Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 7 июня 2021 г. N 260/12
(седьмого созыва)
о проекте федерального закона N 1116371-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации работы по оценке риска проведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями подозрительных операций и использованию этой информации" (в части создания на базе Банка России централизованного информационного сервиса "Платформа знай своего клиента") (внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским и другими, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым и другими)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1116371-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации работы по оценке риска проведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями подозрительных операций и использованию этой информации" (далее - законопроект, проект федерального закона), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Проектом федерального закона предусматриваются следующие изменения в действующее законодательство Российской Федерации:
1. Вменить Банку России в обязанность осуществлять оценку риска проведения клиентами кредитных организаций - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - клиент) подозрительных операций.
Для реализации возлагаемой законопроектом функции предполагается создание на базе Банка России централизованного информационного сервиса "Платформа "Знай своего клиента" (далее - ЦИС "Платформа ЗСК"), используя которую банки в онлайн-режиме смогут получать качественную информацию об уровне риска вовлеченности в проведение подозрительных операций клиентов и их контрагентов, и использовать ее при реализации процедур, направленных на борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Банк России будет присваивать созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентам (за исключением, кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) один из трех уровней риска:
- низкий;
- средний;
- высокий.
Отнесение юридического лица и ИП в конкретную группу риска будет осуществляться по согласованию с Федеральной службой финансового мониторинга Российской Федерации и на основе тех критериев, которые будут основываться на:
- информации о видах и характере деятельности юридических лиц и ИП;
- об операциях по их счетам в кредитных организациях;
- об учредителях и руководителях этих юридических лиц и индивидуальных предпринимателях;
- о наличии между такими клиентами отношений связанности (аффилированности) с другими юридическим лицами и (или) ИП, осуществляющими подозрительные операции;
- о количестве банковских счетов (вкладов, депозитов), а также другой информации, поступающей от федеральных органов исполнительной власти.
Вместе с тем, как указано в пояснительной записке к законопроекту, использование информации Банка России, находящейся в ЦИС "Платформа ЗСК", предполагается в качестве дополнительного фактора, влияющего на оценку уровня риска клиента кредитными организациями, что фактически означает ее факультативный, вспомогательный характер.
Так, например, в проектируемом пункте 2 статьи 7.6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) установлено, что кредитная организация при осуществлении функций внутреннего контроля вправе использовать (учитывать) в качестве дополнительного фактора, влияющего на оценку степени (уровня) риска проведения клиентом подозрительных операций, информацию, об отнесении каждого конкретного клиента в отдельную группу риска.
Вместе с тем Комитет считает важным обратить внимание, что, например, проектируемый пункт 4 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ устанавливает фактически обязанность кредитной организации при реализации процедур внутреннего контроля использовать информацию Банка России об отнесении клиента к конкретной группе риска.
В связи с этим остается неясным, носит ли заявленная авторами законопроекта ЦИС "Платформа ЗСК" при осуществлении кредитными организациями оценки риска клиентов факультативный или обязательный характер.
Кроме того, как отмечается авторами законопроекта, его принятие и реализация позволит, в том числе снизить нагрузку на добросовестных предпринимателей за счет снижения превентивных ограничительных мер со стороны кредитных организаций, расходов бизнеса на взаимодействие с ними, количества дублирующих запросов одной и той же информации от разных кредитных организаций.
Вместе с тем стоит отметить, что указанная заявленная цель законопроекта достигается не в полной мере, поскольку кредитные организации не освобождаются от предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" обязанности по осуществлению мониторинга деятельности клиентов вне зависимости от наделения Банка России новыми функциями в части определения им оценки риска проведения клиентами подозрительных операций.
2. Проект федерального закона вводит понятие "подозрительные операции", в соответствии с которым к ним будут относиться операции с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемые в преступных целях, в том числе с целью легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее - подозрительные операции).
При этом введение понятия "подозрительные операции", по мнению Комитета, не в полной мере отвечает требованиям ясности и определенности, поскольку фактически предоставляет право кредитным организациям самостоятельно оценивать возможный преступный характер совершения какой-либо операции, что, в том числе, не согласуется с характером, целями и особенностями хозяйственно-оперативной деятельности, осуществляемой кредитной организации.
