В ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере во 2 полугодии 2020 года Федеральным казначейством выявлены следующие недостатки и нарушения, допущенные отдельными главными распорядителями средств федерального бюджета (далее - ГРБС), распорядителями, получателями средств федерального бюджета (далее - ПБС), в том числе ГРБС как ПБС.
1. Недостатки и нарушения при доведении бюджетных данных в рамках организации исполнения федерального бюджета по расходам
1.1. В нарушение пункта 20 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также утверждения (изменения) лимитов бюджетных обязательств, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 августа 2018 г. N 184н (далее - Порядок N 184н), ГРБС при составлении и утверждении бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета (главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (форма по ОКУД 0501060) допущено нарушение установленной формы документа.
1.2. В нарушение абзаца пятого пункта 38 Порядка N 184н, приложения N 18 к Порядку N 184н ГРБС при составлении и утверждении Справок об изменении бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета (главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета) на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов допущено нарушение формы документа.
1.3. В нарушение пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), абзаца шестого пункта 10, пункта 19 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 февраля 2018 г. N 26н, порядка, устанавливающего составление, утверждение и ведение бюджетных смет ГРБС и казенных учреждений, подведомственных ГРБС, в 2019 году ПБС внесены изменения в показатели бюджетной сметы на текущий финансовый год и плановый период с нарушением установленного срока (не позднее десяти рабочих дней со дня доведения учреждению в установленном законодательством Российской Федерации порядке лимитов бюджетных обязательств) на 13 рабочих дней.
2. Недостатки и нарушения при исполнении федерального бюджета по расходам
2.1. В нарушение пункта 5 статьи 161 БК РФ, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), государственных контрактов ПБС подрядным организациям произведена оплата:
стоимости отделочных материалов (тротуарные плиты, бетонные плиты, бордюрные камни и другие), превышающей стоимость, предусмотренную сметной документацией к государственным контрактам;
затрат на производство работ в зимнее время, не соответствующих затратам, определенным сводным сметным расчетом. А именно: в сводном сметном расчете, получившем положительное заключение государственной экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости, предусмотрены дополнительные затраты на производство работ в зимнее время в размере 0,115% от стоимости строительно-монтажных работ, при этом в Акте выполненных работ (ф. КС-2) дополнительные затраты на производство работ в зимнее время учтены в размере 0,155%;
фактически не выполненных объемов работ (устройство воронок, установка насосов, установка счетчика воды, установка светового указателя, установка радиаторов, установка климатического оборудования и другие);
стоимости материалов, не соответствующих сметной документации, получившей положительное заключение экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости строительства (изменен вид материала в отсутствие согласования данных изменений с ГРБС);
стоимости работ с применением материалов, не соответствующих прилагаемым документам к исполнительной документации, подтверждающим качество материала.
3. Нарушения и недостатки при предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (бюджетам муниципальных образований)
3.1. В нарушение части 5 статьи 10 Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" ГРБС до вступления в силу нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок (правила) предоставления иных межбюджетных трансфертов и предусматривающего заключение соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов (вступили в силу со 2 января 2020 года), с субъектами Российской Федерации заключены соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (далее - соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов) до 1 января 2020 года, а именно: 25, 26, 27 декабря 2019 года.
3.2. В нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего правила предоставления субсидии (далее - Правила предоставления субсидии), ГРБС в апреле - мае 2020 года заключены дополнительные соглашения к соглашениям о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства при реализации государственных программ, заключенным в 2019 году, при отсутствии потребности в денежных средствах по строительству объектов (согласно отчетам о достижении значения результата использования субсидии по состоянию на 1 апреля 2020 года - показатель достигнут, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию получены в декабре 2019 года), при этом софинансирование объектов капитального строительства осуществлялось с 2018 года (в рамках заключенных в 2018 году соглашений), в результате чего софинансирование мероприятий по созданию приоритетных объектов региональных программ за счет средств федерального бюджета превысило два года, что не соответствует установленному Правилами предоставления субсидии предельному сроку софинансирования мероприятий.
