В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую обобщенную правоприменительную практику осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области за I квартал 2021 года (далее - Обобщенная правоприменительная практика).
2. Организационному управлению обеспечить опубликование настоящего приказа и Обобщенной правоприменительной практики на официальном сайте Главного управления государственного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области) в разделе "Деятельность. Контрольно-надзорная деятельность. Государственный строительный надзор" в подразделе "Публичные обсуждения правоприменительной практики".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя начальника Главгосстройнадзора Московской области Д.В. Белолипецкого.
Начальник |
А.П. Гарибян |
Утверждено
приказом Главного управления
государственного строительного надзора
Московской области
от 31.05.2021 N 69
Обобщенная
правоприменительная практика осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области за I квартал 2021 года
Общие положения
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики надзорной деятельности, осуществляемой на территории Московской области Главным управлением государственного строительного надзора (далее - Главгосстройнадзор Московской области), являются:
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Главгосстройнадзора Московской области путем их публикации для информирования субъектов надзора;
- снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности субъектов надзора о практике применения обязательных требований;
- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных надзорных функций.
При реализации функций по осуществлению регионального государственного строительного надзора Главгосстройнадзор Московской области руководствуется в своей деятельности:
- Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ);
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ);
- Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184);
- Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384);
- Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294);
- Федеральным законом от 01.11.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (далее - Постановление 54);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Постановление 390);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (далее - Постановление 468);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 985 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Постановление 985);
- постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415 (ред. от 31.10.2019) "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" (далее - Постановление 440);
- постановлением Правительства Московской области от 30.11.2018 N 878/41 "Об утверждении Порядка установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности" (далее - Постановление 878/41);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2020 N 1722 утверждены Правила размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования (далее - Правила);
- приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - приказ N 141);
- приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128 "Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" (далее - Приказ 1128);
- приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1130 "Об утверждении и введении в действие Порядка формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора" (далее - Приказ 1130);
- приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 N 7 "Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" (далее - Приказ 7);
- приказом Ростехнадзора от 12.03.2020 N 107 "Об утверждении форм документов, необходимых для осуществления государственного строительного надзора" (далее - Приказ 107);
- приказом Ростехнадзора от 02.03.2021 N 81 "Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности" (вместе с "Порядком ведения перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору") (далее - приказ N 81);
- постановлением Правительства Московской области от 25.12.2018 N 1006/46 "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области (далее - Постановление 1006/46";
- постановлением Правительства Московской области от 30.11.2018 N 878/41 "Об утверждении Порядка установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности" (далее - Постановление 878/41);
- постановлением Губернатора МО от 12.03.2020 N 108-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" (далее - Постановление 108-ПГ);
- положением о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 11.04.2016 N 270/9 (далее - Положение 270/9);
- распоряжением Главгосстройнадзор Московской области от 05.09.2018 N 56 "Об утверждении перечня должностных лиц Главного управления государственного строительного надзора Московской области, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, Законом Московской области от 04.05.2016 N 37/201603 "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (далее - Распоряжение 56);
- распоряжением Главгосстройнадзора Московской области от 28.01.2020 N 03 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора на территории Московской области" (далее - Распоряжение 03).
Организация проверок в рамках программы проведения проверок
Извещение о начале строительства (реконструкции) и прилагаемые к нему в обязательном порядке документы, установленные ГрК РФ и нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются основанием для разработки должностным лицом Главгосстройнадзора Московской области программы проведения проверок в течение 7 (семи) рабочих дней с даты поступления такого извещения и прилагаемых к нему документов от застройщика, технического заказчика объекта капитального строительства (далее - субъект).
Перед разработкой программы проверок начальником (первым заместителем, заместителем начальника) Главгосстройнадзора Московской области осуществляется выбор должностного лица Отдела надзора за строительством (далее - ОНзС) и издается приказ о назначении должностного лица, ответственного за осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
Проверка проводится на основании распоряжения Главгосстройнадзора Московской области, составленного в соответствии с типовой формой распоряжения, утвержденной приказом N 141.
