Решение Приморского краевого суда от 25 июня 2020 г. по делу N 3а-206/2020
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при помощнике судьи Векинцевой Е.С.,
с участием прокурора Царёвой М.Г.,
административного истца Новикова А.С.,
представителя административного ответчика Законодательного Собрания Приморского края - Онуфрейчук Т.В.,
представителя административного ответчика Губернатора Приморского края - Булейко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новикова Альберта Сергеевича к Законодательному собранию Приморского края, Губернатору Приморского об оспаривании нормативных правовых актов,
установил:
Губернатором Приморского края принято постановление от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг).
Текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19 марта 2020 года, в печатном издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 22 (1756), 24 марта 2020 года.
Постановлениями Губернатора Приморского края от 25 марта 2020 года N 25-пг, от 27 марта 2020 года N 28-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" в указанное постановление Губернатора Приморского края внесены изменения. Данные постановления Губернатора Приморского края опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26 марта 2020 года, 27 марта 2020 года, в печатном издании "Приморская газета", спецвыпуск N 24 (1758) от 31 марта 2020 года.
31 марта 2020 года Губернатором Приморского края принято постановление N 31-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)". Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31 марта 2020 года, в печатном издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 25 (1759), 2 апреля 2020 года.
Данным нормативным правовым актом, в том числе, пункт 2 постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг (в редакции постановлений Губернатора Приморского края от 25 марта 2020 года N 25-пг, от 27 марта 2020 года N 28-пг) изложен в новой редакции, в частности, абзац первый и абзац второй:
"Пункт 2. Гражданам, проживающим и временно находящимся на территории Приморского края (далее - граждане):
не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев: обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью; следования к месту (от места) работы; следования к ближайшему месту приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с действующим законодательством; выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов;".
Постановлениями Губернатора Приморского края от 3 апреля 2020 года N 33-пг, от 6 апреля 2020 года N 34-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", опубликованными в на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 3 апреля 2020 года, 6 апреля 2020 года, в печатном издании "Приморская газета" N 26 (1760), 7 апреля 2020 года, внесены изменения в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг, редакция положений абзаца второго пункта 2 данного постановления не изменилась.
08 апреля 2020 года Губернатором Приморского края принято постановление N 37-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)". Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 апреля 2020 года, в печатном издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 28 (1762) 14 апреля 2020 года.
Данным нормативным правовым актом, в том числе, пункт 2 постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг изложен в новой редакции, в частности, абзац первый и абзац второй:
"Пункт 2. Гражданам, проживающим и временно находящимся на территории Приморского края (далее - граждане):
не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5, 5.1 настоящего постановления";
а также постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг было дополнено рядом пунктов, в частности, пунктами 5 и 5.1 следующего содержания:
"Пункт 5. Граждане вправе покидать места постоянного проживания (пребывания) в следующих случаях:
обращение за медицинской помощью и в иных случаях, представляющих угрозу для жизни и здоровья;
следование к месту (от места) жительства (пребывания) инвалида I группы, инвалида с детства I группы, гражданина старше 65 лет в целях обеспечения ухода за ними;
следование к месту приобретения товаров, к ближайшему месту оказания услуг, выполнения работ, реализация которых не ограничена в соответствии с действующим законодательством;
выгул домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания);
вынос отходов до ближайшего места накопления отходов;
следование от места жительства (пребывания) к загородным жилым строениям, жилым, дачным, садовым домам, а также к земельным участкам, предоставленным в целях ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и обратно;
обращение за оказанием ритуальных услуг".
"Пункт 5.1. Действие абзаца второго пункта 2 настоящего постановления не распространяются на:
работодателей и работников организаций (индивидуальных предпринимателей), деятельность которых не приостановлена в соответствии с законодательством Российской Федерации и Приморского края, а также работодателей и работников иных организаций, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения их функционирования и соблюдения законодательства в области антитеррористической защищенности, промышленной безопасности, а также иных обязательных требований, норм и правил (далее - обеспечение функционирования организаций), следующих к месту (от места) работы, при наличии справки, подтверждающей привлечение к выполнению трудовых обязанностей, по форме согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;
сотрудников федеральных государственных органов (органов государственной власти), их территориальных подразделений, государственных органов Приморского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края при осуществлении ими профессиональной (служебной) деятельности при наличии служебного удостоверения либо иного документа, подтверждающего осуществление указанной деятельности;
адвокатов, нотариусов при осуществлении ими профессиональной деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи при наличии служебного удостоверения либо иного документа, подтверждающего их статус".