3.3. В нарушение пункта 3 статьи 132, подпункта 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления субсидии, подпунктов "в", "з" пункта 10, пункта 12 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2018 г. N 1455), ГРБС в рамках реализации федеральных проектов заключены соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - соглашения о предоставлении субсидии) не в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. N 269н (далее - типовая форма соглашения, Приказ N 269н соответственно), в части:
неуказания конкретных объектов строительства (реконструкции) в Перечне объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества в рамках мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, являющемся приложением N 1 к соглашению о предоставлении субсидии;
отсутствия в заключенных соглашениях о предоставлении субсидии приложения "Информация о размерах субсидии, предоставляемой на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства в рамках мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов)", предусмотренного приложением N 7 к типовой форме соглашения, утвержденной приказом N 269н;
отсутствия установления обязанности представления субъектами Российской Федерации ГРБС отчетов о достижении показателей результативности использования субсидии путем размещения в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС "Электронный бюджет").
3.4. В нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, Правил предоставления субсидии в 2018 - 2019 годах ГРБС в соглашениях о предоставлении субсидий в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ, устанавливался срок размещения отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидии в ГИИС "Электронный бюджет" (не позднее 15 февраля, следующего за годом, в котором получена субсидия), не соответствующий сроку, установленному Правилами предоставления субсидии (не позднее 15 числа месяца, следующего за годом, в котором была получена субсидия).
3.5. В нарушение пункта 2 статьи 132.1 БК РФ, нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего правила предоставления иного межбюджетного трансфера (далее - Правила предоставления иного межбюджетного трансферта), ГРБС заключены соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта не в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. N 270н, а именно без указания предусмотренных значений:
в приложении N 2 "Значение результатов регионального проекта, на достижение которых предоставляется иной межбюджетный трансферт" соглашений о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации:
- в графе 1 не указаны все результаты регионального проекта в соответствии с приложением N 2 к соглашению о реализации на территории субъекта Российской Федерации регионального проекта;
- в графе 8 не указано значение конкретных результатов в виде целевых показателей региональных проектов, предусмотренных паспортом федерального проекта.
3.6. В нарушение подпункта 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления иного межбюджетного трансферта, соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов ГРБС не приняты меры, направленные на возврат средств из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет в связи с:
недостижением субъектами Российской Федерации показателей региональных проектов, предусмотренных паспортом федерального проекта;
невыполнением субъектами Российской Федерации обязательств по направлению средств консолидированного бюджета на финансирование мероприятий не менее установленного размера, определенного Правилами предоставления иного межбюджетного трансферта.
3.7. В нарушение подпункта 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов проводимый ГРБС контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов не обеспечил своевременное:
предоставление ежеквартальных отчетов о расходах субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, от 1 до 148 дней;
предоставление ежегодных отчетов о достижении значений результатов регионального проекта, от 5 до 52 дней;
выполнение мероприятий, включенных в региональные проекты, до 1 декабря текущего года (за исключением работ, технологический цикл выполнения которых превышает указанный срок, а также случаев, когда федеральным проектом предусмотрен иной срок), от 1 до 61 дня.
4. Недостатки и нарушения при предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций юридическим лицам, предоставленных из федерального бюджета, внесении взносов в уставные капиталы юридических лиц
4.1. В нарушение пункта 2 статьи 78.1 БК РФ, подпункта "г" пункта 6 Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1722, ГРБС заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, не предусматривающее условия по указанию в договорах (контрактах, соглашениях), платежных и расчетных документах, а также в документах-основаниях идентификатора соглашения, договора о капитальных вложениях, государственного контракта и контракта учреждения, порядок формирования которого установлен приказом Федерального казначейства от 9 января 2018 г. N 5н.
4.2. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления субсидий ГРБС предоставлена субсидия организации в отсутствие подтверждения, что организация является производителем (собственником или законным владельцем прав на использование технической документации на поставляемую продукцию), либо уполномоченным лицом (осуществляющим по договору с производителем поставку продукции).
4.3. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления субсидии в 2019 году ГРБС заключены соглашения с организациями о предоставлении субсидии по результатам их ранжирования на основании недостоверной информации, представленной организациями о значениях показателей результативности использования субсидии, в части завышения объемов поставленной продукции в стоимостном выражении.
4.4. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления субсидии, соглашения о предоставлении субсидии (далее - соглашение) ГРБС предоставлена субсидия организации на возмещение затрат, понесенных на транспортировку продукции, поставляемой в рамках государственного контракта, который не является экспортным контрактом на поставку продукции и в рамках которого получены средства из федерального бюджета на возмещение затрат на транспортировку указанной продукции ранее, в связи с включением указанных затрат в цену государственного контракта.
