Решение Верховного Суда РФ от 18 мая 2021 г. N АКПИ21-314
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.
при секретаре Сибиле Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Всероссийской политической партии "Интернациональная партия России",
установил:
Всероссийская политическая партия "Интернациональная партия России" (далее также - Партия) создана 10 декабря 2013 г. на учредительном съезде Партии. Решение о её регистрации принято Министерством юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 21 марта 2014 г. Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 26 марта 2014 г. под основным государственным регистрационным номером 1147799004495.
Устав Всероссийской политической партии "Интернациональная партия России" (далее - Устав) в редакции, утверждённой решением внеочередного съезда Партии от 14 июня 2020 г., является действующим.
Лицами, действующими от имени Партии без доверенности, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ, являются генеральный секретарь Партии Рафаилов Гавриил Жанукоевич, председатель президиума федерального совета Партии Рафаилов Жануко Симонович, сопредседатель председателя федерального совета Партии Серажетдинов Дамир Османович.
Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Партии, её региональных отделений и иных структурных подразделений, ссылаясь на то, что, согласно информации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) о голосовании за выдвинутых и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов), Партия в течение семи лет подряд не принимала участия в выборах в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", поэтому она не может быть признана участвующей в выборах и подлежит ликвидации согласно пункту 2 статьи 37, подпункту "в" пункта 3 статьи 41 указанного закона.
Партия не представила письменных возражений по существу административного искового заявления.
В судебном заседании представитель административного истца Анохина Е.С. поддержала административный иск.
Председатель президиума федерального совета Партии Рафаилов Ж.С. и сопредседатель председателя федерального совета Партии Серажетдинов Д.О. возражали против удовлетворения административного иска, заявив ходатайство об установлении срока (до конца 2021 г.) для принятия участия членов Партии в выборах, указывая на то, что в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и введением режима самоизоляции на всей территории Российской Федерации были закрыты региональные отделения, что не позволяло принимать участие в выборах. В настоящее время деятельность многих региональных отделений вновь активизировалась, Партия готовится к участию в ближайших избирательных кампаниях.
Выслушав объяснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации Анохиной Е.С., возражения представителей Всероссийской политической партии "Интернациональная партия России" Рафаилова Ж.С. и Серажетдинова Д.О., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом "О политических партиях", согласно пункту 1 статьи 38 которого контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, её региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.
Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе политических партий (подпункты 2 и 3 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313).
В ходе осуществления контроля соблюдения политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями действующего законодательства Минюстом России установлено, что Партия в течение семи лет подряд участия в выборах не принимала, что и послужило основанием для обращения в суд с требованием о ликвидации Партии.
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия считается участвующей в выборах в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах за: выдвинутый ею и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "а"); выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации (подпункт "в"); выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10 процентах субъектов Российской Федерации (подпункт "г 1"); выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации (подпункт "д"); выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации (подпункт "е").
Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" закреплено, что использование Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы") при подготовке и проведении выборов и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме (преамбула).
Данным законом установлено, что ЦИК России является государственным заказчиком ГАС "Выборы", определяющим требования к использованию, эксплуатации и развитию ГАС "Выборы" в соответствии с федеральными законами (пункт 1 статьи 6).
Сведения об участии политической партии, её региональных отделений и иных структурных подразделений в выборах согласно пункту 3 статьи 37 Федерального закона "О политических партиях" предоставляются по запросу федерального уполномоченного органа ЦИК России на основе данных, содержащихся в Г АС "Выборы".
Как следует из представленного Минюстом России письма ЦИК России от 29 марта 2021 г. N 06-05/1404, согласно информации о голосовании за выдвинутых и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов), полученной на основе данных, содержащихся в ГАС "Выборы", Партия в период с 26 марта 2014 г. по 26 марта 2021 г.:
- не участвовала в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
- не участвовала в выборах Президента Российской Федерации;
- не участвовала в выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
- не участвовала в выборах депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации;
- выдвинула и зарегистрировала своих кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления в 13 субъектах Российской Федерации (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Волгоградская область, Воронежская область, Кировская область, Костромская область, Московская область, Новгородская область, Пензенская область, Рязанская область, Тамбовская область, Ярославская область, город Москва), что составляет менее половины субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Партия в течение семи лет подряд участия в выборах в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона "О политических партиях" не принимала.
Действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает иных средств доказывания обстоятельств участия политической партии, её региональных отделений и иных структурных подразделений в выборах.
Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами (часть 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В связи с изложенным доводы административного ответчика о том, что Партия принимает активные подготовительные меры для участия в будущих выборах, не имеют правового значения, так как они не опровергают утверждений административного истца, а также не подтверждают обстоятельств того, что Партия может считаться участвующей в выборах.
Доводы административного ответчика о продлении судом срока (до конца 2021 г.) для участия Партии и её региональных отделений в выборах также не основаны на законе, поскольку допущенные ею нарушения действующего законодательства являются неустранимыми.
Пунктом 2 статьи 37 Федерального закона "О политических партиях", являющимся императивной нормой, предписано, что политическая партия, не принимавшая в течение семи лет подряд участия в выборах в соответствии с пунктом 1 этой статьи, подлежит ликвидации согласно статье 41 данного закона.
Исходя из положений пункта 1, подпункта "в" пункта 3, пункта 4 статьи 41 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае неучастия политической партии в выборах в соответствии со статьёй 37 приведённого закона; заявление о ликвидации политической партии вносится в Верховный Суд Российской Федерации федеральным уполномоченным органом.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учётом того, что требование о ликвидации Партии предъявлено в суд федеральным уполномоченным органом и имеется предусмотренное законом правовое основание для её ликвидации.
Структуру Партии образуют её региональные, местные и первичные отделения (пункт 12 статьи 1 Устава Партии).
Согласно пункту 1 статьи 42 Федерального закона "О политических партиях" региональное отделение и иное структурное подразделение политической партии подлежат ликвидации в случае ликвидации политической партии.
Прекращение деятельности политической партии в случае её ликвидации влечёт за собой прекращение деятельности её региональных отделений и иных структурных подразделений и исключение политической партии, её региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений из ЕГРЮЛ по решению федерального уполномоченного органа путём внесения в указанный реестр соответствующих записей (пункт 3 статьи 45 Федерального закона "О политических партиях").
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Всероссийскую политическую партию "Интернациональная партия России" (основной государственный регистрационный номер 1147799004495), её региональные отделения и иные структурные подразделения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.С. Кириллов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 18 мая 2021 г. N АКПИ21-314
Текст решения опубликован не был