Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 июня 2021 г. N 03-07-08/46286
Вопрос: Просим дать письменное разъяснение по вопросу уплаты НДС в отношении выполняемых иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе Российской Федерации, работ (услуг), местом реализации которых на основании статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации признается территория Российской Федерации, а также о возможном порядке оплаты таких работ (услуг) при следующих обстоятельствах.
Российская организация (покупатель) заключила с иностранным поставщиком (резидент Королевства Дании) контракт на поставку оборудования для производства растворимого сублимированного кофе. Данный контракт, помимо собственно поставки оборудования (технологической линии), предусматривает также выполнение работ по его монтажу и пусконаладке на территории Российской Федерации (на предприятии покупателя).
По условиям контракта оплата за выполненные работы по монтажу и пусконаладке оборудования осуществляется покупателем после подписания сторонами акта выполненных работ и успешного результата проведенных испытаний
В силу положений подпунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ российские организации являются налоговыми агентами в случае, если товары (работы, услуги), местом реализации для определения базы налогообложения по НДС которых признается территория Российской Федерации, приобретены ими у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.
В свою очередь, после заключения контракта иностранным поставщиком было создано постоянное представительство (открыт филиал) в Российской Федерации, с постановкой его на налоговый учет в российском налоговом органе.
Исходя из этого, если иностранная организация состоит на налоговом учете в Российской Федерации, в том числе в связи с созданием постоянного представительства (открытием филиала), будет ли российская организация (покупатель работ (услуг), выполненных (оказанных) иностранной организацией), рассматриваться в качестве налогового агента по НДС?
Является ли в подобной ситуации иностранная организация, состоящая на налоговом учете в Российской Федерации, налогоплательщиком НДС при реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации?
Возможно ли применение российской организацией (покупателем) вычетов по НДС при приобретении у иностранной организации, состоящей на налоговом учете в Российской Федерации, работ (услуг) на территории Российской Федерации и отнесение затрат по оплате таких работ (услуг) на расходы?
Правомерно ли в соответствии с условиями внешнеторгового контракта всю сумму оплаты за выполненные (оказанные) иностранной организацией, вставшей на налоговый учет в Российской Федерации, работы (услуги) либо часть этой суммы направить непосредственно иностранной организации (в случае направления поставщику части оплаты оставшаяся часть суммы будет перечисляться на счет филиала иностранной организации в Российской Федерации)?
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость при оказании услуг, местом реализации которых в целях применения этого налога на основании статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признается территория Российской Федерации, иностранной организацией, имеющей представительство на территории Российской Федерации и состоящей на учете в налоговом органе, и сообщает следующее.
На основании положений пункта 1 и пункта 2 статьи 161 Кодекса налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.11.2016 N 2518-О, разрешение вопроса об уплате налога на добавленную стоимость самой иностранной организацией либо налоговым агентом - ее контрагентом зависит от постановки на учет в российском налоговом органе иностранной организации (ее представительства).
Таким образом, из вышеуказанного судебного акта следует, что если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе Российской Федерации, в том числе в связи с открытием филиала, то обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в отношении оказываемых этой иностранной организацией услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, исполняется самой иностранной организацией.
По вопросу принятия к вычету налога на добавленную стоимость, предъявленного иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе, при оказании услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, сообщаем, что вычет налога на добавленную стоимость производится российским налогоплательщиком в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе в связи с открытием филиала, то она сама уплачивает НДС в отношении оказываемых в России услуг.
Вычет НДС, предъявленного иностранной организацией, производится российским налогоплательщиком в порядке и на условиях, предусмотренных НК.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 июня 2021 г. N 03-07-08/46286
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 2 июля 2021 г. N 25