий период с 6,8 проц. с достижением к 2035 году 10 проц. прироста налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Дагестан. Прирост поступлений безвозмездных поступлений из федерального бюджета прогнозируется с приростом не ниже уровня инфляции (приложение N 2 к настоящему Бюджетному прогнозу).
IV. Основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики Республики Дагестан на 2021 - 2035 годы
Основной целью бюджетной политики Республики Дагестан является создание рациональной системы управления финансовыми ресурсами, направленной на обеспечение стратегических и тактических задач деятельности органов государственной власти Республики Дагестан.
Бюджетная политика Республики Дагестан включает в себя следующие направления.
1. Совершенствование системы стратегического и тактического планирования и прогнозирования республиканского бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов.
Первоочередной мерой обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетной системы и противодействия бюджетным рискам должно выступать применение механизма ограничения роста расходов бюджета при безусловной реализации принятых решений (действующих обязательств), в первую очередь социального характера.
Расходы на финансирование мероприятий по реализации государственных программ Республики Дагестан должны соответствовать параметрам, утвержденным законом Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий год и на плановый период.
В случае проведения оптимизации бюджетных расходов и уточнения параметров республиканского бюджета Республики Дагестан необходима актуализация мероприятий по реализации государственных программ Республики Дагестан.
Применение программно-целевого метода формирования и исполнения бюджетов обеспечит создание условий для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации всех ресурсов государства на важнейших направлениях деятельности.
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости республиканского бюджета Республики Дагестан необходимо реализовать комплекс мер по разработке долгосрочного бюджетного прогноза и поддержанию безопасного уровня и структуры государственного долга.
2. Увеличение доходной части бюджетов бюджетной системы за счет собственных источников.
Увеличение доходов бюджетной системы предполагается осуществлять за счет реализации мероприятий по актуализации и инвентаризации налоговой базы, постановке на учет всех налогоплательщиков и объектов налогообложения, а также принятия мер по ее расширению в соответствии с Программой финансового оздоровления и социально-экономического развития Республики Дагестан на 2020 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2020 г. N 295.
В частности, работу необходимо вести по следующим направлениям:
максимальное задействование имеющихся резервов взыскания налогов и сборов:
проведение детальной инвентаризации и актуализации налоговой базы как по имущественным налогам, так и по налогам с доходов и с оборота;
улучшение налогового администрирования, повышение собираемости налогов, снижение задолженности по платежам в бюджет;
выявление и пресечение использования налогоплательщиками схем минимизации налогообложения в виде дробления бизнеса, использования трансфертного ценообразования, бартерных и наличных операций, выплаты неучтенной ("теневой") заработной платы;
постановка на учет физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации;
увеличение налоговой отдачи и эффективности от бюджетных инвестиций;
усиление воздействия на конечных получателей бюджетных средств инвестиционного либо инновационного характера (подрядчиков и субподрядчиков) в плане увеличения отдачи путем выстраивания механизма вертикальных связей;
проведение оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых расходов (налоговых льгот) в соответствии с законодательством Республики Дагестан и отмена неэффективных налоговых расходов (налоговых льгот);
активизация работы отраслевых министерств и ведомств республики в части мониторинга и анализа налоговой базы предприятий своих отраслей, доведения налоговой нагрузки до уровня среднего по Северо-Кавказскому федеральному округу и Российской Федерации (особенно в строительной и алкогольной сферах);
использование преимуществ республики в сфере импортозамещения сельхозпродукции агропромышленного комплекса, спрос на которую существенно вырос в связи с необходимостью преодоления последствий экономических санкций;
увеличение потенциала за счет генерации вновь созданных производств, поддержки предпринимательской инициативы;
поиск новых способов и возможностей по привлечению в республику инвесторов, способных реализовать значимые приоритетные проекты, за счет предоставления им государственных гарантий, налоговых, арендных и иных преференций;
стимулирование развития малого предпринимательства, в частности за счет предоставления для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей "налоговых каникул", обеспечения доступа к кредитным ресурсам, субсидирования процентной ставки по кредитам и прямого предоставления средств государственной поддержки, расширения бизнес-инкубаторов и технопарков;
проведение полной инвентаризации кредиторской задолженности по арендной плате за использование государственного имущества;
принятие мер по повышению ответственности должностных лиц за обеспечение поступления в бюджет доходов за аренду имущества.
