Отзыв Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 26 мая 2021 г. N 3.1-07/1964
на проект федерального закона N 1172903-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", рассмотренный Советом Государственной Думы 24 мая 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - законопроект), внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Законопроект подготовлен в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2020 года N 47-П и направлен на уточнение порядка передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование или в собственность государственного и муниципального имущества религиозного назначения либо соответствующим образом перепрофилированного, реконструированного имущества нерелигиозного назначения.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2020 года N 47-П пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Федеральный закон N 327-Ф3) был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования он не позволяет однозначно решить вопрос о том, распространяется или нет установленный Федеральным законом N 327-ФЗ порядок передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения в безвозмездное пользование на помещения в здании, находящемся в муниципальной собственности, реконструированные (достроенные под размещение культового сооружения - храма) религиозной организацией с согласия собственника в период длительного безвозмездного пользования этим имуществом для достижения ее уставных целей (до вступления в силу Федерального закона N 327-ФЗ), и создает неопределенность в вопросе о механизме защиты законных интересов религиозной организации после изъятия такого имущества из ее пользования.
В целях устранения указанной правовой неопределенности законопроектом предлагается дополнить статью 12 Федерального закона N 327-ФЗ положениями, устанавливающими право религиозной организации на получение компенсации затрат, понесенных ею на перепрофилирование, реконструкцию находящегося в безвозмездном пользовании государственного или муниципального имущества. Такая компенсация возможна в случае расторжения договора безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом по требованию ссудодателя при условии, что реконструкция (перепрофилирование) имущества была осуществлена с согласия его собственника.
Кроме того, законопроектом предусматривается, что передача религиозной организации в безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества, не имеющего религиозного назначения (в том числе помещения), возможна только в случае, если такое имущество предназначено для обслуживания имущества религиозного назначения и образует с ним единый комплекс (монастырский, храмовый или иной культовый).
При этом законопроектом устанавливается, что отказ в передаче религиозной организации в собственность государственного или муниципального имущества религиозного назначения, имущества нерелигиозного назначения, соответствующим образом перепрофилированного или реконструированного либо предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и образующего с ним единый комплекс, не влечет за собой прекращение договора безвозмездного пользования таким имуществом. Религиозная организация вправе в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации продолжить безвозмездное пользование таким имуществом на условиях ранее заключенного договора.
Принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит устранить имеющийся правовой пробел и привести положения Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "а.1" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации комитетом проведена антикоррупционная экспертиза проекта федерального закона. Коррупциогенные факторы не выявлены.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию представленного проекта федерального закона.
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.