4.5. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления субсидии, соглашений ГРБС предоставлены субсидии организациям при включении в расчет суммы субсидии затрат, не подлежащих возмещению согласно условий соглашений, на:
транспортировку продукции посредством морского транспорта (фрахт);
транспортно-экспедиторских расходов, понесенных
на транспортировку продукции при перевозке автомобилей своим ходом;
компенсацию портовых услуг (неполного транспортно-экспедиторского обслуживания груза) при перевозке продукции морским транспортом;
услуги неполного транспортно-экспедиторского обслуживания груза;
техобслуживание после прохождения 2500 км, получение транзитных номеров, КАСКО, понесенных на транспортировку продукции при перевозке автомобилей своим ходом;
организацию морской доставки, экспедиторское вознаграждение, организацию работ по оформлению сертификатов, по сверхнормативному хранению;
транспортировку продукции посредством автомобильного транспорта экологического класса ниже третьего.
4.6. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления субсидии, соглашений ГРБС предоставлены субсидии организациям при включении в расчет суммы субсидии затрат на услуги по транспортировке продукции:
подтверждение производства которой выдано позже периода транспортировки продукции;
при отсутствии подтверждения производства на территории Российской Федерации;
затраты на транспортировку которой осуществлены в иностранной валюте (доллары США) с переводом в рублевый эквивалент по курсу валюты, отличному от курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату осуществления оплаты затрат организацией в соответствии с платежным поручением;
не предусмотренной соглашением.
4.7. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления субсидии, соглашения ГРБС предоставлена субсидия организации-производителю при включении в расчет суммы субсидии затрат на перевозку автомобильным транспортом составных частей железнодорожных вагонов (тележек) для дальнейшей транспортировки продукции, которые не являются продукцией производителя, тогда как в соответствии с положениями Правил предоставления субсидии в расчет суммы субсидии подлежат включению затраты, понесенные при транспортировке продукции, непосредственно производимой организациями-производителями.
4.8. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления субсидии, соглашений ГРБС предоставлены субсидии организациям на компенсацию части затрат на транспортировку продукции от пунктов отправления, расположенных на территории Российской Федерации, до конечного пункта назначения, которая осуществлялась:
позже периода (сентябрь 2019 года), предусмотренного Правилами предоставления субсидии (с 1 октября 2018 г. по 31 августа 2019 г.);
ранее периода (с июня по август 2017 года), предусмотренного Правилами предоставления субсидии (не ранее 1 октября года, предшествующего текущему финансовому году).
4.9. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления субсидии ГРБС на основании соглашения предоставлена организации субсидия, расчет суммы которой осуществлялся в порядке, отличном от установленного Правилами предоставления субсидии, а именно: коэффициент субсидирования (k) применен не ко всему объему предъявляемых к возмещению затрат.
4.10. В нарушение абзаца первого пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2017 г. N 483) (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 887), пункта 5 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 887 (далее - Требования N 887), в 2017-2018 годах ГРБС не приведены в соответствие с Требованиями N 887 Правила предоставления субсидии в части сроков предоставления получателями субсидий отчета о достижении показателей результативности использования субсидии.
4.11. В нарушение абзаца первого пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации N 887, подпункта "б" пункта 3 Требований N 887 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. N 1187) в 2019 году ГРБС не приведены в соответствие с Требованиями N 887 Правила предоставления субсидии в части указания целей предоставления субсидий с указанием наименования национального проекта (программы), в том числе федерального проекта, входящего в состав соответствующего национального проекта (программы), или регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, либо государственной (муниципальной) программы, в случае если субсидии предоставляются в целях реализации соответствующих проектов, программ.
4.12. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78 БК РФ, Правил предоставления субсидии ГРБС допущено нарушение порядка перечисления субсидий, а именно: субсидия перечислялась организациям позже установленного Правилами предоставления субсидии срока (не позднее 10-го рабочего дня после принятия ГРБС решения о предоставлении субсидии) от 1 до 11 рабочих дней.
4.13. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78 БК РФ, Правил предоставления субсидии ГРБС принимались документы (копии Бизнес - планов) для заключения договоров о предоставлении субсидий организациям, не соответствующие установленным требованиям, а именно: копии Бизнес - планов не содержали сведения о соответствии проекта показателям эффективности реализации проекта.