Необходимо активизировать финансово-хозяйственную деятельность государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений в части увеличения объема предоставляемых платных услуг. Указанные доходы должны направляться на финансирование статей расходов, плановые назначения по которым недостаточны для обеспечения текущей деятельности подведомственных учреждений, в том числе на текущий и капитальный ремонт.
Усиление роли многофункциональных центров по предоставлению государственных (муниципальных) услуг позволит обеспечить поступление в республиканский бюджет Республики Дагестан и местные бюджеты дополнительных доходов в виде отчислений от государственной пошлины, земельного и имущественных налогов.
3. Повышение эффективности бюджетных расходов консолидированного бюджета Республики Дагестан.
Необходимы сплошная инвентаризация расходных обязательств, исключение излишних, неправомерных и неэффективных расходов бюджетов бюджетной системы, двойного и перекрестного финансирования.
Результаты работы по инвентаризации расходных обязательств должны стать основанием для последующей оптимизации как сети государственных и муниципальных учреждений, так и штатной численности во всех сферах.
Следует обеспечить проведение инвентаризации получателей мер социальной поддержки, исключив предоставление льготы одному получателю по разным основаниям, и принятие мер, направленных на оптимизацию бюджетных расходов на эти цели, с учетом принципов адресности и нуждаемости.
4. Обеспечение эффективного управления государственным долгом Республики Дагестан посредством:
поддержания объема государственного долга Республики Дагестан на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков при соблюдении ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;
обеспечения минимально возможной стоимости обслуживания государственного долга Республики Дагестан;
сокращения объема государственного долга Республики Дагестан и долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Дагестан;
своевременного и полного исполнения долговых обязательств.
5. Совершенствование системы межбюджетных отношений, обеспечение сбалансированности и устойчивости местных бюджетов.
Необходим систематический анализ методик расчетов межбюджетных трансфертов на предмет повышения эффективности предоставления и соответственно последующего использования бюджетных средств.
В целях оптимизации расходов следует осуществлять систематическую экспертизу бюджетов (проектов бюджетов) муниципальных образований с направлением в муниципальные образования рекомендаций, согласованных с отраслевыми министерствами о перераспределении средств (при условии полного исполнения социальных обязательств местных бюджетов) на финансирование объектов социально-культурного назначения и инженерной инфраструктуры, в том числе связанных с реализацией приоритетов проектов развития и государственных программ Республики Дагестан.
6. Привлечение внебюджетных источников финансирования для решения социальных задач и приоритетных направлений развития Республики Дагестан, в том числе через механизмы государственно-частного партнерства.
Внебюджетные источники финансирования возможны при привлечении инвесторов для решения задач социально-экономического развития республики. Наиболее эффективным в этом случае может стать внедрение механизмов государственно-частного партнерства.
7. Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов.
Необходимо обеспечить публичность процесса управления общественными финансами, гарантирующую обществу право на доступ к открытым государственным данным, а также открытость и доступность информации о расходовании бюджетных средств.
V. Прогноз основных характеристик республиканского бюджета Республики Дагестан с учетом варианта долгосрочного прогноза в качестве базового для целей бюджетного прогноза
Прогноз доходной части бюджета Республики Дагестан основан на показателях среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, динамики сложившихся показателей темпа роста за предшествующий период.
Следует отметить, что указанные показатели будут подлежать определенной корректировке в связи с изменением общей социально-экономической ситуации в Российской Федерации по мере принятия Министерством экономического развития Российской Федерации соответствующих инструктивных материалов по разработке прогнозов субъектами Российской Федерации.
Прогноз поступления основных налоговых источников сформирован с учетом индексов-дефляторов исходя из динамики поступлений на уровне от 6,8 до 10 проц. в год.
При этом безвозмездные поступления спрогнозированы с учетом ежегодного прироста на уровне 4 процентов.
Общий объем расходов республиканского бюджета Республики Дагестан определен исходя из прогнозируемого объема доходных источников бюджета, уровня дефицита/профицита и долговых обязательств.
