Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Порядку установления, изменения,
отмены муниципальных маршрутов регулярных
перевозок пассажиров и багажа автомобильным
транспортом и городским наземным
электрическим транспортом
в границах города Новосибирска
Порядок
проведения обследования пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах города Новосибирска
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения обследования пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах города Новосибирска (далее - Порядок) определяет процедуру проведения обследования пассажиропотока в целях установления, изменения или отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории города Новосибирска (далее - маршрут) в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
1.2. Решение о проведении обследования пассажиропотока на маршруте принимается индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, уполномоченным участником договора простого товарищества, осуществляющим или имеющим намерение осуществлять регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки) по маршрутам, департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (далее - департамент), являющимися инициаторами установления, изменения и отмены маршрута (далее - инициаторы).
Департамент вправе осуществлять контроль и координацию проведения обследования пассажиропотока индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, участником договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по маршрутам.
1.3. Для целей Порядка используются следующие понятия:
пассажиропоток - количество пассажиров (объем перевозок пассажиров), перевезенных в определенном направлении за определенное время (час, сутки, месяц, год);
транспортное средство - пассажирское транспортное средство, используемое для регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту;
корреспонденция пассажиров - существующая потребность населения в транспортных связях между какими-либо двумя остановочными пунктами общественного пассажирского транспорта (далее - остановочный пункт);
пассажирообмен остановочного пункта - суммарное количество пассажиров, вошедших в транспортные средства и вышедших из транспортных средств на остановочном пункте за определенное время (час, сутки, месяц, год);
пассажирооборот - количество выполненных пассажиро-километров в определенном пространстве (на маршруте, участке маршрута) за определенное время (час, сутки, месяц, год);
средняя дальность поездки пассажиров - среднее значение длин всех корреспонденций пассажиров в определенном пространстве (на маршруте, муниципальной маршрутной сети);
учетчики - лица, привлекаемые для проведения обследования пассажиропотока;
льготные пассажиры - граждане отдельных категорий, имеющие право на меры социальной поддержки при проезде на общественном транспорте по Единому специальному проездному билету и микропроцессорным пластиковым картам "Социальная карта", "Карта Студента", "Карта Школьника";
данные обследования пассажиропотока - отчет обследования пассажиропотока, который, в зависимости от принятого метода, включает: таблицы порейсового обследования пассажиропотока на маршруте; итоговые таблицы суточного обследования пассажиропотока по выходу (расписанию) транспортного средства на маршруте или остановочного пункта (остановочных пунктов) (в целях изменения маршрута путем исключения из схемы движения отдельного остановочного пункта (остановочных пунктов)); сводные таблицы суточного обследования пассажиропотока на маршруте или остановочном пункте (остановочных пунктов) (в целях изменения маршрута путем исключения из схемы движения отдельного остановочного пункта (остановочных пунктов)); анкеты обследования поездок пассажиров на транспортных средствах; опросные таблицы, выполненные в соответствии с методами расчета, установленными в разделе 4 Порядка, и формами согласно приложениям 1 - 3 к Порядку; составленные в произвольной форме расчеты основных технико-эксплуатационных показателей и расчеты оптимальной вместимости (типа) транспортного средства и необходимого их количества.
1.4. Результатами обследования пассажиропотока на маршруте является определение:
объемов перевозок пассажиров (количество перевезенных пассажиров за сутки, по часам суток и участкам маршрута);
количества перевезенных льготных пассажиров;
доли перевезенных льготных пассажиров;
максимального наполнения транспортных средств по часам суток;
пассажирообмена остановочных пунктов;
пассажирооборота;
средней дальности поездки пассажиров;
коэффициента использования вместимости транспортных средств;
оптимальной вместимости транспортных средств;
необходимого количества транспортных средств оптимальной вместимости.
1.5. Обследование пассажиропотока проводится в течение не менее одного рабочего дня (вторник - четверг) и одного выходного (праздничного) дня.
Обследование суточного пассажиропотока проводится в течение времени работы транспортных средств на маршруте в соответствии с расписанием, выборочного пассажиропотока - по часам суток или по рейсам.
