Добавление* к докладу Генерального секретаря A/66/152 от 16 сентября 2011 г. N A/66/152/Add.1
"Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности"
Шестьдесят шестая сессия
Пункт 93 повестки дня
------------------------------
* Информация, содержащаяся в настоящем докладе, была получена после публикации основного доклада.
------------------------------
II. Ответы, полученные от правительств
Куба
[Подлинный текст на испанском языке]
[7 июня 2011 года]
Информационные и телекоммуникационные системы могут превратиться в оружие, если будут разрабатываться и/или использоваться для причинения вреда инфраструктуре того или иного государства, и, следовательно, поставить под угрозу международный мир и безопасность.
Использование средств телекоммуникации во враждебных целях, с открытым или тайным намерением подорвать юридические и политические устои государств, представляет собой нарушение международно признанных норм в этой области и неправомерную и безответственную форму использования этих средств, которая может привести к возникновению трений и неблагоприятных ситуаций для международного мира и безопасности и подорвать тем самым принципы и цели, провозглашенные в Уставе Организации Объединенных Наций.
Куба полностью разделяет выраженную в резолюции 65/41 Генеральной Ассамблеи озабоченность тем, что информационные технологии и средства могут быть использованы в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности, и могут негативно отразиться на целостности инфраструктуры государств и нанести ущерб их безопасности в гражданской и военной сферах. Кроме того, в этой резолюции правомерно подчеркивается необходимость предотвратить использование информационных ресурсов и технологий в преступных или террористических целях.
В этой связи Республика Куба вновь заявляет, как она это делала на различных международных форумах по данной теме, о своем осуждении агрессивной эскалации правительством Соединенных Штатов Америки радиотелевизионной войны, развязанной им против Кубы, которая идет вразрез с действующими международными нормами в области регулирования радиочастотного спектра. Эта агрессия осуществляется без оглядки на тот ущерб, который она может нанести международному миру и безопасности, создав опасные ситуации, в том числе в результате использования военного самолета для трансляции телевизионных сигналов на территорию Республики Куба без согласия последней.
На конец марта 2011 года общее эфирное время незаконных еженедельных передач, транслируемых на 29 частотах, составило 2226 часов. Как уже указывалось ранее, некоторые из этих радиостанций принадлежат или оказывают услуги организациям, связанным с известными террористическими элементами, проживающими и действующими против Кубы на территории Соединенных Штатов. Они занимаются трансляцией программ, содержащих призывы к саботажу, политическим покушениям, убийству главы государства и другие призывы, типичные для радиотерроризма.
Эти провокационные передачи, направленные против Кубы, представляют собой нарушение следующих международных норм:
- Основополагающие принципы Международного союза электросвязи, сформулированные в преамбуле к его уставу, где говорится о возрастающем значении электросвязи для сохранения мира, экономического и социального развития всех государств с целью обеспечения мирных связей, международного сотрудничества и экономического и социального развития народов с помощью эффективно действующей электросвязи. Телепрограммы, транслируемые правительством Соединенных Штатов Америки на Кубу, носят подрывной и дестабилизирующий характер и искажают реальное положение вещей, что идет вразрез с данными принципами.
- Положения 197 и 198 устава Международного союза электросвязи, в которых говорится, что все станции, независимо от их назначения, должны устанавливаться и эксплуатироваться таким образом, чтобы не причинять вредных помех радиосвязи или радиослужбам других государств-членов.
- Документ девятого пленарного заседания Всемирной конференции радиосвязи (ноябрь 2007 года), в подпункте (g) пункта 6.1 которого говорится, что "никакая радиовещательная станция, функционирующая на борту воздушного судна и транслирующая передачи исключительно на территорию другой администрации без согласия последней, не может считаться работающей в соответствии с Регламентом радиосвязи".
- Подпункт 8.3 статьи 8 Регламента радиосвязи, в котором говорится, что частотные присвоения, занесенные в регистр и получившие международное признание, должны учитываться другими администрациями при осуществлении своих собственных присвоений, с тем чтобы избежать вредных помех.
- Пункт 42.4 статьи 42 Регламента радиосвязи, гласящий, что осуществление радиовещательной службы станциями воздушных судов, находящимися в море или над морем, воспрещается.