Исходя из вышеуказанных методологических подходов рассчитан прогноз основных характеристик республиканского бюджета Республики Дагестан (приложение N 2 к настоящему Бюджетному прогнозу).
VI. Основные риски, влияющие на сбалансированность республиканского бюджета Республики Дагестан
Одной из ключевых задач Бюджетного прогноза является возможность оценки и создания условий для минимизации рисков несбалансированности консолидированного и республиканского бюджетов Республики Дагестан.
Общий подход к минимизации возможных угроз ухудшения сбалансированности республиканского бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов заключается в возможности обеспечения действующих расходных обязательств республики без сокращения расходов на реализацию принятых решений.
В целях обеспечения бюджетной сбалансированности в случае сокращения доходов республиканского бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов в первую очередь будут сокращены условно утверждаемые объемы бюджетных ассигнований.
Долгосрочные бюджетные риски, действие которых будет выходить за пределы планового периода (более трех лет), потребуют введения дополнительных ограничений при формировании бюджетов будущих периодов.
К числу основных внешних рисков относятся следующие виды рисков:
1) снижение темпов социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Дагестан, приводящее к сокращению поступлений доходов в консолидированный бюджет Республики Дагестан, повышение прогнозируемого уровня инфляции, сокращение доступности и увеличение стоимости кредитных ресурсов;
2) изменение федерального законодательства, влияющее на параметры консолидированного бюджета Республики Дагестан (снижение нормативов отчислений от налогов и сборов, установление новых расходных обязательств, сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и т.д.).
Влияние внешних рисков потребует регулярного уточнения прогноза доходов и в случае необходимости разработки дополнительных мер, направленных на ограничение роста расходных обязательств, сокращение избыточных и неэффективных расходов будущих периодов.
К числу основных внутренних рисков относятся следующие виды рисков:
1) снижение конкурентоспособности экономики и производительности труда.
Влияние данного фактора носит системный характер, результатом которого является сокращение инвестиций, снижение рентабельности соответствующих видов экономической деятельности, и в конечном итоге приводит к дальнейшему замедлению темпов экономического роста.
Минимизация указанных рисков возможна за счет реализации системных мер, направленных на развитие производства, повышение производительности труда. В качестве основных мер в долгосрочном периоде сохраняются налоговые льготы, субсидирование затрат производителей;
2) сокращение (отсутствие интенсивного роста) инвестиций в основной капитал.
В среднесрочной перспективе инвестиции остаются практически единственным источником для стимулирования экономического роста, поскольку потенциал стимулирования внутреннего спроса и роста экспорта в настоящее время ограничен.
Дефицит инвестиций в основной капитал сдерживает темпы экономического роста, а также формирует условия для сдерживания роста промышленного производства в республике по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.
Основными мерами минимизации указанных рисков являются сохранение налоговых льгот, нацеленных на развитие производства и рост инвестиций, реализация проектов, направленных на развитие инфраструктуры;
3) демографические риски.
Снижение численности населения в трудоспособном возрасте становится основным сдерживающим фактором демографического развития, серьезно ограничивает потенциальные темпы роста экономики, а также повышает нагрузку на республиканский бюджет Республики Дагестан за счет увеличения расходов на здравоохранение и социальное обеспечение.
В целях минимизации указанных рисков должна проводиться систематическая работа по выявлению и исключению из числа неработающего населения граждан трудоспособного возраста, фактически осуществляющих трудовую деятельность, но не уплачивающих взносы на обязательное медицинское страхование. Должна быть продолжена также работа по обеспечению мер социальной поддержки граждан с учетом критериев адресности и нуждаемости.
Реализация мер, направленных на минимизацию перечисленных рисков, использование механизма управления рисками, а также оптимизация расходов и мораторий на принятие новых расходных обязательств позволят обеспечить ускорение темпов роста экономики и соответственно рост доходного потенциала, консолидированного и республиканского бюджетов Республики Дагестан.
VII. Показатели финансового обеспечения государственных программ Республики Дагестан
Начиная с 2014 года в процесс бюджетного планирования внедрены государственные программы Республики Дагестан, которые прежде всего направлены на повышение качества управления государственными финансами.
