Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 22 сентября 2004 г. N КА-А41/8327-04
(извлечение)
Щелковская таможня обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Ташаковой В.М. (далее - ИП Ташакова В.М.) о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме 4334594,78 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 мая 2004 года, оставленным без изменения постановлением того же суда от 05 июля 2004 года, в удовлетворении заявления отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд пришел к выводу, что в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) таможенным органом пропущен срок давности взыскания таможенных платежей и пени.
В кассационной жалобе заявитель просит решение и постановление отменить, поскольку арбитражным судом первой и апелляционной инстанций нарушены нормы материального права. Щелковская таможня считает, что арбитражным судом неправильно применены нормы таможенного и налогового законодательства, а также неполно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела.
В связи с этим заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В своем отзыве ответчик просит доводы кассационной жалобы оставить без удовлетворения, как необоснованно заявленные, а решение и постановление, как принятые законно - без изменения.
В судебном заседании представитель Щелковской таможни поддержал доводы кассационной жалобы и просил отменить обжалуемые судебные акты, а представитель ИП Ташаковой В.М., возражая против их удовлетворения, просил оставить решение и постановление без изменения.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления.
Всесторонне, полно и объективно исследовав материалы дела, арбитражный суд установил, что ИП Ташакова В.М. в августе 2001 года по книжке МДП N ХВ 33137975 на своей автомашине ввез на территорию России товар, находящийся под таможенным контролем - одежды общей стоимостью 22426 долларов США в адрес получателя общества с ограниченной ответственностью "Дорвинс". Товар подлежал доставке в Щелковскую таможню.
Постановлением по делу о нарушении таможенных правил от 26 марта 2002 года N 10110000-2017/01 ИП Ташакова В.М. был признан совершившим нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), и наложено взыскание в виде штрафа в размере 50% стоимости товара, являющегося непосредственным объектом таможенного правонарушения - 329999 рублей.
Поскольку товар в Щелковскую таможню доставлен не был, ответственность за эти товары и транспортные средства перед таможенными органами, включая уплату таможенных платежей, заявитель в соответствии со статьей 144 ТК РФ возложил на перевозчика.
В установленный Требованием от 27 апреля 2002 года N 39 срок до 13 мая 2002 года, таможенные платежи ответчиком уплачены не были.
Арбитражный суд первой и апелляционной инстанций правильно пришли к выводу, что таможенным органом пропущен срок давности взыскания таможенных платежей и пени.
Согласно пункту 3 статье 48 НК РФ заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Требованием от 27 апреля 2004 года установлен срок уплаты таможенных платежей - 13 мая 2002 года. В арбитражный суд Щелковская таможня обратилась с заявлением 31 октября 2003 года, что подтверждается почтовым штампом на конверте, исследованным арбитражным судом, то есть с нарушением установленного законом шестимесячного срока, который истек 14 ноября 2002 года.
В связи с этим, выводы арбитражного суда являются правомерными, а доводы кассационной инстанции - необоснованными и не могут являться основаниями для отмены обжалуемых решения и постановления, поскольку они сводятся лишь к иному толкованию норм налогового и таможенного законодательства и не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 11 мая 2004 года и постановление от 05 июля 2004 года Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-21163/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Щелковской таможни без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пунктом 3 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд таможенным органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
По мнению предпринимателя, таможенный орган пропустил срок давности взыскания таможенных платежей и пени, поэтому его требования не подлежат удовлетворению.
Указанный спор возник из-за различного понимания таможенным органом и предпринимателем порядка исчисления срока для взыскания налога за счет имущества налогоплательщика.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что таможенный орган нарушил установленный законом шестимесячный срок для обращения в суд.
При этом указал, что на основании постановления по делу о нарушении таможенных правил от 26.03.2002 г. предприниматель привлечен к ответственности по ч.1 ст. 254 Таможенного кодекса РФ и ему наложено взыскание в виде штрафа.
В установленный Требованием от 27.04.2002 г. срок, т.е. до 13.05.2002 г., таможенные платежи предпринимателем уплачены не были. В суд таможенный орган обратился 31.10.2003г., что подтверждается почтовым штампом на конверте.
Таким образом, учитывая, что срок давности для обращения в суд начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, указанный срок истек 14 ноября 2002 г. Поэтому таможенный орган срок давности для обращения в суд пропустил.
Учитывая вышеизложенное, суд поддержал позицию Предпринимателя, состоявшиеся по делу судебные акты (решение и постановление апелляционной инстанции) оставил без изменения, а в удовлетворении кассационной жалобы таможенного органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 сентября 2004 г. N КА-А41/8327-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании