Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект предусматривает наделение Банка России полномочиями по регулированию, контролю и надзору в сфере аудиторской деятельности, а также изменения, связанные с совершенствованием системы обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что законопроект разработан в целях создания условий для повышения эффективности функционирования аудиторской отрасли в Российской Федерации.
Поддерживая указанную цель, необходимо отметить, что в законопроекте отсутствуют положения, обеспечивающие предотвращение конфликта интересов при осуществлении Банком России, с одной стороны, банковского регулирования и надзора, регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков, а, с другой стороны, регулирования, контроля и надзора в сфере аудиторской деятельности. В законопроекте должны быть установлены конкретные механизмы предотвращения такого конфликта интересов, а также обеспечения независимости аудиторских организаций, осуществляющих аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности самого Банка России и организаций, участником (акционером) которых он является.
Законопроект не содержит исчерпывающего законодательного регулирования осуществления Банком России передаваемых полномочий. В частности, в законопроекте требуется предусмотреть основные положения порядка осуществления Банком России контроля и надзора за аудиторскими организациями и саморегулируемыми организациями аудиторов, а также принятия соответствующих решений по результатам такого контроля и надзора, создающие гарантии соблюдения прав указанных субъектов.
Кроме того, к законопроекту имеются следующие замечания:
излишне усложнена система критериев отнесения хозяйствующих субъектов к организациям, бухгалтерская (финансовая) отчетность (далее - отчетность) которых подлежит обязательному аудиту;
требуется закрепить возможность завершения аудита отчетности общественно значимых организаций (далее - 030) аудиторской организацией, приступившей к такому аудиту до того, как сведения о ней были исключены Банком России из реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги 030;
требование о прохождении руководителем аудита ОЗО при повышении квалификации проходить обучение по тематике экономической деятельности соответствующих ОЗО целесообразно ограничить аудитом отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций;
необходимо закрепить положения о том, что руководителем аудита ОЗО может быть лишь аудитор, являющийся работником по основному месту работы в оказывающей такой аудит аудиторской организации;
необходимо закрепить положения о том, что квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", приравнены к квалификационным аттестатам аудитора, выданным в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", но такие аттестаты не дают права быть назначенными руководителями аудита отчетности ОЗО.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 12 декабря 2017 г. N 9186п-П13 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 273179-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)", внесенный в Государственную Думу депутатами А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, О.А. Николаевым и другими и членами Совета Федерации Н.А. Журавлевым и В.В. Полетаевым"
Текст письма опубликован не был