4.14. В нарушение Правил предоставления субсидии ГРБС предоставлена организации субсидия из федерального бюджета на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства при несоответствии заявки на участие в отборе требованиям, установленным Правилами предоставления субсидии. А именно: в заявке цена пилотной партии (без налога на добавленную стоимость) превысила себестоимость соответствующих средств производства, определенную в соответствии с учетной политикой организации, уменьшенную на размер запрашиваемой субсидии и увеличенную на размер прибыли в размере пяти процентов себестоимости соответствующих средств производства.
4.15. В нарушение Правил предоставления субсидии, соглашения ГРБС предоставлена организации субсидия из расчета затрат на оплату завышенного количества комплектующих (13 штук), необходимых для производства одного средства производства, при необходимом количестве - 7 штук.
4.16. В нарушение Правил предоставления субсидии ГРБС решения о прохождении организациями отбора на право получения субсидии из федерального бюджета организациями на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям по заявкам на участие в отборе организаций приняты с нарушением установленного срока (в течение 20 рабочих дней со дня представления организацией заявки на участие в отборе и документов) от 2 до 23 рабочих дней.
4.17. В нарушение Правил предоставления субсидии ГРБС заключены соглашения с организациями с нарушением установленного срока (в течение 30 календарных дней со дня принятия решения комиссией о прохождении организацией отбора) от 2 до 36 календарных дней.
4.18. В нарушение Правил предоставления субсидии, соглашения ГРБС перечислена организации субсидия из федерального бюджета на компенсацию части затрат на производство и реализацию потребителям пилотных партий средств производства на 4 рабочих дня позже установленного Правилами предоставления субсидии срока (не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии) и на 20 рабочих дней позже срока, установленного соглашением (не позднее 30 рабочего дня, следующего за днем представления ГРБС документов, подтверждающих факт произведенных затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия).
4.19. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78 БК РФ, Правил предоставления субсидии ГРБС осуществило перечисление организациям субсидий за счет средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на осуществление инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации объектов, с нарушением установленного Правилами предоставления субсидии срока (в течение 10 рабочих дней после регистрации договора (соглашения) о предоставлении субсидии) от 2 до 39 рабочих дней.
4.20. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78 БК РФ, Правил предоставления субсидий, нормативного правового акта ГРБС, устанавливающего порядок рассмотрения заявок о предоставлении российским организациям субсидий за счет средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на осуществление инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации объектов, ГРБС осуществлялся отбор организаций для предоставления субсидии не на основании сформированного перечня инвестиционных проектов, а в порядке поступления заявок от организаций.
4.21. В нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления субсидии, договоров о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на финансирование инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации объектов, проводимый ГРБС контроль за соблюдением организациями порядка, целей и условий предоставления субсидии не обеспечил достижение организациями показателей результативности.
5. Недостатки и нарушения при формировании отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий федеральными бюджетными и автономными учреждениями
В нарушение подпункта 13 пункта 1 статьи 158, абзаца первого пункта 3 статьи 179 БК РФ, пункта 31, подпункта "к" пункта 32 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 (далее - Порядок N 588), пунктов 78, 79 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 582 (далее - Методические указания N 582), нормативного правового акта ГРБС, устанавливающего расчет показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации (далее - Приказ), в 2019 году ГРБС в составе годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы, направленного в Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации, включены (недостоверные) завышенные значения показателей в федеральном округе по:
накопленному объему инвестиций резидентов территорий опережающего социально-экономического развития в федеральном округе (без учета бюджетных инвестиций) (нарастающим итогом);
количеству созданных рабочих мест на территориях опережающего социально-экономического развития в округе (нарастающим итогом);
накопленному объему инвестиций инвестиционных проектов и резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (без учета бюджетных инвестиций) (нарастающим итогом);
количеству созданных рабочих мест в результате реализации мероприятий государственной программы (нарастающим итогом).
6. Недостатки и нарушения при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд
6.1. Нарушение требований к обоснованию закупок, начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
6.1.1. В нарушение статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта по отдельным закупкам не обоснована.
6.1.2. В нарушение положений части 12 статьи 22 Закона о контрактной системе отсутствовали обоснования применения иного метода определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (например, цена контракта на оказание услуг по поверке (калибровке) измерительных приборов, заключенного с единственным исполнителем, определена на основании прейскуранта данного исполнителя на дату заключения контракта без обоснования невозможности применения других методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе).