3. Законопроектом также предусматривается вменить в обязанность кредитным организациям проверить каждого клиента на предмет отнесения его Банком России к одной из трех групп риска, относить каждого клиента к одной из трех групп риска самостоятельно и представлять указанную информацию в Банк России, а также отказывать клиенту в совершении операций или иным имуществом, который отнесен Банком России к группе клиентов высокого риска проведения подозрительных операций.
Проектируемые нормы также вменяют Банку России в обязанность доводить информацию об отнесенных к различным группам риска клиентах до кредитных организаций в сроки и объемах, которые будут предусмотрены Банком России.
Также предусматривается обязанность кредитной организации в случае отказа клиенту в проведении операции, находящемуся в высокой группе риска, проинформировать такого клиента о дате и причинах принятия такого решения.
Вместе с тем остается неурегулированным вопрос, связанный с возможностью заключения клиентом договоров банковского счета (вклада) с несколькими кредитными организациями, использующими разные системы оценки рисков, и как следствие, отнесение его к разным группам риска.
Также, с учетом того, что информация об уровне риска клиента направляется кредитными организациями в Банк России, остается неясным, какие сведения будут приоритетными для Банка России при отнесении какого-либо клиента к одной из групп риска - полученные от кредитных организаций или собственные имеющиеся у Банка России сведений.
4. Законопроектом также предусматривается установление Банком России порядка его информационного взаимодействия с уполномоченными органами государственной власти, общественными организациями при рассмотрении заявлений клиентов, иллюстрирующих отсутствие оснований применения к таким лицам мер "противолегализационного" характера (отказ в совершении операции с денежными средствами, выдаче остатка денежных средств или его перечисления на другой счет клиента или счет третьего лица при расторжении договора банковского счета (вклада) по инициативе клиента, переводе денежных средств с использованием СБП 1).
5. Проектируемыми нормами также предусмотрен дифференцированный подход к обслуживанию клиентов, которые отнесены кредитной организацией к тому или иному уровню риска.
В частности, предлагается установить, что в отношении клиента, которому кредитной организацией присвоен низкий уровень риска кредитная организация не вправе:
- отказать в заключении договора банковского счета (вклада), расторгнуть его, а также отказать в совершении операции по переводу денежных средств контрагенту, который также отнесен данной кредитной организацией или Банком России к группе низкого уровня риска.
В случае если клиенту присвоен высокий уровень риска, кредитная организация обязана:
- отказать в совершении операций с денежными средствами, отказать в выдаче остатка денежных средств либо его перечисления на другой счет клиента или третьего лица при расторжении договора банковского счета (вклада) по инициативе клиента, отказать в переводе денежных средств с использованием СБП.
При этом в отношение клиентов, находящихся в высокой группе риска, допускается проведение операций с денежным средствами или иным имуществом, связанных с уплатой налогов, сборов, страховых взносов, осуществление компенсационных и других выплат.
Вместе с тем, проектом федерального закона также предусмотрено, что в случае если клиенту присвоен высокий уровень риска, кредитная организация обязана отказать ему в выдаче остатка денежных средств либо его перечисления на другой счет клиента или третьего лица при расторжении договора банковского счета (вклада) по инициативе клиента.
При этом дальнейшая судьба указанных денежных средств остается неясной.
6. Проектом федерального закона также предусмотрен механизм защиты прав и законных интересов клиентов кредитных организаций путем подачи заявления клиентом в межведомственную комиссию, созданной при Банке России, а также в судебном порядке.
7. Проектируемыми нормами предусмотрены условия (признаки), на основании которых будут установлены критерии, благодаря которым будет осуществляться отнесение клиента в конкретную группу риска.
Комитет отмечает целесообразность предусмотреть возможность Банку России совместно с Федеральной службой финансового мониторинга Российской Федерации устанавливать дополнительные условия, на основании которых формируются дополнительные критерии отнесения клиентов в группу риска с целью предупреждения возможной адаптации недобросовестных клиентов к механизмам ПОД/ФТ.
8. Комитет считает возможным дополнительно обсудить с банковским сообществом срок вступления в силу проекта федерального закона с учетом технологических изменений и операционных расходов, которые возлагаются на кредитные организации в связи с реализацией проектируемых норм.
Учитывая все вышесказанное, поддерживая концепцию законопроекта, направленную на совершенствование национальной системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Комитет считает возможным принятие законопроекта в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
------------------------------
1Финансовый сервис "Система быстрых платежей"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.