- Решение Радиорегламентарного комитета, который на своем 35-м совещании в декабре 2004 года установил факт вредных помех, которые эти трансляции создают для работы кубинских служб на частоте 213 МГц, и потребовал от администрации Соединенных Штатов Америки принять необходимые меры для их ликвидации. Кроме того, Радиорегламентарный комитет с сентября 2006 года требует от администрации Соединенных Штатов Америки принятия мер для ликвидации помех на частоте 509 МГц, однако вплоть до сегодняшнего дня реакции на это требование не последовало. 20 марта 2009 года состоялось 50-е совещание Комитета, и в резюме своих решений (документ RRB09-1/5) он вновь подтвердил незаконность этих передач и потребовал от администрации Соединенных Штатов Америки принять все необходимые меры для ликвидации помех работе телевизионных служб Кубы на двух указанных частотах.
- Пункт 23.3 статьи 23 Регламента радиосвязи, который налагает ограничения на работу станций телевизионного вещания за пределами границ страны. В докладе, опубликованном в январе 2009 года, Счетная палата правительства Соединенных Штатов (официальное американское ведомство) признала нарушения международных норм и внутреннего законодательства, допускаемые программой радио- и телевизионного вещания американского правительства на Кубу.
Куба также напоминает о том, что на своей сессии в Женеве, проходившей с 22 октября по 16 ноября 2007 года, Всемирная конференция радиосвязи приняла текст выводов, в котором трансляции с борта воздушных судов Соединенных Штатов на Кубу были признаны не соответствующими Регламенту радиосвязи. В этих выводах, одобренных на пленарном заседании, говорилось буквально следующее: "Радиовещательная станция, функционирующая на борту воздушного судна и транслирующая передачи исключительно на территорию другой администрации без согласия последней, не может считаться работающей в соответствии с Регламентом радиосвязи". Эти выводы имеют обязательную юридическую силу для Международного союза электросвязи. Таким образом, Всемирная конференция радиосвязи подтвердила заключение, сделанное в 1990 году тогдашним Международным комитетом регистрации частот, согласно которому трансляция с борта аэростата телепередач на национальную кубинскую территорию представляет собой нарушение положений Регламента.
С другой стороны, на совещании Радиорегламентарного комитета Международного союза электросвязи (54-м), состоявшемся 5-13 июля 2010 года, было принято следующее решение:
Внимательно изучив доклад Директора и сообщение администрации Кубы (документ RRB,10-2/3 (Add.1)), Комитет выразил сожаление по поводу продолжающихся помех работе радиовещательных станций Кубы в результате трансляций, ведущихся Соединенными Штатами, и постановил придерживаться своих решений в этой связи.
Комитет также принял к сведению просьбу "Бюро в его качестве исполнительного секретариата Комитета" о том, чтобы вопрос о вредных помехах работе кубинских радиостанций, вещающих в метровом и дециметровом диапазоне, был поставлен на следующей Полномочной конференции. Признав суверенное право каждой администрации поднимать любой вопрос на Полномочной конференции, Комитет подтвердил, что два представителя Радиорегламентарного комитета на Полномочной конференции 2010 года и его исполнительный секретариат готовы предоставить всю необходимую информацию и консультации, которые могут потребоваться от них на следующей Полномочной конференции.
Враждебное отношение правительства Соединенных Штатов Америки к Кубе проявляется и в сохранении на протяжении более чем 50 лет экономической, торговой и финансовой блокады, которая не обходит стороной и сферу информации и телекоммуникаций:
- Кубе по-прежнему недоступны услуги, предоставляемые большим количеством веб-сайтов, которые блокируют доступ при установлении факта соединения с IP-адресом, принадлежащим к кубинскому домену .cu.
- Без предварительного уведомления были заблокированы сайты из домена .com, имеющие отношение к Кубе, и учетные записи в социальных сетях Facebook и Twitter.
- Со всем цинизмом и лицемерием, на которые они способны, Соединенные Штаты продолжают несправедливо обвинять Кубу в том, что та закрывает своим гражданам доступ в глобальную сеть, тогда как в реальности дело обстоит совершенно иначе: из-за блокады, введенной правительством Соединенных Штатов Америки, Куба не в состоянии подключиться к волоконно-оптическим кабелям, окружающим кубинский архипелаг, и вынуждена приобретать дорогостоящие услуги спутниковой связи.