6.1.3. В нарушение Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 871н 1 (далее - Порядок), принятого в соответствии с положениями части 22 статьи 22 Закона о контрактной системе, заказчиками не соблюдался порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения (например, при расчете начальной (максимальной) цены контракта планируемых к закупке лекарственных препаратов за цены единиц планируемых к закупке лекарственных препаратов не приняты минимальные значения цен, рассчитанные ими в соответствии с пунктом 3 Порядка; при обосновании начальной (максимальной) цены контракта выбрана не минимальная предельная отпускная цена, зарегистрированная в Государственном реестре предельных отпускных цен; применена ставка НДС в размере более 10% при закупке лекарственных препаратов; цена единицы лекарственного препарата рассчитана с учетом НДС и оптовой надбавки).
6.1.4. В нарушение частей 3, 5, пунктов 1, 2 части 18 статьи 22 Закона о контрактной системе при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с применением метода анализа рынка заказчиками использовались:
коммерческие предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контракты или иная общедоступная информация с техническими характеристиками товара, работы, услуги и (или) условиями по доставке, не соответствующими техническим характеристикам товара, работы, услуги и (или) условиям по доставке, указанным в запросе и (или) технической документации по закупке заказчика, а также содержащие коммерческие условия поставки, не сопоставимые с планируемой закупкой в части сроков исполнения обязательств по сделке, а также в части перечня работ;
при обосновании цены единицы лекарственного препарата с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) использовалась информация о ценах товаров, содержащаяся в государственных контрактах, по которым взыскивались неустойки (штрафы, пени).
6.2. Нарушения предусмотренных Законом о контрактной системе требований к исполнению, изменению контракта, а также условий контрактов, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контрактов.
6.2.1. В нарушение части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменялись условия контрактов, когда возможность изменения условий данных контрактов не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно, введено условие авансирования, увеличен размер аванса, изначально предусмотренного контрактом.
6.2.2. В нарушение части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе не соблюдались требования об обязательности применения мер ответственности в случае нарушения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контракта (например, в случае нарушения сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, предусмотренных контрактом, меры ответственности к поставщику заказчиком не применялись).
6.2.3. В нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, заказчиками допущены нарушения при расчете неустойки (штрафа, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) обязательств, предусмотренных контрактами, а именно:
расчет пени осуществлен исходя из просрочки исполнения обязательств по контракту на 120 дней, при этом фактическая просрочка составила 121 день;
при расчете пени допущены арифметические ошибки.
6.2.4. В нарушение пункта 1 части 1, части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, условий государственных контрактов осуществлялась приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта при несоответствии этих товаров, работ, услуг либо результатов выполненных работ условиям контракта, в том числе, когда выявленные несоответствия не устранены поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которые:
привели к дополнительному расходованию средств федерального бюджета (например, приняты и оплачены товары, не предусмотренные контрактом);
привели к уменьшению количества поставленных товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения федеральных нужд (например, приняты и оплачены фактически не выполненные объемы работ);
не привели к дополнительному расходованию средств федерального бюджета и к уменьшению количества поставленных товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг (например, приняты лекарственные препараты с остаточным сроком годности, не соответствующим условиям государственного контракта; страна происхождения поставленных медицинских изделий не соответствует условиям государственного контракта).
6.2.5. В нарушение части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, условий государственных контрактов нарушен порядок (срок) приемки выполненных работ, а также отдельных этапов выполнения работ, предусмотренных государственными контрактами (например, государственным контрактом предусмотрено, что заказчик осуществляет приемку поставленного товара в течение 3 рабочих дней с даты фактической поставки товара поставщиком, при этом акт приемки-передачи товара подписан заказчиком через 15 рабочих дней после даты фактической поставки товара поставщиком).
6.2.6. В нарушение части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, условий государственных контрактов документы о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги не составлялись, при этом мотивированный отказ от подписания таких документов поставщику (подрядчику, исполнителю) не направлялся.
6.3. Нарушения в части использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги в соответствии с целями осуществления закупок.
6.3.1. В нарушение части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, статьи 34 БК РФ поставленные товары не использовались в целях осуществления закупок (закупленное оборудование фактически не смонтировано и не используется).
7. Недостатки и нарушения при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета, формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности
7.1. В нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), абзаца пятого пункта 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2011 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н) (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29 августа 2011 г. N 89н), соглашения о передаче полномочий государственного заказчика ПБС приняты к учету первичные учетные документы, содержащие фактически не выполненные объемы работ по объекту.