2. Методы и цели обследования пассажиропотока
2.1. Обследование пассажиропотока на маршруте в зависимости от достижения цели проводится следующими методами:
2.1.1. Счетно-табличным и визуальным методами - с целью изменения количества рейсов, предусмотренных расписанием движения транспортных средств на маршруте (увеличение или сокращение транспортных средств на маршруте), времени отправления транспортных средств из остановочных пунктов (корректировки расписаний движения транспортных средств) или отмены маршрута.
2.1.2. Анкетным и опросным методами - в целях изучения перспективного пассажиропотока для установления маршрута, изменения пути следования действующего маршрута.
2.1.3. Методами прогнозирования и ориентировочного расчета - в целях расчета пассажиропотока в случаях отсутствия возможности проведения анкетных или опросных обследований пассажиропотока, используя удельный уровень подвижности населения или отчетные данные маршрутов с аналогичными технико-эксплуатационными характеристиками, характерными для транспортного обслуживания населения на территории города Новосибирска.
2.2. Проведение обследования счетно-табличным методом основано на подсчете пассажиров учетчиками, находящимися внутри салона транспортного средства.
Учетчики подсчитывают количество входящих и выходящих пассажиров по каждому остановочному пункту.
Количество учетчиков зависит от числа дверей в транспортном средстве: в однодверных - обследование проводит один учетчик, в двухдверных и трехдверных - два учетчика.
Учетчики заполняют таблицы обследования, в которых указывают данные о транспортном средстве, номере рейсов в прямом и обратном направлениях, времени их отправления и прибытия на конечные остановочные пункты маршрута.
Формы порейсовых, итоговых и сводных таблиц обследования пассажиропотока на маршруте установлены в приложении 1 к Порядку.
В порейсовых таблицах обследования пассажиропотока на маршруте по каждому остановочному пункту учетчики заносят в соответствующие графы число вошедших (В) и сошедших (С) пассажиров и подсчитывают наполнение пассажирского транспортного средства на перегонах маршрута в прямом и обратном направлениях.
В соответствии с показаниями транспортных терминалов кондукторов учетчик заносит в соответствующую графу таблицы информацию о количестве перевезенных льготных пассажиров за каждый рейс в прямом и обратном направлениях.
2.3. Проведение обследования визуальным методом осуществляется для сбора данных о наполнении транспортного средства по участкам между остановочными пунктами маршрута или на остановочном пункте маршрута.
Для оценки использования вместимости транспортных средств применяется условная балльная шкала. Результаты обследования в баллах заносят в таблицы. Формы таблиц обследования установлены в приложении 2 к Порядку.
Условная балльная шкала:
а) 1 балл - в салоне транспортного средства есть свободные места для проезда сидя;
б) 2 балла - все места для проезда сидя заняты;
в) 3 балла - пассажиры стоят свободно в проходах и накопительных площадках;
г) 4 балла - номинальная вместимость использована полностью;
д) 5 баллов - транспортное средство переполнено сверх предельной вместимости (более 5 пассажиров на 1 кв. м свободной площади пола пассажирского транспортного средства при полностью занятых местах для сидения).
Расчет пассажиропотока осуществляется с учетом данных вместимости обследуемых транспортных средств определенной марки, используемых на маршруте.
2.4. Проведение обследования анкетным методом может быть проведено с использованием средств массовой информации (телевидения, печатных изданий, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), путем рассылки анкет с бесплатной обратной доставкой заполненных анкет в центр обследования, непосредственным опросом населения учетчиками и заполнением анкет по месту жительства, работы, учебы, во время поездки, в местах пересадки с одного вида транспорта на другой, на конечных остановочных пунктах и т. п.
Образец анкеты обследования на общественном пассажирском транспорте приведен в приложении 3 к Порядку.
2.5. Проведение обследования опросным методом предполагает натурные обследования, когда учетчики находятся в салоне транспортных средств, либо опрос общественного мнения по вопросам организации транспортного обслуживания населения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
К вопросам, которые устанавливаются в ходе обследования, относятся цель поездки, время начала и окончания поездки, начальный пункт посадки в транспортное средство и пункт окончания поездки (пункт назначения), возможные пересадки на другие маршруты и (или) виды пассажирского транспорта. Ответы на вопросы фиксируются в опросных таблицах. Данный метод позволяет получить данные о корреспонденции пассажиров в целях корректировки существующего маршрута, разработки организационных мероприятий по сокращению времени поездки и количества пересадок пассажиров.
