Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 сентября 2004 г. N КГ-А40/8862-04
(извлечение)
Закрытое акционерное общество (ЗАО) "Стройбетсервис" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения от 26 марта 2004 года Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 46 по г. Москве, которым отказано в государственной регистрации создаваемого общества с ограниченной ответственностью (ООО) "ПромАльянс".
Заявление мотивировано тем, что обжалуемое решение является незаконным, не соответствующим требованиям пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", устанавливающего исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности; указанное в решении основание - отсутствие заявления о государственной регистрации юридического лица при создании - не соответствует действительности, поскольку весь пакет необходимых для регистрации документов, в том числе заявление о государственной регистрации юридического лица, был представлен в Межрайонную ИМНС N 46, о чем выдана расписка регистратора от 25.03.2004; из устных объяснений сотрудников Межрайонной ИМНС N 46 следовало, что основанием для отказа в государственной регистрации послужило то обстоятельство, что Мельников А.В. не имел права быть заявителем при государственной регистрации ООО "ПромАльянс" в силу Постановления Правительства Российской Федерации N 110 от 26.02.2004.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 3 июня 2004 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2004 года, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что Федеральный закон от 23.06.2003 N 76-ФЗ исключил из числа заявителей иное лицо, действующее по доверенности; заявителем в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании явился Мельников А.В., действующий на основании доверенности, что противоречит закону; генеральному директору регистрируемого предприятия не дано право подписывать заявление о государственной регистрации юридического лица при его создании, что следует из Постановления Правительства Российской Федерации N 110 от 26.02.2004 и Методических разъяснений Министерства по налогам и сборам от 18.04.2003 N БГ-3-09/198; в силу статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение и постановление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, поскольку основания для отказа в государственной регистрации создаваемого ООО "ПромАльянс", предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001, отсутствовали; судом сделан ошибочный вывод о том, что руководитель создаваемого юридического лица не может быть заявителем при государственной регистрации этого юридического лица.
В заседании кассационной инстанции представитель Межрайонной Инспекции N 46 по г. Москве возразил против доводов жалобы, ссылаясь на их необоснованность, письменный отзыв на жалобу не представлен.
Заявитель жалобы, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в заседание не направил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав явившегося представителя и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и норм процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене, исходя из следующего.
Настоящий спор возник в сфере административных правоотношений и должен рассматриваться по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 200 названного кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения (в данном случае - решения об отказе в государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, принявшие решение.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в качестве основания для отказа в государственной регистрации вновь создаваемого ООО "ПромАльянс" в решении Межрайонной инспекции N 46 по г. Москве от 26 марта 2004 года указано отсутствие заявления о государственной регистрации юридического лица.
Под отсутствием заявления понимается не приложение вообще к пакету подаваемых для государственной регистрации документов заявления, как такового.
Однако приведенное основание противоречит имеющимся в деле доказательствам, поскольку из расписки, выданной Межрайонной Инспекцией N 46 по г. Москве от 25.03.2003, следует, что в составе пакета документов, поданных для государственной регистрации вновь создаваемого ООО "ПромАльянс", имелось заявление с приложениями на 6 листах.
Таким образом, Межрайонная Инспекция N 46 не доказала то обстоятельство, что заявление о государственной регистрации отсутствовало, а по-этому ссылка в решении об отказе в государственной регистрации на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является необоснованной.
Не приняв указанное обстоятельство во внимание, суд приступил к исследованию и оценке тех доводов Инспекции, которые в решении об отказе в государственной регистрации ООО "ПромАльянс", как основание для отказа, отсутствуют, при этом суд неправильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 13 главы IV Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от 8.08.2001 (в редакции N 76-ФЗ от 23.06.2003) предоставление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 названного закона.
Статья 9 закона устанавливает, что при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица, или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что заявление о государственной регистрации вновь создаваемого ООО "ПромАльянс" подписано Мельниковым А.В., как генеральным директором ООО "ПромАльянс", при этом факт представления документов, подтверждающих избрание Мельникова А.В. генеральным директором, то есть руководителем постоянно действующего исполнительного органа, Межрайонной Инспекцией N 46 не отрицается.
В обоснование вывода о том, что генеральный директор не вправе был подписывать заявление о государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица, суд сослался на то, что в силу статей 49, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации, а значит, и полномочия органа юридического лица наступают в связи с государственной регистрацией юридического лица.
Данный вывод вступает в противоречие с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 (в редакции N 76-ФЗ от 23.06.2003, в котором указано, что при государственной регистрации юридического лица заявителем может являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица.
Эта норма не противоречит нормам статей 49, 51, 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку под правоспособностью юридического лица понимается способность приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности в гражданском обороте.
Подача заявления для государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица не может расцениваться, как собственно участие в гражданском обороте, поскольку такое участие возможно только после государственной регистрации создаваемого юридического лица.
В связи с тем, что судом фактические обстоятельства дела установлены, сбора и исследования новых доказательств не требуется, кассационная инстанция, отменяя решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального права, считает необходимым принять новое решение об удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 3 июня 2004 года по делу N А40-16288/04-116-218 Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2004 года по делу N 09АП-238/04-АК отменить.
Признать незаконным решение Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 46 по г. Москве от 26.03.2004 об отказе в государственной регистрации ООО "ПромАльянс".
Обязать Межрайонную Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 46 по г. Москве произвести государственную регистрацию создаваемого ООО "ПромАльянс".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 сентября 2004 г. N КГ-А40/8862-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании