Письмо Банка России от 6 февраля 2019 г. N 12-3-5/900
Вопрос:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания (далее - Общество) просит разъяснить положения законодательства в сфере ПОД/ФТ по вопросу исполнения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанности по представлению в Росфинмониторинг сведений по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых их клиентами.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ 1 операцией, подлежащей обязательному контролю признается сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ управляющая компания, являясь организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана представлять в Росфинмониторинг сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 156-ФЗ 2 учредители доверительного управления (клиенты управляющей компании) передают имущество управляющей компании для включения его в состав паевого инвестиционного фонда с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления.
При этом, пунктом 3 статьи 11 Федерального закона N 156-ФЗ определено, что управляющая компания осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества, а также осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими паевой инвестиционный фонд, включая право голоса по голосующим ценным бумагам.
Просим разъяснить следующее. Поскольку совершаемые управляющей компанией в рамках доверительного управления паевым инвестиционным фондом сделки с недвижимым имуществом, включенным в состав имущества паевого инвестиционного фонда, являются результатом самостоятельно принимаемых ею решений и фактически не совершаются клиентами (пайщиками), то предоставляются ли сведения о таких сделках управляющей компанией в Росфинмониторинг в порядке, установленном подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ?
------------------------------
1Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".
------------------------------
Ответ:
Банк России не наделен полномочиями давать толкования по вопросам применения Федерального закона N 115-ФЗ 1 и Федерального закона N 156-ФЗ 2. Вместе с тем, считаем возможным сообщить мнение Департамента по поставленным в обращении вопросам, которое не является официальным толкованием федерального законодательства.
Исходя из определения термина "клиент", содержащегося в статье 3 Федерального закона N 115-ФЗ и в пункте 1.1 Положения N 444-П 3, а также принимая во внимание положения пунктов 3, 5 статьи 38 Федерального закона N 156-ФЗ, полагаем, что клиентами управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (далее - ПИФ) и негосударственных пенсионных фондов являются лица, которым управляющая компания оказывает услуги в рамках своей профессиональной деятельности, в том числе по доверительному управлению ПИФ и консультированию в области инвестиций.
Из положений статьи 11 Федерального закона N 156-ФЗ следует, что управляющая компания ПИФ оказывает услуги по доверительному управлению ПИФ каждому, кто присоединяется к договору доверительного управления ПИФ, приобретая инвестиционные паи данного фонда.
По мнению Департамента, клиентами управляющей компании ПИФ являются и иные лица, заключившие с УК соответствующие договоры в результате обращения паев инвестиционного фонда на вторичном рынке - в случае, если условиями заключенного с управляющей компанией договора предусмотрено оказание ею каких-либо услуг, реализуемых в рамках доверительного управления ПИФ (например, по купле-продаже или аренде недвижимого имущества, составляющего активы ПИФ, по выдаче займов из имущества ПИФ и т.п.).
Соответственно, в отношении данных лиц управляющей компании необходимо применять процедуры, предусмотренные нормами "противолегализационного" законодательства, в том числе в части идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, а также документального фиксирования и представления в уполномоченный орган предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ сведений по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым такими клиентами.
При этом, исходя из положений статей 10 и 11 Федерального закона N 156-ФЗ, полагаем, что владельцы инвестиционных паев ПИФ и непосредственно сам ПИФ не являются участниками сделок с имуществом, составляющим ПИФ, совершаемых УК с третьими лицами в рамках своей профессиональной деятельности по доверительному управлению ПИФ.
Учитывая изложенное, при направлении УК в уполномоченный орган сведений о таких сделках (в случае их соответствия критериям операций, подлежащих обязательному контролю, приведенным в статье 6 Федерального закона N 115-ФЗ) сведения о ПИФ и о владельцах инвестиционных паев ПИФ не подлежат отражению в составе сведений об участниках операций.
------------------------------
1Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".
3Положение Банка России от 12.12.2014 N 444-П "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 6 февраля 2019 г. N 12-3-5/900
Текст письма опубликован не был