Большая часть региональных приоритетов социально-экономического развития Республики Дагестан структурирована в рамках государственных программ Республики Дагестан.
При этом основная часть программных расходов приходится на реализацию государственных программ Республики Дагестан в области социальной сферы, таких как "Развитие здравоохранения", "Развитие образования", "Социальная поддержка граждан".
Главными целями и задачами указанных государственных программ Республики Дагестан являются обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, увеличение продолжительности активной жизни населения, улучшение состояния здоровья детей, обеспечение условий для эффективного развития образования, развитие сети и инфраструктуры образовательных организаций, создание условий для роста благосостояния отдельных категорий граждан и повышение доступности социального обслуживания населения.
Показатели финансового обеспечения государственных программ Республики Дагестан на период их действия представлены в приложении N 3 к настоящему Бюджетному прогнозу.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" особое внимание в рамках государственных программ Республики Дагестан уделяется реализации национальных проектов.
Республикой Дагестан подписаны соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов на национальные проекты. Для республики участие в федеральных проектах создает предпосылки для развития экономики. Планируется строительство множества объектов самого разного характера, но преимущества будут иметь направления социального развития.
В Республике Дагестан разработаны 53 региональных проекта, 48 из которых реализуются с 2019 года в рамках 10 национальных проектов, с 2021 года - 12 национальных проектов с общим объемом финансирования 14 553,8 млн. рублей, из них средства федерального бюджета - 12 566,7 млн. рублей, республиканского бюджета Республики Дагестан - 1 987,1 млн. рублей.
Что касается расходов непрограммных направлений деятельности, то они включают финансовое обеспечение выполнения функций государственных органов (Аппарат Народного Собрания Республики Дагестан, Счетная палата Республики Дагестан, Конституционный суд Республики Дагестан, Администрация Главы и Правительства Республики Дагестан и др.), а также расходы за счет резервных фондов Республики Дагестан и Правительства Республики Дагестан.
Приложение N 1
к Бюджетному прогнозу Республики
Дагестан на долгосрочный
период до 2035 года
Прогноз
основных характеристик консолидированного и республиканского бюджетов Республики Дагестан
(вариант 1)
(млн. рублей)
N п/п |
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
2031 |
2032 |
2033 |
2034 |
2035 |
факт. |
факт. |
утв. бюджет |
утв. бюджет |
утв. бюджет |
прогноз. |
прогноз. |
прогноз. |
прогноз. |
прогноз. |
прогноз. |
прогноз. |
прогноз. |
прогноз. |
прогноз. |
прогноз. |
прогноз. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
Консолидированный бюджет Республики Дагестан | ||||||||||||||||||
1. |
Общий объем доходов, в том числе: |
134 786,2 |
131 313,0 |
173 311,6 |
164 974,6 |
164 459,3 |
167 840,2 |
171 324,4 |
174 915,7 |
178 618,1 |
182 435,5 |
186 372,4 |
190 433,2 |
194 622,5 |
198 945,0 |
203 405,9 |
208 010,2 |
216 470,0 |
|
налоговые и неналоговые доходы |
43 686,5 |
46 655,1 |
51 752,0 |
53 750,5 |
57 878,8 |
60 193,9 |
62 601,7 |
65 105,7 |
67 710,0 |
70418,4 |
73 235,1 |
76 164,5 |
79211,1 |
82 379,5 |
85 674,7 |
89 101,7 |
96 372,4 |
|
безвозмездные перечисления |
91 099,6 |
135 146,4 |
121 559,6 |