Постановлениям Губернатора Приморского края от 29 апреля 2020 года N 52-пг, от 8 мая 2020 года N 54-пг, 14 мая 2020 года N 61-пг, от 15 мая 2020 года N 63-пг, от 26 мая 2020 года N 72-пг, от 29 мая 2020 года N 75-пг, от 3 июня 2020 года N 78-пг, от 4 июня 2020 года N 80-пг, от 5 июня 2020 года N 82-пг, от 9 июня 2020 года N 84-пг, от 14 июня 2020 года N 85-пг, от 18 июня 2020 года N 87-пг, от 23 июня 2020 года N 89-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" в указанное постановление внесены изменения.
Вышеуказанные постановления Губернатора Приморского края опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29 апреля 2020 года, 8 мая 2020 года, 10 мая 2020 года, 15 мая 2020 года, 27 мая 2020 года, 29 мая 2020 года, 4 июня 2020 года, 5 июня 2020 года, 8 июня 2020 года, 11 июня 2020 года, 15 июня 2020 года, 19 июня 2020 года, 23 июня 2020 года в печатном издании "Приморская газета" N 34 (1768), 7 мая 2020 года; N 35 (1769), 12 мая 2020 года; спецвыпуск N 37 (1771), 19 мая 2020 года; N 40 (1774), 28 мая 2020 года; спецвыпуск N 41 (1775), 2 июня 2020 года; спецвыпуск N 43 (1777), 9 июня 2020 года; спецвыпуск N 45 (1779), 16 июня 2020 года; спецвыпуск N 49 (1783), 23 июня 2020 года; N 50 (1784), 25 июня 2020 года соответственно.
Пункты 5 и 5.1 постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг на дату рассмотрения данного административного дела действуют в следующей редакции:
Пункт 5. Граждане вправе покидать места постоянного проживания (пребывания) в следующих случаях:
обращение за медицинской помощью и в иных случаях, представляющих угрозу для жизни и здоровья;
следование к месту (от места) жительства (пребывания) инвалида I группы, инвалида с детства I группы, гражданина старше 65 лет в целях обеспечения ухода за ними;
следование к месту (от места) приобретения товаров, к ближайшему месту оказания услуг, выполнения работ, реализация которых не ограничена в соответствии с действующим законодательством (в редакции постановления Губернатора Приморского края от 10.05.2020 N 56-пг);
выгул домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания);
вынос отходов до ближайшего места накопления отходов;
следование от места жительства (пребывания) к загородным жилым строениям, жилым, дачным, садовым домам, а также к земельным участкам, предоставленным в целях ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и обратно при наличии правоустанавливающих документов на указанные строения, дома, земельные участки (в редакции постановления Губернатора Приморского края от 10.05.2020 N 56-пг);
обращение за оказанием ритуальных услуг;
следование в государственные органы, в том числе судебные, и органы местного самоуправления, органы административной юрисдикции по вызову (требованию) уполномоченных должностных лиц (абзац введен постановлением Губернатора Приморского края от 08.05.2020 N 54-пг);
осуществление деятельности в соответствии с пунктом 5.1 настоящего постановления (абзац введен постановлением Губернатора Приморского края от 10.05.2020 N 56-пг);
проведение индивидуальных и групповых занятий физкультурой и спортом, в том числе по игровым видам спорта, на открытом воздухе, открытых уличных плоскостных спортивных площадках, беговых и велосипедных дорожках, общедоступных спортивных стадионах, иных открытых спортивных сооружениях при условии совместных занятий не более 10 человек и использования средств индивидуальной защиты (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания); (в редакции постановления Губернатора Приморского края от 05.06.2020 N 82-пг);
осуществление пеших прогулок, в том числе группами граждан до пяти человек включительно, при условии соблюдения дистанции между гражданами (группами граждан) не менее 1,5 метра ("социальное дистанцирование") и использования средств индивидуальной защиты (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания); (абзац введен постановлением Губернатора Приморского края от 05.06.2020 N 82-пг);
участие в общероссийском голосовании по вопросу внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. Действие настоящего абзаца также распространяется на граждан, указанных в абзаце первом пункта 3 настоящего постановления (абзац введен постановлением Губернатора Приморского края от 18.06.2020 N 87-пг)";
"Пункт 5.1. Действие абзаца второго пункта 2 настоящего постановления не распространяются на:
работодателей и работников организаций (индивидуальных предпринимателей), деятельность которых не приостановлена в соответствии с законодательством Российской Федерации и Приморского края, а также работодателей и работников иных организаций, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения их функционирования и соблюдения законодательства в области антитеррористической защищенности, промышленной безопасности, а также иных обязательных требований, норм и правил (далее - обеспечение функционирования организаций), следующих к месту (от места) работы, при наличии справки, подтверждающей привлечение к выполнению трудовых обязанностей, по форме согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;
