Письмо Банка России от 29 декабря 2018 г. N 12-3-5/10669
Вопрос:
Управляющая компания просит Банк России дать разъяснение по вопросу периодичности направления в уполномоченный орган информации о наличии среди клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по блокированию (замораживанию) денежных средств или иного имущества.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ 1 (ред. от 23.04.2018), организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - Организация), обязаны:
"применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, ... незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму..." (далее - Перечень).
Для исполнения указанного требования Организация должна провести проверку наличия среди своих клиентов лиц, включенных в Перечень.
В соответствии с пунктом 5 Указания N 3484-У 2 "информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - проверка), направляется НФО в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки".
Таким образом, буквальное прочтение приведенных выше норм обязывает Организацию направлять в уполномоченный орган информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов лиц, включенных в Перечень, не позднее трех рабочих дней после проведения такой проверки, не зависимо от того, выявила ли Организация среди своих клиентов лиц, включенных в Перечень, или такие лица не выявлены. В последнем случае Организация, в целях исполнения изложенных выше норм, направляет в уполномоченный орган "нулевой" отчет всякий раз после публикации новой редакции Перечня.
В то же время ряд нормативных актов и разъяснений Банка России и Росфинмониторинга говорят о следующем:
1. Подпункт 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ:
"не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для ..., управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ... в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом".
2. Информационное письмо Росфинмониторинга N 52 3:
"... в целях оптимизации направления сведений о результатах проверки по форме ФЭС 3-ФМ рекомендуем выстроить направление отчета 1 раз в квартал".
3. Письмо Банка России от 14.07.2017 N 12-1-5/1808:
"... порядок проведения проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также способы фиксирования ее результатов определяются НФО самостоятельно в ПВК по ПОД/ФТ".
Учитывая изложенное выше, просим разъяснить:
Вправе ли Организация определить в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, что:
1. Организация проводит проверку наличия среди своих клиентов лиц, включенных в Перечень, не позднее дня, следующего за днем выхода Перечня;
2. если по результатам проверки Организация выявляет среди своих клиентов лиц, включенных в Перечень, то сообщение о результатах такой проверки направляется в уполномоченный орган не позднее 3 рабочих дней после проведения проверки;
3. если по результатам проверки Организация не выявляет среди своих клиентов лиц, включенных в Перечень, то сообщение по такой проверке не направляется в уполномоченный орган;
4. Организация в последний рабочий день отчетного квартала проводит проверку наличия среди своих клиентов лиц, включенных в последнюю опубликованную на дату проверки редакцию Перечня и направляет информацию о результатах такой проверки в уполномоченный орган не позднее 1 рабочего дня после проведения проверки?
------------------------------
1Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2Указание Банка России от 15.12.2014 N 3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
3 Информационное письмо Росфинмониторинга от 13.05.2016 N 52 "О порядке представления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций)".
------------------------------
Ответ:
Федеральный закон N 115-ФЗ 1 не наделяет Банк России полномочиями давать толкования по вопросам его применения. Вместе с тем, считаем возможным сообщить мнение Департамента, которое не является официальным толкованием указанного закона.
Федеральным законом N 115-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ), незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в Перечень 2, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа Решения 3, в случае, если на обслуживании находится фигурант Перечня или лицо, в отношении которого принято Решение, и незамедлительно информировать о принятых мерах уполномоченный орган (подпункт 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ). Указанная информация направляется некредитными финансовыми организациями (далее - НФО) в уполномоченный орган в порядке, установленном пунктом 4 Указания N 3484-У 4.
С учетом того, что Перечень доводится уполномоченным органом до сведения НФО на регулярной основе 5, актуальную редакцию Перечня следует использовать для своевременного исполнения вышеуказанной обязанности по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и, соответственно, информированию уполномоченного органа. Также в указанных целях используются принятые Межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма Решения.
При этом Федеральным законом N 115-ФЗ установлено, что проверка наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - Проверка), должна проводиться организациями не реже одного раза в три месяца (подпункт 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ).
Порядок и периодичность проведения такой Проверки, а также способы фиксирования ее результатов определяются НФО в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (пункт 6.1 Положения N 445-П 6), исходя из необходимости исполнения вышеуказанных требований Федерального закона N 115-ФЗ.
При этом отмечаем, что Федеральный закон N 115-ФЗ не определяет квартал в качестве периода проведения Проверки.
Также обращаем внимание, что НФО должна направлять (в установленном пунктом 5 Указания N 3484-У порядке) в уполномоченный орган информацию о любых результатах Проверки, в том числе в случае, если по результатам Проверки среди ее клиентов не были выявлены организации и физические лица, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
------------------------------
1Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2 Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
3 Решение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в Перечень.
4Указание Банка России от 15.12.2014 N 3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
5Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 804.
6Положение Банка России от 15.12.2014 N 445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 29 декабря 2018 г. N 12-3-5/10669
Текст письма опубликован не был