В распоряжении Главгосстройнадзора Московской области о проведении проверки указываются:
1) наименование Главгосстройнадзора Московской области, а также вид государственного надзора;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций (если они привлекаются);
3) наименование юридического лица в отношении которого проводиться проверка или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, физического лица; места нахождения юридических лиц (при проверке деятельности юридических лиц, вытекающей из деятельности филиалов и т.п., местонахождение их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями, место жительства физического лица;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
6) подлежащие проверке обязательные требования, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов);
7) сроки проведения и перечень мероприятий по надзору, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
8) наименование Регламента исполнения государственной функции;
9) перечень документов, представление которых субъектом проверки необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
10) даты начала и окончания проведения проверки;
11) дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта капитального строительства, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия (при составлении акта проверки).
Копии распоряжения Главгосстройнадзора Московской области о проведении проверки вручаются под подпись должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю субъекта надзора с предъявлением служебных удостоверений. По требованию субъекта проверки должностные лица Главгосстройнадзора Московской области обязаны представить информацию о Главгосстройнадзоре Московской области, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения ими своих полномочий (если они привлекаются).
По обращению руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя субъекта проверки, должностные лица Главгосстройнадзора Московской области обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с Регламентом и порядком проведения надзорных мероприятий. Основанием для начала проведения проверки в рамках программы проверок является:
а) утвержденная программа проведения проверок;
б) издание распоряжения Главгосстройнадзора Московской области о проведении проверки.
Программа проведения проверок разрабатывается ответственным должностным лицом Главгосстройнадзора Московской области и утверждается начальником ОНзС с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями проектной документации и применением риск ориентированного подхода.
Оригинал программы проведения проверок остается в деле поднадзорного объекта. Сканированная копия программы проведения проверок направляется застройщику или техническому заказчику в течение 7 (семи) рабочих дней в электронной форме через РПГУ в личный кабинет.
В программе проведения проверок на основании данных, указанных в извещении о начале строительства, реконструкции, указываются следующие сведения:
1) сведения о субъекте надзора;
2) сведения об объекте надзора;
3) наименование работ, подлежащих проверке, определяемых в соответствии с проектом организации строительства объекта капитального строительства;
4) предмет каждой проверки;
5) примерные даты проведения каждой проверки, определяемые на основании данных проекта организации строительства и календарными сроками, указанными застройщиком или техническим заказчиком в извещении о начале строительства, реконструкции;
6) ориентировочные затраты времени должностных лиц Главгосстройнадзора Московской области на проведение каждой проверки;
7) документы, подлежащие представлению при проведении проверок, предусмотренных программой проведения проверок;
8) должностные лица или работники застройщика, технического заказчика либо лица, осуществляющего строительство, присутствие которых при проведении проверок, предусмотренных программой проведения проверок, является обязательным.
Программа проверок предусматривает:
1) 10 (десять) проверок по программе проверок на многоквартирные жилые дома;
2) 7 (семь) проверок по программе проверок на следующие объекты капитального строительства:
а) на объекты инженерной инфраструктуры (котельные, очистные сооружения, газораспределительные подстанции, трансформаторные подстанции, водозаборные узлы);
б) на административные, торгово-административные здания, объекты аграрно-промышленного комплекса, заводы, цеха, линии по производству;
в) на объекты социальной инфраструктуры (образовательные учреждения, объекты здравоохранения, культуры, искусства, науки, спортивные сооружения, культовые здания);
3) 5 (пять) проверок по программе проверок на линейные объекты.
Субъекты проверок уведомляются Главгосстройнадзором Московской области о проведении проверки по программе проверок не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения Главгосстройнадзора Московской области о проведении проверки по программе проверок заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, являющихся субъектами надзора, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, являющимися субъектами надзора, в Главгосстрой надзор Московской области, или путем личного вручения под роспись.
Уведомление о проведении проверки направляется по месту нахождения (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) или по месту жительства / пребывания (для физических лиц) субъекта надзора. В случае проверки деятельности юридического лица, вытекающей из деятельности филиала / представительства, уведомляется также руководитель филиала, представительства по месту нахождения филиала / представительства.
В случае, если между Главгосстройнадзором Московской области и субъектом надзора заключено соглашение об информационном взаимодействии, уведомление о проведении проверки направляется субъекту надзора в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через РПГУ либо на электронную почту, определенную соглашением об информационном взаимодействии.