7.2. В нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, абзаца 23 пункта 11 Инструкции N 157н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 298н) ПБС несвоевременно отражены в бухгалтерском учете акты выполненных работ (ф. КС-2), то есть позднее установленного законодательством Российской Федерации срока (не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа) от 3 до 21 рабочих дней.
7.3. В нарушение пункта 314 Инструкции N 157н, пункта 3 приложения N 5 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н ГРБС учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными (плановыми, прогнозными) назначениями и обязательствами, осуществлялся в Журнале операций N 9 по санкционированию (ф. 0504071), вместо Журнала по прочим операциям (ф. 0504071).
7.4. В нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацев четвертого и пятого пункта 393, пункта 394 Инструкции N 157н ГРБС не соблюдалась методология ведения забалансового счета 42 "Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями" и не обеспечивался аналитический учет информации о целевом использовании средств, направленных из федерального бюджета в виде взносов в уставный капитал публичных акционерных обществ на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности дочерних обществ, а именно: отражалась общая суммовая информация по договорам, а не суммовая и количественная информация по каждому объекту отдельно.
8. Иные вопросы
8.1. В нарушение Паспорта приоритетного проекта, утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. N 11), в 2017 году ГРБС не соблюдены сроки, установленные контрольными точками приоритетного проекта, а именно:
в целях реализации мероприятия по предоставлению субсидий на возмещение части затрат на транспортировку продукции разработаны и утверждены постановлением Правительства Российской Федерации Правила предоставления субсидии 26 апреля 2017 г. при установленном сроке подписания постановления Правительства Российской Федерации - 31 марта 2017 г. (отклонение составляет 26 календарных дней);
заключен договор о выполнении функций агента Правительства Российской Федерации по мерам нефинансовой поддержки между ГРБС и организацией 12 мая 2017 года, при установленном сроке его заключения - 30 апреля 2017 г. (отклонение составляет 12 календарных дней).
8.2. В нарушение пункта 3 статьи 179 БК РФ, подпункта "д" пункта 11 Порядка N 588 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 679), пункта 22 Методических указаний N 582 (в редакции приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 марта 2017 г. N 107) ГРБС допущены иные нарушения порядка принятия решений о разработке государственных (муниципальных) программ, их формирования, а именно: в составе целевых показателей (индикаторов) мероприятия, установленных паспортом подпрограммы государственной программы Российской Федерации, не предусмотрены целевые показатели, отражающие реализацию мероприятия по направлению "предоставление субсидий из федерального бюджета российским организациям, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции".
8.3. В нарушение абзаца первого, абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 БК РФ, пункта 23 Порядка N 588 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 1377), пункта 25 Методических указаний N 582 ГРБС своевременно не приведены показатели ресурсного обеспечения основного мероприятия, установленные паспортом подпрограммы государственной программы, в соответствие с бюджетными ассигнованиями, установленными федеральными законами от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (в редакции Федерального закона от 14 ноября 2017 г. N 326-ФЗ), от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (в редакции Федерального закона от 29 ноября 2018 г. N 458-ФЗ).
8.4. В нарушение пункта 7 Состава информации, размещаемой на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. N 243н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 296н) ГРБС не разместил в ГИИС "Электронный бюджет" информацию, подтверждающую кассовый расход по средствам субсидии из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку продукции, а именно: в ГИИС "Электронный бюджет" не размещены подтверждающие кассовый расход документы (платежные поручения) по соглашениям.
------------------------------
1Приказ применялся для закупок лекарственных препаратов, осуществленных до 2020 года. Для закупок лекарственных препаратов, осуществленных с 04.01.2020 действует приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.12.2019 N 1064н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральное казначейство представило обзор недостатков и нарушений, выявленных во II полугодии 2020 г.:
- при исполнении федерального бюджета по расходам;
- при предоставлении межбюджетных трансфертов, субсидий и бюджетных инвестиций;
- при формировании отчетности о реализации госпрограмм РФ, в т. ч. об исполнении госзаданий;
- при планировании и осуществлении закупок для федеральных нужд;
- при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета, формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами во 2 полугодии 2020 года (Федеральное казначейство, июнь 2021 г.)
Текст обзора приводится по публикации на сайте Федерального казначейства (http://www.roskazna.ru) по состоянию на 18 июня 2021 г.