3. Последовательность проведения обследования пассажиропотока
3.1. Решение о проведении обследования пассажиропотока и методе его проведения принимается инициатором с уведомлением в течение 10 дней с даты принятия решения заинтересованных сторон (юридического лица, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по маршруту, в отношении которого принято решение о проведении обследования пассажиропотока, или департамента). Решение о проведении обследования должно содержать данные об инициаторе проведения обследования пассажиропотока, наименовании маршрута, в отношении которого планируется провести обследование, методе обследования пассажиропотока и сроках обследования.
3.2. Инициатор осуществляет:
3.2.1. Подготовку проведения обследования пассажиропотока на маршруте путем составления документа о посменном закреплении учетчиков по выходам подвижного состава и времени работы по расписанию, а также списка лиц, осуществляющих контроль и координацию проведения обследования пассажиропотока.
3.2.2. Доведение указанных в подпункте 3.2.1 документов до сведения заинтересованной стороны не позднее, чем за пять дней до даты проведения обследования пассажиропотока.
3.2.3. Подготовку документов, необходимых для проведения обследования пассажиропотока в зависимости от принятого метода обследования пассажиропотока (таблиц, анкет).
3.2.4. Инструктаж учетчиков по проведению обследования пассажиропотока и обработки таблиц обследования, а также о необходимости наличия при проведении обследования документов, удостоверяющих личность учетчика (паспорт, служебное удостоверение), а также копии решения о проведении обследования, подтверждающего основания для проведения учетчиком обследования пассажиропотока.
3.2.5. Оповещение населения о предстоящем обследовании пассажиропотока через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", в салонах транспортных средств не менее чем за пять дней до проведения обследования пассажиропотока.
3.2.6. Контроль за работой учетчиков на маршруте, за соблюдением ими технологии проведения обследования пассажиропотока и первичной обработки документов, составленных в процессе обследования пассажиропотока (таблиц, анкет).
3.2.7. Своевременный сбор первичных материалов обследования для последующей их обработки и проведения анализа результатов обследования.
3.3. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, осуществляющие регулярные перевозки по маршруту, при проведении обследования пассажиропотока обязан:
3.3.1. Провести инструктаж с экипажами транспортных средств (водителями, кондукторами) о проверке наличия у учетчиков копии решения о проведении обследования пассажиропотока и документов, удостоверяющих личность учетчиков (паспорт, служебное удостоверение), а также проверке наличия копии решения о проведении обследования и служебных удостоверений у представителей департамента при осуществлении контроля и координации проведения обследования пассажиропотока.
3.3.2. Обеспечить доступ учетчиков в салоны транспортных средств (в случае если инициатором проведения обследования пассажиропотоков является департамент) и соблюдение планового количества рейсов, предусмотренных расписанием.
3.4. По окончании проведения обследования пассажиропотока инициатор сводит информацию с первичных материалов обследования пассажиропотока - таблиц порейсового обследования и итоговых таблиц по выходам (расписаниям) транспортных средств в сводные таблицы обследования по маршруту в целом за день в прямом и обратном направлениях и определяет пассажиропоток на маршруте по часам суток и участкам маршрута, максимальное наполнение транспортных средств по часам суток, пассажирообмен остановочных пунктов, обрабатывает анкеты, опросные таблицы.
Расчет основных технико-эксплуатационных показателей обследования пассажиропотока для формирования акта обследования пассажиропотока на маршруте производятся инициатором в соответствии с разделом 4 Порядка.
3.5. Данные обследования пассажиропотока формируются инициатором в виде отчета. Срок хранения инициатором отчета об обследовании пассажиропотока составляет три года с даты его проведения.
3.6. На основании отчета об обследовании пассажиропотока инициатором формируется и подписывается акт обследования пассажиропотока на маршруте по форме согласно приложению 4 к Порядку.
Акт обследования пассажиропотока на маршруте в дальнейшем используется при формировании обоснования изменения или отмены маршрута.
4. Расчет основных технико-эксплуатационных показателей обследования пассажиропотока для формирования акта обследования пассажиропотока на маршруте
4.1. Расчет объема перевозок пассажиров
4.1.1. Расчет объема перевозок пассажиров по маршруту за сутки определяется путем суммирования общего количества перевезенных пассажиров по маршруту за каждый рейс в прямом и обратном направлениях по формуле:
=
,
где:
- объем перевозок пассажиров по маршруту за сутки;
- количество перевезенных пассажиров за i-тое количество рейсов в прямом направлении, пасс.;
- количество перевезенных пассажиров за i-тое количество рейсов в обратном направлении, пасс.