111 224,1 |
106 580,5 |
107 646,3 |
108 722,8 |
109 810,0 |
ПО 908,1 |
112 017,2 |
113 137,4 |
114 268,7 |
115411,4 |
116 565,5 |
117 731,2 |
118 908,5 |
120 097,6 |
2. |
Общий объем расходов |
129 598,1 |
179 584,5 |
186 547,0 |
168 929,0 |
172 113,4 |
167 523,3 |
170 093,3 |
173 684,6 |
177 505,4 |
181 322,8 |
185 259,7 |
190 632,1 |
194 821,4 |
199 143,9 |
203 625,6 |
207 972,3 |
216 470,0 |
3. |
Дефицит/профицит |
5 188,1 |
1 728,6 |
-13 235,4 |
-3 954,5 |
-7 654,2 |
316,9 |
1 231,1 |
I 231,1 |
I 112,7 |
1 112,7 |
1 112,7 |
-198,9 |
-198,9 |
-198,9 |
-219,7 |
37,9 |
0 |
Республиканский бюджет Республики Дагестан | ||||||||||||||||||
1. |
Общий объем доходов, в том числе: |
123 754,6 |
169 673,3 |
159 938,8 |
150 172,8 |
148 578,6 |
151 324,3 |
154 147,9 |
157 052,1 |
160 039,9 |
163 114,3 |
166 278,3 |
169 535,3 |
172 888,7 |
176 341,9 |
179 898,6 |
183 562,6 |
190 027,5 |
|
налоговые и неналоговые доходы |
31 920,7 |
34 509,0 |
38 379,2 |
38 948,7 |
41 998,1 |
43 678,0 |
45 425,1 |
47 242,1 |
49 131,8 |
5! 097,1 |
53 141,0 |
55 266,6 |
57 477,3 |
59 776,4 |
62 167,4 |
64 654,1 |
69 929,9 |
|
безвозмездные перечисления |
91 833,8 |
135 146,4 |
121 559,6 |
111 224,1 |
106 580,5 |
107 646,3 |
108 722,8 |
109 810,0 |
110 908,1 |
112 017,2 |
113 137,4 |
114 268,7 |
115 411,4 |
116 565,5 |
117 731,2 |
118 908,5 |
120 097,6 |
2. |
Общий объем расходов |
120 536,0 |
168 786,2 |
173 174,1 |
154 127,3 |
156 232,8 |
151 007,4 |
152 916,8 |
155 821,0 |
158 927,2 |
162 001,6 |
165 165,6 |
169 734,2 |
173 087,6 |
176 540,8 |
180 118,3 |
183 524,7 |
190 027,5 |
3. |
Дефицит/профицит |
3 218,5 |
887,1 |
-13 235,3 |
-3 954,5 |
-7 654,2 |
316,9 |
1 231,1 |
1 231,1 |
1 112,7 |
1 112,7 |
1 112,7 |
-198,9 |
-198,9 |
-198,9 |
-219,7 |
37,9 |
0 |
4. |
Государственный долг Республики Дагестан на 1 января очередного финансового года |
9 327,9 |
8 810,5 |
8 342,1 |
7 873,7 |
7 405,3 |
6 936,9 |
5 587,4 |
4 238,0 |
2 888,5 |
1 539,0 |
189,5 |
151,6 |
113,7 |
75,8 |
37,9 |
0 |
0 |
Приложение N 2
к Бюджетному прогнозу Республики
Дагестан на долгосрочный
период до 2035 года
Прогноз
основных характеристик консолидированного и республиканского бюджетов Республики Дагестан
(вариант 2 - базовый)
(млн. рублей)
п/п |
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
2031 |
2032 |
2033 |
2034 |
2035 |
факт. |
факт. |
утв. бюджет |
прогноз. |
прогноз. |
прогноз. |
прогноз. |
прогноз. |
прогноз, |
прогноз. |
прогноз. |
прогноз. |
прогноз. |
прогноз. |
прогноз. |
прогноз. |
прогноз. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
Консолидированный бюджет Республики Дагестан | ||||||||||||||||||
1. |
Общий объем доходов, в том числе: |
134 786,2 |
181 313,0 |
173 311,6 |
176 570,0 |
185 290,9 |
194 595,0 |
204 729,0 |
215 644,5 |
227 351,2 |
239 767,1 |
252 939,7 |
267 104,7 |
282 629,1 |
299 497,5 |
317 750,5 |
337 925,2 |
360 301,3 |
|
налоговые и неналоговые доходы |
43 686,5 |
46 681,4 |
51 752,0 |
55 271,2 |
59 140,1 |
63 398,2 |
68 153,1 |
73 469,0 |
79 346,6 |
85 694,3 |
92 549,8 |
100 138,9 |
108 650,7 |
118 212,0 |
128 851,1 |
141 091,9 |
155 201,1 |
|
безвозмездные перечисления |
91 099,6 |
134 631,6 |
121 559,6 |
121 298,8 |
126 150,8 |
131 196,8 |
136 575,9 |
142 175,5 |
148 004,7 |
154 072,9 |
160 389,8 |
166 965,8 |
173 978,4 |
181 285,5 |
188 899,5 |
196 833,3 |
205 100,2 |
2. |
Общий объем расходов |
129 598,1 |
179 584,5 |
186 546,9 |
177 770,7 |
191 956,1 |
194 278,1 |
203 497,9 |
214413,4 |
226 238,5 |
238 654,4 |
251 827,0 |
267 303,6 |
