С целью формирования единой региональной системы мониторинга качества дошкольного образования в Пермском крае как основы формирования единого образовательного пространства в сфере дошкольного образования, определения единой системы показателей качества образовательной деятельности приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию региональной системы оценки качества дошкольного образования в Пермском крае до 2024 года (далее - Концепция).
2. Директору государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Пермского края" Шубину С.В. в срок до 15 июня 2021 года обеспечить разработку плана мероприятий (дорожной карты) по реализации Концепции на 2021 - 2024 годы.
3. Рекомендовать исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Пермского края, осуществляющим муниципальное управление в сфере образования, использовать Концепцию для формирования муниципальных систем оценки качества дошкольного образования.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра образования и науки Пермского края Звереву Н.Е.
Министр |
Р.А. Кассина |
Концепция
региональной системы оценки качества дошкольного образования в Пермском крае до 2024 года
(утв. приказом Министерства образования и науки Пермского края от 10 июня 2021 г. N 26-01-06-659)
I. Основные положения
С момента принятия федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - Стандарт дошкольного образования) дошкольное образование претерпело существенные изменения: вариативность получения дошкольного образования, организация развивающей предметно-пространственной среды, появление множества авторских программ, использование в деятельности педагогов современных педагогических технологий, направленных на всестороннее развитие ребенка-дошкольника, а также предоставление родителям (законным представителям) возможности активного участия в организации деятельности детского сада.
Стандарт дошкольного образования обозначил новые принципы и подходы для системы дошкольного образования, и прежде всего:
сформулированы требования к образовательным программам дошкольного образования, к их структуре, содержанию, условиям и результатам;
выведены образовательные результаты воспитанников за рамки системы контроля, надзора и мониторинга качества дошкольного образования;
сформулированы требования к качеству дошкольного образования, которые опираются на создание образовательной среды высокого качества, позволяющей каждому воспитаннику достичь лучших для себя образовательных результатов.
В связи с модернизацией образовательной деятельности изменились требования к качеству дошкольного образования. Актуальной становится разработка новых инструментов для изучения качества дошкольного образования.
"Качество дошкольного образования - это совокупность свойств, характеристик, реализация которых в педагогическом процессе способствует разностороннему развитию ребенка, успешному переходу к следующему возрастному периоду" [О. Сафонова]. Качество образования должно удовлетворять ожидания и запросы общества, родителей (законных представителей), детей.
Настоящая концепция региональной системы оценки качества дошкольного образования (далее - РСОКДО) разработана с целью создания единых подходов и ориентиров при оценке качества функционирования системы дошкольного образования региона. Данная концепция создана с учетом требований законодательства в сфере образования Российской Федерации, Концепции мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации и анализа современного состояния системы дошкольного образования Пермского края.
Необходимость разработки настоящей концепции в первую очередь определена рядом факторов:
отсутствием комплексной, системной и объективной критериальной базы оценивания качества дошкольного образования на институциональном, муниципальном и региональном уровнях;
отсутствием единства подходов к системе мониторинга качества дошкольного образования;
наличием достаточно широкого спектра оценочных материалов и механизмов оценки качества образования;
необходимостью приведения условий организации образовательной деятельности в каждой образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования (далее - детские сады), к нормативным требованиям в соответствии со Стандартом дошкольного образования;
противоречиями между нормативно закрепленными требованиями к образовательной организации за обеспечение качественного образования и отсутствием достаточного уровня профессиональной компетенции педагогических и административных работников в области менеджмента (управления) качеством.
Обозначенные факты требуют комплексного подхода к организации деятельности, которая предполагает системный подход к процессу оценки качества дошкольного образования на региональном уровне.
В представленной системе оценки качества дошкольного образования они представлены в трех параметрах:
качество цели образовательной деятельности детского сада (оценивается структура основной образовательной программы дошкольного образования (далее - ООП) как основной компонент целеполагания);
качество условий для образовательной деятельности в детском саду (оцениваются условия, которые могут быть созданы с различным уровнем качества - кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
качество содержания образовательной деятельности детского сада (оценивается организация деятельности детского сада в соответствии с образовательными областями, взаимодействие участников образовательных отношений между собой, удовлетворенность семьи образовательными услугами).