сотрудников федеральных государственных органов (органов государственной власти), их территориальных подразделений, государственных органов Приморского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края при осуществлении ими профессиональной (служебной) деятельности при наличии служебного удостоверения либо иного документа, подтверждающего осуществление указанной деятельности;
адвокатов, нотариусов при осуществлении ими профессиональной деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи, арбитражных управляющих, утвержденных в определенном действующим законодательством порядке для осуществления полномочий в делах о банкротстве, при наличии служебного удостоверения либо иного документа, подтверждающего их статус (в редакции постановления Губернатора Приморского края от 08.05.2020 N 54-пг)".
Законодательным Собранием Приморского края принят Закон Приморского края от 5 марта 2007 года N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае", который опубликован в печатных изданиях "Ведомости Законодательного Собрания Приморского края" 6 марта 2007 года N 10, "Приморская газета" N 17 (79) 13 марта 2007 года.
Законодательным Собранием Приморского края принят Закон Приморского края от 8 апреля 2020 года N 777-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае" (далее - Закон Приморского края от 8 апреля 2020 года N 777-КЗ).
Текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 апреля 2020 года, в печатном издании "Приморская газета", N 27 (1761), 9 апреля 2020 года, "Ведомости Законодательного Собрания Приморского края", N 130, с. 24-25, 10 апреля 2020 года.
Согласно данному закону глава 3 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае" дополнена статьей 3.13. "Нарушение требований нормативных правовых актов Приморского края, направленных на обеспечение режима повышенной готовности на территории Приморского края".
В абзаце третьем и абзаце четвертом пункта 1 статьи 1 Закона Приморского края от 8 апреля 2020 года N 777-КЗ изложено содержание части 1 статьи 3.13 "Нарушение требований нормативных правовых актов Приморского края, направленных на обеспечение режима повышенной готовности на территории Приморского края":
"1. Неисполнение требований нормативных правовых актов Приморского края, устанавливающих запрет гражданам, проживающим и временно находящимся на территории Приморского края, покидать места проживания (пребывания), если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей".
Новиков А.С. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнений сделанных в судебном заседании просил признать не действующими абзац 2 пункта 2 Постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг (в редакции от 31 марта 2020 года N 31-пг и во всех последующих редакциях), пункты 5, 5.1 Постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг (в редакции от 8 апреля 2020 года N 37-пг и во всех последующих редакциях), абзацы 3, 4 пункта 1 статьи 1 Закона Приморского края от 8 апреля 2020 года N 777-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае". В обоснование заявленных требований указал, считает, что постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг в части установления запрета гражданам покидать места жительства (пребывания) и Закон Приморского края от 8 апреля 2020 года N 777-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае" в части установления административной ответственности для граждан, нарушивших запрет покидать место проживания (пребывания) не соответствуют Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Федеральному закону от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлению Правительства от 2 апреля 2020 года N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", нарушают его конституционное право на свободу передвижения, поскольку нормы права, на основании которых они приняты, с учётом отсутствия режима чрезвычайного положения на территории Приморского края, не предоставляют Губернатору Приморского края полномочий устанавливать ограничение свободы передвижения и определять цели, а также случаи, при которых возможно покидать места жительства (пребывания) граждан. ограничивать данные права. Считает, что административная ответственность, установленная Законом Приморского края от 8 апреля 2020 года N 777-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае", предостерегающая его от независимого и беспрепятственного передвижения по территории РФ или субъекта РФ, не может быть установлена без введения чрезвычайного положения.