282 828,0 |
299 696,4 |
317 970,2 |
337 887,3 |
360 301,3 |
3. |
Дефицит/профицит |
5 188,1 |
1 728,5 |
-13 235,3 |
-1 200,7 |
-6 665,2 |
316,9 |
1 231,1 |
1 23 U |
1 112,7 |
1 112,7 |
1 112,7 |
-198,9 |
-198,9 |
-198,9 |
-219,7 |
37,9 |
0 |
Республиканский бюджет Республики Дагестан | ||||||||||||||||||
1. |
Общий объем доходов, в том числе: |
123 754,6 |
169 673,3 |
159 938,8 |
162 287,8 |
170 009,0 |
178212,8 |
187 118,1 |
196 660,0 |
206 847,9 |
217 623,6 |
229 024,6 |
241 228,7 |
254 553,6 |
268 951,3 |
284 455,2 |
301 466,8 |
320 197,1 |
|
налоговые и неналоговые доходы |
31 920,7 |
34 526,9 |
38 379,2 |
40 989,0 |
43 858,2 |
47 016,0 |
50 542,2 |
54 484,5 |
58 843,3 |
63 550,7 |
68 634,8 |
74 262,8 |
80 575,2 |
87 665,8 |
95 555,7 |
104 633,5 |
115 096,9 |
|
безвозмездные перечисления |
91 833,8 |
135 146,4 |
121 559,6 |
121 298,8 |
126 150,8 |
131 196,8 |
136 575,9 |
142 175,5 |
148 004,7 |
154 072,9 |
160 389,8 |
166 965,8 |
173 978,4 |
181 285,5 |
188 899,5 |
196 833,3 |
205 100,2 |
2. |
Общий объем расходов |
120 536,0 |
168 786,2 |
173 174,1 |
163 488,5 |
176 674,2 |
177 895,9 |
185 887,0 |
195 428,9 |
205 735,2 |
216510,9 |
227 911,9 |
241 427,6 |
254 752,5 |
269 150,2 |
284 674,9 |
301 428,9 |
320 197,1 |
3. |
Дефицит/профицит |
3 218,5 |
887,1 |
-13 235,3 |
-1 200,7 |
-6 665,2 |
316,9 |
1 231,1 |
1 231,1 |
1 112,7 |
1 112,7 |
1 112,7 |
-198,9 |
-198,9 |
-198,9 |
-219,7 |
37,9 |
0 |
4 |
Государственный долг Республики Дагестан на 1 января очередного финансового года |
9 327,9 |
8 810,5 |
8 342,1 |
7 873,7 |
7 405,3 |
6 936,9 |
5 587,4 |
4 238,0 |
2 888,5 |
1 539,0 |
189,5 |
151,6 |
113,7 |
75,8 |
37,9 |
0 |
0 |
Приложение N 3
к Бюджетному прогнозу Республики
Дагестан на долгосрочный
период до 2035 года
Показатели
финансового обеспечения государственных программ Республики Дагестан на период их действия
(млн. рублей)
N |
Наименование государственной программы Республики Дагестан |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Государственная программа Республики Дагестан "Развитие государственной гражданской службы Республики Дагестан, государственная поддержка развития муниципальной службы в Республике Дагестан" |
11,2 |
11,4 |
11,6 |
0 |
0 |
2. |
Государственная программа Республики Дагестан "Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры Республики Дагестан" |
173,4 |
405,2 |
463,8 |
1 314,5 |
1 323,2 |
3. |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" |
138,8 |
145,8 |
141,8 |
127,6 |
128,4 |
4. |
Государственная программа Республики Дагестан "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Дагестан" |
44,7 |
49,0 |
38,8 |
30,5 |
30,7 |
5. |
Государственная программа Республики Дагестан "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Дагестан" |
1 692,2 |
1 950,6 |
1 297,0 |
1 404,4 |
1 413,7 |
6. |
Государственная программа Республики Дагестан "Экономическое развитие и инновационная экономика" |
1 019,0 |
449,9 |
320,5 |
404,9 |
407,6 |
7. |
Государственная программа Республики Дагестан "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" |
725,7 |
233,9 |
230,3 |
232,8 |
234,3 |
8. |
Государственная программа Республики Дагестан "Комплексная программа противодействия идеологии терроризма в Республике Дагестан" |
29,2 |
31,3 |
30,8 |
30,8 |
31,0 |
9. |
Государственная программа Республики Дагестан "Управление государственным имуществом Республики Дагестан" |
254,8 |
256,7 |
233,2 |
213,1 |
214,5 |
10. |
Государственная программа Республики Дагестан "Взаимодействие с религиозными организациями в Республике Дагестан и их государственная поддержка" |