Качество дошкольного образования, получаемого воспитанниками детского сада, обеспечивается всеми участниками образовательных отношений. Данный процесс должен быть дифференцирован и ориентирован на ряд позиций. Таким образом, объектами оценки являются:
групповые помещения детского сада;
образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования в целом;
система управления образованием, реализуемая на уровне местного самоуправления.
Одним из приоритетов современной образовательной политики, в частности в области дошкольного образования, является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования и государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования.
Все вышеперечисленное позволяет рассматривать настоящую концепцию как комплексную систему объективной оценки качества организации деятельности по предоставлению услуг дошкольного образования на территории региона.
Настоящая концепция предполагает рассматривать региональную систему оценки качества дошкольного образования как определенный компонент Концепции мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации.
РСОКДО распространяется на все детские сады.
РСОКДО представляет собой целостную систему оценочных процедур, реализация которых предполагает единство подходов к системе мониторинга и включающих в себя: методику проведения, показатели качества, критерии и показатели оценки.
II. Цели, задачи и принципы организации деятельности РСОКДО
Объектом РСОКДО является организация системы предоставления услуг дошкольного образования в Пермском крае.
Предметом РСОКДО является система мониторинговых мероприятий, ориентированных на оценку качества предоставления услуг дошкольного образования на территории региона и, как следствие, разработка алгоритмов действий по результатам анализа полученных результатов.
Основными целями реализации настоящей концепции являются:
создание единых ориентиров для целостной системы и постоянного совершенствования качества дошкольного образования при сохранении вариативности и многообразия разрабатываемых и реализуемых ООП;
определение механизмов, процедур и инструментария мониторинга.
Задачи реализации настоящей концепции:
разработка алгоритма получения максимально объективной и полной информации о состоянии системы дошкольного образования Пермского края;
обеспечение единства целей, задач, методов оценки качества дошкольного образования на различных уровнях системы образования (институциональном, муниципальном и региональном);
обеспечение аналитической деятельности по результатам проведения оценки качества дошкольного образования;
формирование, становление и развитие региональной системы мониторинга качества дошкольного образования;
разработка и совершенствование системы целевых ориентиров, методов, способов, показателей и критериев оценки качества на разных уровнях системы образования (институциональном, муниципальном и региональном);
разработка системы мониторинговых мероприятий для определения проблем, путей их решения и перспектив в системе дошкольного образования региона;
создание условий для проведения качественного анализа полученной информации с целью определения факторов (как позитивных, так и негативных), оказывающих влияние на качество дошкольного образования в регионе;
организация системы повышения профессиональной компетентности специалистов, задействованных в системе оценки качества дошкольного образования;
обеспечение возможности участия представителей общественности в проведении мониторинговых мероприятий.
Основополагающие принципы Концепции:
надежность и валидность оценочных материалов;
объективность и полнота оцениваемой информации;
открытость и доступность информации и проведения процедуры оценивания качества дошкольного образования;
единство подходов к оцениванию качества дошкольного образования на каждом уровне (институциональном, муниципальном и региональном);
оптимальный подбор оценочных материалов;
четкая система показателей и критериев при оценивании качества дошкольного образования;
доступность для ознакомления результатов проведения мониторинговых мероприятий и их аналитической составляющей;
участие общественности в процедуре проведения мониторинговых исследований и анализа полученных данных;
ориентация на создание качественной развивающей предметно-пространственной среды;
ориентация на непрерывное совершенствование качества дошкольного образования.
III. Основные функции РСОКДО
Основными функциями РСОКДО являются:
издание правовых актов, регламентирующих деятельность по организации процесса проведения оценки качества дошкольного образования в регионе;
организация научно-методического и организационно-технического сопровождения процедуры проведения мониторинговых исследований;
разработка и конкретизация показателей и критериев оценки качества образования;
формирование, сопровождение и ведение актуальной базы данных по результатами организации процесса оценки качества дошкольного образования;
сбор, обобщение, анализ и интерпретация информации, полученной в результате реализации мониторинговых мероприятий по оценке качества дошкольного образования;
прогнозирование основных направлений развития системы образования на различных уровнях (институциональный, муниципальный и региональный);
организация деятельности по информированию заинтересованных сторон о результатах организации и проведения мониторинговых процедур оценки качества дошкольного образования.