- В 2009 году кубинская телекоммуникационная компания недополучила около 52 868 000 долл. США в связи с расходами на производство товаров и услуг, дополнительными затратами на аренду оборудования, убытками в результате недоступности американской технологии и т. д. Оборудование и запасные части, запатентованные американскими компаниями и совершенно необходимые для развития и функционирования кубинских телекоммуникационных предприятий, приобретаются на международном рынке в условиях жесткого контроля и надзора, не говоря уже о значительно большей цене.
Дискуссии в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, посвященные достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности, весьма важны и актуальны. Действия, подобные вышеописанной практике правительства Соединенных Штатов Америки в отношении Кубы, подтверждают необходимость таких дискуссий и важность принятия мер с целью положить конец подобным проявлениям государственного терроризма.
Куба всецело одобряет эти обсуждения, ведущиеся в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, и поэтому она поддержала резолюцию 65/41 и будет и далее прилагать максимум усилий для содействия мирному глобальному развитию информационных и телекоммуникационных технологий и их применению на благо всего человечества. Кроме того, Куба подтверждает свою готовность вместе с остальными странами, в том числе Соединенными Штатами Америки, заняться поиском путей преодоления тех препятствий, которые мешают достижению указанных целей.
Эквадор
[Подлинный текст на испанском языке]
[7 июня 2011 года]
1. Общая оценка проблем информационной безопасности
Независимо от той формы, в которой находится информация, необходимость ее надлежащего сохранения и защиты существовала всегда. С появлением и внедрением информационно-коммуникационных технологий у обществ появились новые возможности для генерирования, распространения и хранения информации.
Масштабы применения информационно-коммуникационных технологий в обществах значительно возросли, и они считаются тем фундаментом, на котором зиждется современный глобализованный мир; однако подобное распространение приводит, в частности, к тому, что информация, генерируемая, распространяемая и сохраняемая при помощи информационно-коммуникационных технологий, начинает подвергаться целому ряду угроз, называемых кибер-преступлениями, которые могут негативно отразиться на таких аспектах, как конфиденциальность, целостность и доступность информации.
Перед лицом этих угроз национальные власти Эквадора видят свою задачу в принятии государственной политики, разработке нормативно-правовых актов, создании организационных структур, установлении процедур, введении механизмов контроля, организации учебно-просветительской работы с населением и др., с тем чтобы иметь возможность квалифицировать, предупреждать, пресекать и контролировать преступления в области информационной безопасности, обеспечивать защиту потерпевших и наказание виновных.
2. Меры, принимаемые на национальном уровне для укрепления информационной безопасности и содействия международному сотрудничеству в этой области
В национальном законодательстве Эквадора была создана юридическая база для защиты данных и систем баз и регистров публичных данных посредством принятия Закона об электронной торговле, подписях и передаче данных и Закона о национальной системе регистров публичных данных, соответственно, в которых нашли отражение международные рекомендации и тенденции в области защиты информационных и телекоммуникационных систем, ставшие результатом деятельности таких учреждений, как Организация Объединенных Наций.
Что касается информационной безопасности, то министерство телекоммуникаций и информации изучает возможности для создания центра криминалистической информации, центра исследований в области безопасности и центра реагирования на чрезвычайные происшествия.
В реальной жизни киберпреступность способна легко перешагнуть национальные границы, что затрудняет деятельность по ее пресечению и наказанию виновных. Это ставит на повестку дня необходимость разработки обязательных для выполнения международных норм, которые дали бы странам четкие ориентиры для разработки национальных программ криминализации преступных деяний, совершаемых при помощи информационных систем, и требующих, среди прочего, выработки общей уголовной политики, направленной на предупреждение киберпреступности, в частности путем принятия соответствующего законодательства, а также укрепления международного сотрудничества.
3. Суть концепций, упомянутых в пункте 2 выше
Как представляется, достижению целей, поставленных в вышеуказанных стратегиях, может способствовать дальнейшее изучение соответствующих международных концепций, направленных на улучшение защиты мировых информационных и телекоммуникационных систем.
4. Меры, которые могут быть приняты международным сообществом для укрепления информационной безопасности в мировом масштабе
Постоянная координация усилий и сотрудничество с международными организациями, занимающимися вопросами кибербезопасности. Повышение согласованности действий национальных ведомств и учреждений, занимающихся вопросами кибербезопасности.