30,8 |
24,0 |
24,0 |
0 |
0 |
11. |
Государственная программа Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" |
4 363,3 |
3 817,6 |
3 616,1 |
3 799,1 |
3 824,2 |
12. |
Государственная программа Республики Дагестан "Развитие территориальных автомобильных дорог республиканского, межмуниципального и местного значения Республики Дагестан" |
11 665,1 |
12 070,6 |
10 614,7 |
11 683,9 |
11 761,0 |
13. |
Государственная программа Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан" |
4 355,5 |
3 597,3 |
5 106,4 |
4 483,7 |
4 513,3 |
14. |
Государственная программа Республики Дагестан "Развитие лесного хозяйства Республики Дагестан" |
247,8 |
212,7 |
214,0 |
209,2 |
210,6 |
15. |
Государственная программа Республики Дагестан "Охрана окружающей среды в Республике Дагестан" |
486,3 |
532,1 |
474,8 |
294,1 |
296,0 |
16. |
Государственная программа Республики Дагестан "Развитие образования в Республике Дагестан" |
52 779,5 |
54 000,7 |
48 451,2 |
45 700,6 |
46 002,2 |
17. |
Государственная программа Республики Дагестан "Развитие культуры в Республике Дагестан" |
1 986,1 |
2 395,0 |
2 662,7 |
1 831,3 |
1 843,4 |
18. |
Государственная программа Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан" |
34 147,8 |
25 014,6 |
24 391,1 |
25 936,4 |
26 107,6 |
19. |
Государственная программа Республики Дагестан "Социальная поддержка граждан" |
25 315,9 |
29 164,5 |
29 101,4 |
29 626,6 |
29 822,1 |
20. |
Государственная программа Республики Дагестан "Содействие занятости населения" |
3 048,1 |
875,9 |
721,7 |
709,3 |
714,0 |
21. |
Государственная программа Республики Дагестан "Развитие физической культуры и спорта в Республике Дагестан" |
2 482,9 |
2 711,8 |
2 867,0 |
2 460,4 |
2 476,6 |
22. |
Государственная программа Республики Дагестан "Развитие средств массовой информации в Республике Дагестан" |
451,4 |
466,9 |
454,5 |
454,9 |
457,9 |
23. |
Государственная программа Республики Дагестан "Управление региональными и муниципальными финансами Республики Дагестан" |
9 289,3 |
9 716,6 |
7 890,6 |
7 843,6 |
7 895,4 |
24. |
Государственная программа Республики Дагестан "Доступная среда" |
230,4 |
82,6 |
82,6 |
0 |
0 |
25. |
Государственная программа Республики Дагестан "Реализация государственной национальной политики в Республике Дагестан" |
16,7 |
16,5 |
16,5 |
16,5 |
16,6 |
26. |
Государственная программа "Реализация молодежной политики в Республике Дагестан" |
66,8 |
73,3 |
60,8 |
61,3 |
61,7 |
27. |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" |
33,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
28. |
Государственная программа Республики Дагестан "Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Дагестан" |
79,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
29. |
Государственная программа Республики Дагестан "Развитие туристско-рекреационного комплекса и народных художественных промыслов в Республике Дагестан" |
110,3 |
163,1 |
87,9 |
88,3 |
88,9 |
30. |
Государственная программа Республики Дагестан "Развитие рыбохозяйственного комплекса" |
51,6 |
52,6 |
0 |
0 |
0 |
31. |
Государственная программа Республики Дагестан "Основные направления по обеспечению и развитию ветеринарной службы Республики Дагестан" |
2,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
32. |
Государственная программа Республики Дагестан "О противодействии коррупции в Республике Дагестан" |
1,9 |
3,8 |
3,8 |
3,7 |
3,7 |
33. |