Реализация обозначенных функций осуществляется через следующие направления деятельности:
разработка критериальной базы мониторинговых исследований;
определение направлений деятельности по оценке качества дошкольного образования;
статистические исследования;
мониторинг качества образования;
аналитическая деятельность;
организация самоаудита качества дошкольного образования на институциональном уровне;
повышение уровня профессиональной компетенции в рамках экспертной деятельности по оценке качества дошкольного образования.
IV. Показатели и области качества дошкольного образования
Система показателей качества дошкольного образования включает в себя показатели, связанные с реализацией образовательной деятельности и оказания услуг по присмотру и уходу за воспитанниками детского сада. В части показателей качества, связанных с реализацией образовательной деятельности, система основана на требованиях Стандарта дошкольного образования, примерной ООП и других документах, указанных в разделе VII настоящей концепции.
Области качества, подвергаемые оценке (в соответствии с концепцией МКДО Российской Федерации):
образовательные ориентиры;
образовательная программа;
содержание образовательной деятельности;
образовательный процесс;
образовательные условия;
условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
взаимодействие с родителями (законными представителями);
здоровье, безопасность и повседневный уход;
управление и развитие.
Показатели качества дошкольного образования:
по качеству образовательных программ дошкольного образования;
по качеству образовательных условий в детских садах (кадровые, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
по взаимодействию с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу за детьми.
V. Общие подходы к организации процедуры оценки качества дошкольного образования
На основе концепции МКДО Российской Федерации определены следующие подходы к организации процедуры оценки качества дошкольного образования:
поддержка интересов и потребностей детей, детской инициативы, реализация принципов Стандарта дошкольного образования в образовательной деятельности детского сада;
поддержка вариативности форм и методов дошкольного образования при сохранении единства образовательного пространства для детей дошкольного возраста на уровне региона и Российской Федерации;
изучение удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников детского сада при оценке качества дошкольного образования;
выявление степени соответствия требованиям актуальной нормативно-правовой базы и возможности создания основы для унификации требований различных правовых актов федерального, регионального, муниципального уровней, контрольно-надзорных органов;
повышение объективности оценивания качества дошкольного образования;
учет вклада в качество дошкольного образования в детских садах всех участников отношений в сфере образования;
учет понятности и доступности использования механизмов, процедур и инструментария для каждого участника системы;
учет разнообразия форм и особенностей функционирования детского сада (общеразвивающей направленности - компенсирующей направленности, городских - сельских; крупных - малокомплектных; государственных - частных, с группами полного (круглосуточного) и кратковременного пребывания и т.д.);
использование методологических подходов хорошо зарекомендовавших себя систем измерения качества управления и деятельности детского сада;
учет регулярности мониторинга качества в детском саду;
учет единства показателей качества дошкольного образования, используемых на всех уровнях управления системой образования в Российской Федерации.
РСОКДО предусматривает три уровня оценки качества дошкольного образования: институциональный, муниципальный и региональный. Каждый уровень оценивания предполагает две части: инвариантную (определяется приоритетами государственной политики в сфере дошкольного образования) и вариативную (определяется приоритетами и особенностями организации образовательной деятельности на каждом уровне).
Содержание мониторинговых исследований может структурироваться и варьироваться в зависимости от:
приоритетов региональной политики в сфере дошкольного образования;
выявленных или прогнозируемых проблемных полей;
специфичными потребностями субъектов системы оценки качества образования.
"новыми вызовами" современного общества.
Основаниями для таких изменений могут служить:
изменения в характеристике контингента воспитанников детского сада (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, одаренные дети, дети из семей мигрантов и т.д.);
реализация отдельных образовательных программ различной направленности;
отдельные условия реализации образовательных программ (кадровые, организационные, информационные и т.д.);
новые задачи и подходы к организации системы оценки качества дошкольного образования.