Гайана
[Подлинный текст на английском языке]
[14 июня 2011 года]
Гайана признает тот факт, что в условиях стремительного развития информационной технологии должны быть созданы контрольные механизмы для защиты важнейших компонентов информационной инфраструктуры. На международном уровне Гайана принимает участие в работе учебных курсов и конференций, организуемых региональными и двусторонними партнерами с тем, чтобы дать сотрудникам правоохранительных органов необходимый инструментарий для следственной работы и укрепить потенциал соответствующих органов для решения задач, связанных с обеспечением кибербезопасности. Что касается деятельности на национальном уровне, то в 2010 году в Гайане была организовала национальная конференция по проблемам кибербезопасности, на которой выступили зарубежные и местные представители и прошло обучение более 90 человек. В настоящее время правительство Гайаны работает над соответствующим законопроектом по вопросам кибербезопасности. Гайана считает, что международное сотрудничество и помощь имеют ключевое значение для того, чтобы малые развивающиеся страны могли укрепить свои национальные системы кибербезопасности.
Португалия
[Подлинный текст на английском языке]
[18 августа 2011 года]
Португалия осознает те проблемы и возможности, которые возникают в связи с развитием информационных и телекоммуникационных технологий.
В португальском законодательстве установлены жесткие стандарты и сделана попытка найти компромисс между интересами пользователей и требованиями безопасности. По существу, португальское законодательство предусматривает защиту основополагающих прав, а именно свободы информации, права на неприкосновенность частной жизни и права на защиту данных, а также защиту авторских прав. Компании, предоставляющие телефонные услуги населению, обязаны обеспечивать бесперебойный доступ к службам экстренной помощи и оповещать о возникновении брешей в системах защиты или нарушениях целостности данных, которые имеют серьезные последствия для функционирования сетей или служб, а также о случаях утечки личных данных. На регулярной основе проводятся проверки систем безопасности.
Кроме того, в португальском законодательстве есть специальные положения о защите важнейших компонентов информационной инфраструктуры, особенно тех, которые имеют трансграничный характер (например, подводных кабелей и спутниковых систем), или тех, нарушение работы которых может привести к сбоям в системах снабжения.
Португалия также участвует в работе соответствующих форумов, таких как Международный союз электросвязи и Организация экономического сотрудничества и развития, и сотрудничает со своими партнерами в реализации трансграничных проектов, создании групп компьютерных специалистов по экстренному реагированию на инциденты и осуществлении программ в области НИОКР.
Туркменистан
[Подлинный текст на русском языке]
[15 июня 2011 года]
Реализуя политику, основанную на принципах позитивного нейтралитета и миролюбия, Туркменистан выступает за налаживание широкого международного партнерства в целях обеспечения всеобщего мира, безопасности и устойчивого развития. Учитывая роль науки и техники в контексте международной безопасности, Туркменистан идет по пути внедрения новейших информационных технологий и средств телекоммуникации. В этой связи в 2010 году была принята новая редакция Закона "О связи", который призван регулировать предоставление услуг информационного и телекоммуникационного характера, а также способствовать обеспечению защиты от уничтожения, изменения, блокирования информации, ее несанкционированной утечки и от нарушения установленного порядка ее маршрутизации.
Принимая во внимание, что распространение и использование информационных технологий и средств затрагивают интересы всего международного сообщества, а также, что эти технологии и средства потенциально могут быть использованы в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности, и могут негативно воздействовать на целостность инфраструктуры государства, Закона "О связи" предписывает не допускать действий, которые могут создавать угрозу безопасности эксплуатации сетей телекоммуникаций, целостности и взаимодействию сетей телекоммуникаций, информационной безопасности сетей телекоммуникаций, электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств.
Учитывая активность использования высоких технологий в Туркменистане внедряется электронный документооборот и система обращения электронных документов "Электронное правительство". При этом принимая озабоченность мирового сообщества о необходимости предотвращения использования информационных ресурсов и технологий в преступных или террористических целях параллельно с этим идет внедрение высокотехнологичных средств защиты информации, совершенствуется национальное законодательство. Так, в 2009 году принят Закон "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в соответствии с которым создано Управление финансового контроля Министерства финансов Туркменистана в компетенцию которого входит противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.
В настоящее время Туркменистан продолжает активно вести работу по совершенствованию систем защиты информации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Добавление к докладу Генерального секретаря A/66/152 от 16 сентября 2011 г. N A/66/152/Add.1 "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности"
Текст доклада опубликован не был