4.1.2. Расчет объема перевозок льготных пассажиров по маршруту за сутки определяется путем суммирования количества поездок льготных пассажиров за каждый рейс в прямом и обратном направлениях по формуле:
=
,
где:
- объем перевозок льготных пассажиров по маршруту;
- количество перевезенных льготных пассажиров за i-тое количество рейсов в прямом направлении, пасс.;
- количество перевезенных льготных пассажиров за i-тое количество рейсов в обратном направлении, пасс.
4.1.3. Расчет доли перевозок льготных пассажиров определяется по формуле:
=
/
х 100%,
где:
- доля перевозок льготных пассажиров;
- суточный объем перевозок льготных пассажиров, пасс.;
- суточный общий объем перевозок пассажиров, пасс.
4.2. Расчет пассажирооборота
4.2.1. Пассажирооборот за рейс представляет собой суммарное произведение наполнения пассажирами салона транспортного средства по участкам маршрута на протяженность данных участков маршрута и определяется по формуле:
=
,
где:
- пассажирооборот за рейс, пасс.-км;
- наполнение пассажирами салона транспортного средства на i-том участке маршрута, пасс.;
- протяженность i-го участка маршрута, км.
4.2.2. Пассажирооборот по маршруту за сутки определяется путем суммирования пассажирооборота по маршруту за каждый рейс в прямом и обратном направлениях по формуле:
=
+
,
где:
- пассажирооборот по маршруту за сутки;
- количество перевезенных пассажиров за i-тое количество рейсов в прямом направлении, пасс.;
- количество перевезенных пассажиров за i-тое количество рейсов в обратном направлении, пасс.
4.3. Расчет средней дальности поездки пассажира по маршруту
Средняя дальность поездки пассажира по маршруту определяется по формуле:
=
/
,
где:
- средняя дальность поездки пассажира по маршруту;
- суточный пассажирооборот по данным обследования, пасс.-км;
- суточный объем перевозок по данным обследования, пасс.
4.4. Расчет коэффициента использования вместимости транспортных средств (динамический)
4.4.1. Коэффициент использования вместимости транспортных средств (динамический) определяется по формуле:
= (
/
),
где:
- коэффициент использования вместимости транспортных средств (динамический);
- фактический пассажирооборот, пасс.-км;
- возможный пассажирооборот, пасс.-км.
4.4.2. Возможный пассажирооборот за рейс рассчитывается по формуле:
=
,
где:
- возможный пассажирооборот за рейс;
- общая (номинальная) вместимость транспортного средства, пасс.;
- общая протяженность (длина) маршрута, км.
4.5. Расчет оптимальной вместимости и потребного количества транспортных средств
4.5.1. При определении оптимальной вместимости транспортного средства () основным критерием является интервал движения на маршруте (
), установленный с учетом требований качества транспортного обслуживания, определенных социальным стандартом транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории города Новосибирска, утвержденным постановлением мэрии города Новосибирска от 24.07.2020 N 2239.
4.5.2. Интервал движения транспортных средств на маршруте рассчитывается по формуле:
=
/
,
где:
- интервал движения транспортных средств на маршруте, час.
- время оборотного рейса, час.;
- количество транспортных средств на маршруте, ед.
4.5.3. Частота движения транспортных средств на маршруте - величина обратно противоположная интервалу движения - рассчитывается по формуле:
= 60 /
,
где:
- оптимальная частота движения транспортных средств на маршруте, машино/час;
- интервал движения, мин.;
60 - коэффициент перевода часов в минуты.
4.5.4. Оптимальная вместимость транспортного средства рассчитывается по формуле:
=
/
,
где:
- оптимальная вместимость транспортного средства, пасс.
- оптимальная частота движения транспортных средств на маршруте, машино/час;
- часовой пассажиропоток на максимально напряженном участке маршрута;
4.5.5. Расчет количества транспортных средств на маршруте рассчитывается по формуле:
= (
х
) /
,
где:
- количество транспортных средств на маршруте, ед.;
- часовой пассажиропоток на максимально напряженном участке маршрута;
- время оборотного рейса, час.;
- вместимость транспортного средства, пасс.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.