VI. Полномочия и функции участников РСОКДО
6.1. Министерство образования и науки Пермского края:
определяет единые методологические, концептуальные подходы к организации системы оценки качества дошкольного образования;
осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности региональной системы оценки качества дошкольного образования;
определяет систему показателей и критериев, входящих в состав РСОКДО;
создает коллегиальный орган, ответственный за проведение процедуры оценки качества дошкольного образования; координирует его деятельность и осуществляет общее руководство;
определяет перспективы и тенденции с учетом проблем, выявленных ходе мониторинга качества дошкольного образования Пермского края;
осуществляет лицензирование образовательных организаций, расположенных на территории региона и реализующих программы дошкольного образования;
определяет порядок организации и проведения мониторинговых процедур в системе дошкольного образования;
организует деятельность по разработке рекомендаций, регламентирующих проведение процедуры оценки качества дошкольного образования на институциональном и муниципальном уровнях;
организует деятельность по совершенствованию качества дошкольного образования в регионе (управленческие решения, аналитическая деятельность, стратегическое планирование и т.д.);
осуществляет деятельность по размещению информации по организации и результатам оценки качества дошкольного образования в регионе на официальном сайте Министерства, средствах массовой информации, сети Интернет.
6.2. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Пермского края" осуществляет:
научно-методическое и организационно-техническое сопровождение процесса оценки качества дошкольного образования в Пермском крае (участие в работе коллегиального органа, ответственного за проведение процедуры оценки качества дошкольного образования; разработка содержания мониторинговых процедур; осуществляет сбор, обработку результатов проведения процедуры оценки качества дошкольного образования и т.д.);
аналитическую и экспертную деятельность в процессе проведения процедуры оценки качества дошкольного образования в Пермском крае;
повышение профессиональной компетентности специалистов, задействованных в организации проведения мониторинговых исследований;
подготовку материалов о состоянии качества системы дошкольного образования региона на основе проведенных мониторинговых процедур;
подготовку рекомендаций по повышению качества дошкольного образования.
6.3. Исполнительно-распорядительные органы муниципальных районов, муниципальных и городских округов Пермского края, осуществляющие муниципальное управление в сфере образования и (или) методические службы муниципальных районов, муниципальных и городских округов организуют:
создание и функционирование муниципальных систем оценки качества образования (в вариативной части);
проведение мониторинговых исследований качества дошкольного образования в рамках своих компетенций.
Предметом оценки качества дошкольного образования на уровне муниципальных образований выступают:
условия реализации основных образовательных программ в детских садах;
эффективность деятельности административных команд детского сада, по принятию управленческих решений в части повышения качества дошкольного образования;
функционирование официальных сайтов детских садов.
6.4. Образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования обеспечивают:
функционирование и развитие внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации;
оценку созданных в организации условий в соответствии требованиями Стандарта дошкольного образования;
участие в мониторинговых исследованиях качества дошкольного образования и иных оценочных процедурах в рамках оценки и контроля качества образования;
проведение процедуры самообследования и самооценки и трансляцию результатов на официальных сайтах;
информирование родителей (законных представителей) о проведении и результатах процедуры оценки качества дошкольного образования.
В представленной концепции региональной системы оценки качества дошкольного образования отражены общие подходы к организации и проведению процедуры мониторинговых исследований оценки качества дошкольного образования в Пермском крае. При реализации данной концепции особое внимание стоит уделить системе межуровнего взаимодействия (институциональный, муниципальный и региональный), а также возможности использования вариативного подхода в системе оценки на институциональном и муниципальном уровнях.
Особое значение имеет тот факт, что результаты организации и проведения мониторинговых исследований качества образования могут быть и должны быть применены для качественных изменений в системе дошкольного образования региона.
VII. Нормативно-правовое обеспечение РСОКДО
Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.);
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер приказа вместо "N 1155 г." следует читать "N 1155"
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015 г. N 2/15;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642;
постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией";
нормативные правовые акты Пермского края, регламентирующие реализацию мероприятий по оценке и управлению качеством образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 10 июня 2021 г. N 26-01-06-659 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества дошкольного образования в Пермском крае до 2024 года"
Вступает в силу с 10 июня 2021 г.
Текст приказа опубликован не был