Государственная программа Республики Дагестан "Переселение лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановление Ауховского района" |
938,5 |
559,8 |
193,0 |
18,0 |
18,1 |
34. |
Государственная программа Республики Дагестан "Государственная охрана, сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия Республики Дагестан" |
14,4 |
19,5 |
14,4 |
14,4 |
14,5 |
35. |
Государственная программа Республики Дагестан "Формирование современной городской среды в Республике Дагестан" |
979,4 |
908,2 |
895,2 |
895,2 |
901,1 |
36. |
Государственная программа Республики Дагестан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Дагестан соотечественников, проживающих за рубежом" |
1,8 |
0,6 |
0 |
0 |
0 |
37. |
Государственная программа Республики Дагестан "Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан" |
70,0 |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
90,6 |
38. |
Государственная программа Республики Дагестан "Комплексное территориальное развитие муниципального образования "городской округ "город Дербент" |
2 777,4 |
6 236,9 |
1 707,5 |
1 518,0 |
1 528,0 |
39. |
Государственная программа Республики Дагестан "Комплексное развитие сельских территорий Республики Дагестан" |
1 419,0 |
I 333,5 |
193,2 |
29,4 |
29,6 |
40. |
Государственная программа Республики Дагестан "Укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения" |
0,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
41. |
Государственная программа Республики Дагестан "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" |
355,4 |
195,5 |
279,6 |
177,0 |
178,2 |
42. |
Государственная программа Республики Дагестан "Борьба с онкологическими заболеваниями" |
785,3 |
305,1 |
351,0 |
77,5 |
78,0 |
43. |
Государственная программа Республики Дагестан "Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи" |
105,1 |
123,5 |
127,8 |
181,9 |
183,1 |
44. |
Государственная программа Республики Дагестан "Профилактика наркомании среди населения Республики Дагестан" |
0,9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
45. |
Государственная программа Республики Дагестан "Развитие мировой юстиции в Республике Дагестан" |
368,6 |
382,7 |
381,6 |
390,0 |
392,6 |
46. |
Межведомственная программа по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции в ключевых группах населения в Республике Дагестан |
7,3 |
5,3 |
5,3 |
0 |
0 |
47. |
Государственная программа Республики Дагестан "Мужское репродуктивное здоровье" |
170,1 |
55,3 |
44,3 |
0 |
0 |
48. |
Государственная программа Республики Дагестан "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан" |
0 |
514,0 |
515,8 |
428,3 |
431,2 |
49. |
Государственная программа Республики Дагестан "Модернизация первичного звена здравоохранения Республики Дагестан" |
0 |
1 249,2 |
1 189,2 |
1 189,2 |
1 197,0 |
50. |
Государственная программа Республики Дагестан "Обеспечение развития и реализации городским округом с внутригородским делением "город Махачкала" функций столицы Республики Дагестан" |
0 |
500,0 |
0 |
0 |
0 |
|
Итого |
163 324,8 |
161 004,8 |
145 597,7 |
143 970,6 |
144 920,8 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 10 июня 2021 г. N 136 "Об утверждении Бюджетного прогноза Республики Дагестан на долгосрочный период до 2035 года"
Вступает в силу с 10 июня 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Интернет-портале правовой информации Республики Дагестан" (www.pravo.e-dag.ru) 15 июня 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16 июня 2021 г. N 0500202106160015, в газете "Дагестанская правда" от 28 июля 2021 г. N 202-203