В судебном заседании административный истец Новиков А.С., имеющий высшее юридическое образование, поддержал уточнённые административные исковые требования, по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Приморского края - Онуфрейчук Т.В., действующая на основании доверенности и имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенных в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт - Закон Приморского края от 8 апреля 2020 года N 777-КЗ принят в пределах предоставленных полномочий, не противоречит федеральному законодательству.
Представитель административного истца Губернатора Приморского края - Булейко А.В., действующий на основании доверенности и имеющий высшее юридическое образование, в судебном заседании административные исковые требования не признал, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.
Выслушав объяснения административного истца Новикова А.С., представителя административного ответчика Законодательного Собрания Приморского края - Онуфрейчук Т.В., представителя административного ответчика Губернатора Приморского края - Булейко А.В., исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов, заслушав заключение прокурора Царёвой М.Г., полагавшей, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами, в пределах предоставленных полномочий, не противоречат федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав заявителя, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
При этом положения части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривают, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Право граждан на свободу передвижения не является абсолютным, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации устанавливает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
В силу статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Положения статьи 8 названного Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I предусматривают, что право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено: в пограничной зоне; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.
Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ закреплено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 3 июля 2019 года N 159-ФЗ, действовавшей на момент принятия Губернатором Приморского края постановления от 31 марта 2020 года N 31-пг, содержащего оспариваемые административным истцом положения) закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
- принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11);
- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт "м" пункта 1 статьи 11).
Согласно подпункту "а" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является должностное лицо субъекта Российской Федерации, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Положения пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривают, что в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Устава Приморского края, принятого Думой Приморского края 12 сентября 1995 года (в редакции от 30 июля 2019 года N 544-КЗ), определена система органов государственной власти Приморского края, в которую входят, в частности, Законодательное Собрание Приморского края - постоянно действующий высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Приморского края.
Высшим должностным лицом Приморского края является Губернатор Приморского края.
Губернатор Приморского края осуществляет, в том числе, полномочия в соответствии с федеральными законами, Уставом и законами Приморского края (пункт 14 статьи 36 Устава Приморского края).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 44 Устава Приморского края Губернатор Приморского края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Приморского края издает правовые акты. Правовые акты Губернатора Приморского края, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений.
Согласно статьи 6(1) Закона Приморского края от 2 декабря 1999 года N 74-КЗ (в редакции от 7 ноября 2019 года N 615-КЗ - на момент принятия постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг) при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении регионального уровня реагирования Губернатор Приморского края может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В ходе рассмотрения дела установлено, что оспариваемое административным истцом постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг части положений абзаца второго пункта 2 и пунктов 5, 5.1 принято в соответствии с действующим на момент его принятия и внесения изменений законодательством, положения которого указаны выше и которым к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе направленных на ограничение права граждан на свободу передвижения в пределах территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации; оспариваемые положения постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг призваны защитить граждан, проживающих и временно находящихся на территории Приморского края от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", не допустить ее распространения, постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг направлено на обеспечение реализации и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан, проживающих и временно находящихся на территории Приморского края (в том числе и административного истца), на жизнь и здоровье, как высших и наиболее значимых конституционных ценностей.
Данное постановление принято в соответствии с полномочиями Губернатора Приморского края, соответствует федеральному законодательству и законодательству Приморского края, принято в связи с угрозой распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
В соответствии со статьей 4 Закона Приморского края от 6 августа 2014 года N 463-КЗ "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Приморского края" (в редакции от 4 декабря 2019 N 641-КЗ) источниками официального опубликования правовых актов Губернатора Приморского края, Правительства Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края являются газета "Приморская газета" и Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1). Официальным опубликованием правового акта Губернатора Приморского края, Правительства Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края считается первая публикация его полного текста в газете "Приморская газета" или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 2). Правовые акты Губернатора Приморского края, Правительства Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней со дня их подписания (часть 3).
Постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг с последующими изменениями и дополнениями принято в соответствии с требованиями законодательства к форме его издания, порядку принятия, опубликования и введения в действие.
Законодательным Собранием Приморского края 08 апреля 2020 года принят Закон Приморского края от 8 апреля 2020 года N 777-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае" (далее - Закон Приморского края от 08.04.2020 N 777-КЗ), которым введена статья 3.13, устанавливающая административную ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов Приморского края, направленных на обеспечение режима повышенной готовности на территории Приморского края.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное, законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1 КоАП РФ).
Пунктом 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ предусмотрено, что установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
Заявляя требование о признании о признании недействующими абзацев три и четыре статьи 1 (часть 1 статьи 3.13) Закон Приморского края от 08.04.2020 N 777-КЗ, административный истец указывает, что Законодательное собрание не имело полномочий на принятие такого закона и установление ответственности за неисполнение требований нормативных правовых актов Приморского края, устанавливающих запрет гражданам, проживающим и временно находящимся на территории Приморского края, покидать места проживания (пребывания).
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях федеральный законодатель отнес установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также регулирование иных вопросов в соответствии с КоАП РФ (пункт 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ).
Согласно подп. 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, вопросы установления административной ответственности за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами, напрямую отнесены к ведению Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных актами указанных публично-правовых образований.
В ведении Приморского края находятся принятие и изменение Устава, законов и иных нормативных актов Приморского края, контроль за их соблюдением и исполнением (пункт 1 части 1 статьи 23 Устава Приморского края).
Законодательное Собрание Приморского края принимает Устав Приморского края и поправки к нему; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Приморского края и предметам совместного ведения Российской Федерации и Приморского края в пределах полномочий Приморского края (пункты 1, 2 части 1 статьи 29 Устава Приморского края).
В соответствии со статьей 2 Закона Приморского края от 6 августа 2014 года N 463-КЗ "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Приморского края" (в ред. от 4 декабря 2019 N 641-КЗ) источниками официального опубликования законов Приморского края являются газета "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" (далее - газета "Приморская газета") и Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1). Официальным опубликованием закона Приморского края считается первая публикация его полного текста в газете "Приморская газета" или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 3). Законы Приморского края, постановления Законодательного Собрания Приморского края подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней со дня их подписания (часть 5).
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого Закона Приморского края Законодательным Собранием Приморского края соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия представительного органа на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу.
Ссылка административного истца на положения Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", и его доводы о том, что Губернатор Приморского края не имел полномочий принимать оспариваемое в части постановление, а Законодательное Собрание Приморского края - оспариваемый в части закон в отсутствие введения режима чрезвычайного положения, являются несостоятельными. Нормативные правовые акты, предусматривающие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при введении чрезвычайного положения, не регулируют спорные правоотношения, поскольку оспариваемые в части постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг, Закон Приморского края от 8 апреля 2020 года N 777-КЗ приняты в связи с введением режима повышенной готовности.
Оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют положениям Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", не находятся в противоречии с Постановлению Правительства от 2 апреля 2020 года N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации".
В установленных обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворения требований административного искового заявления.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Новикова А.С., суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать административных ответчиков опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальном печатном издании данного исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Новикова Альберта Сергеевича о признании не действующими в части постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Закона Приморского края от 8 апреля 2020 года N 777-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "Об административных нарушениях в Приморском крае - отказать.
Обязать Губернатора Приморского края, опубликовать сообщение о принятом решении, в части касающейся результатов рассмотрения административных исковых требований об оспаривании постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в официальном печатном издании исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Законодательное Собрание Приморского края, опубликовать сообщение о принятом решении, в части касающейся результатов рассмотрения административных исковых требований об оспаривании Закона Приморского края от 8 апреля 2020 года N 777-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "Об административных нарушениях в Приморском крае" в официальном печатном издании данного представительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Г.А. Поломошнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 25 июня 2020 г. по делу N 3а-206/2020
Текст решения опубликован не был