Субъекты надзора считаются также уведомленными надлежащим образом, если:
1) адресат отказался от получения телеграммы - уведомления и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи;
2) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением телеграммы-уведомления, направленной должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области в установленном порядке;
3) телеграмма-уведомление не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила Главгосстройнадзор Московской области;
4) телеграмма-уведомление вручена уполномоченному лицу филиала или представительства юридического лица (в случае направления телеграммы по адресу филиала или представительства);
5) телеграмма-уведомление вручена представителю субъекта надзора;
6) телеграмма-уведомление вручена лично индивидуальному предпринимателю, его законному представителю или совершеннолетнему лицу, проживающему совместно с ним, под расписку на подлежащем возврату в Главгосстройнадзор Московской области уведомлении о вручении либо ином документе с указанием даты вручения (в случае направления телеграммы по месту регистрации индивидуального предпринимателя);
7) уведомление о проведении проверки и (или) составлении протокола об административном правонарушении направлено субъекту надзора в рамках соглашения об информационном взаимодействии через РПГУ либо на электронную почту, определенную соглашением об информационном взаимодействии.
При получении от застройщика или технического заказчика извещения об изменении сроков окончания работ или этапов работ ответственным должностным лицом Главгосстройнадзора Московской области в течение 7 (семи) рабочих дней с даты регистрации такого извещения вносятся изменения в программу проведения проверок с указанием оснований для внесения изменений.
Измененная программа проведения проверок направляется застройщику или техническому заказчику в электронной форме через РПГУ в личный кабинет застройщика или технического заказчика в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подачи извещения об изменении сроков окончания работ или этапов работ.
При проведении проверки членов СРО ответственное должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты проведения проверки обязано направить в СРО уведомление о проведении проверки по форме любым доступным способом связи (нарочно, телеграммой, заказным письмом, по электронной почте и т.д.) в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении проверки.
В случае выявления нарушений членами СРО обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, ответственное должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области обязано в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня окончания проведения проверки направить в СРО любым доступным способом связи (нарочно, телеграммой, заказным письмом, по электронной почте и т.д.) уведомление о выявленных нарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, наличия разрешения на строительство, проверка членства участников строительства в саморегулируемых организациях, соблюдения лицом, осуществляющим строительство технических регламентов, техники безопасности.
В соответствии с п. 10 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ требованиям проектной документации подлежит соблюдение требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
В соответствии с п. 13 Положения для определения соответствия выполняемых работ требованиям проектной документации проверяется соблюдение порядка проведения строительного контроля, установленного Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Осуществляется проверка устранения выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений проектной документации, соблюдения запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении нарушений, соблюдения иных требований, установленных проектной документацией. В целях проведения выборочных обследований строительных конструкций, выполненных работ и применяемых строительных материалов к участию в проверках привлекается подведомственное учреждение ГБУ МО "МОСОБЛСТРОИЦНИЛ", деятельностью которого является проведение обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов в рамках государственного строительного надзора, оценка соответствия показателей энергетической эффективности объектов капитального строительства проектным требованиям в рамках государственного строительного надзора
Согласно п. 14 Положения при выявлении нарушений составляется акт, являющийся основанием для выдачи техническому заказчику, застройщику или лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто несет ответственность за допущенные нарушения), предписания об устранении таких нарушений.
В соответствии с КоАП РФ в отношении виновных лиц возбуждаются дела об административных правонарушениях.
Организация внеплановых проверок
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) истечение срока исполнения субъектами надзора ранее выданного предписания;
2) мотивированное представление должностного лица Главгосстройнадзора Московской области по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, по итогам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Главгосстройнадзор Московской области обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) распоряжение начальника (либо первого заместителя, заместителя начальника) Главгосстройнадзора Московской области, изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
О проведении внеплановой проверки издается распоряжение начальника (либо первого заместителя, заместителя начальника) Главгосстройнадзора Московской области о проведении внеплановой проверки в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом N 141.
Внеплановая выездная проверка субъектов проверки проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких субъектов проверки в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 294.
В день подписания распоряжения начальника (либо первого заместителя, заместителя начальника) Главгосстройнадзора Московской области о проведении внеплановой выездной проверки должностное лицо ОНзС в целях согласования ее проведения с прокуратурой представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности субъекта проверки заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К данному заявлению прилагаются копия распоряжения Главгосстройнадзора Московской области о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения.
Перед началом проверки, но не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до ее проведения должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области уведомляет субъект надзора о проведении проверки посредством направления копии распоряжения начальника (либо его первого заместителя, заместителя) Главгосстройнадзора о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В случаях, установленных Федеральным законом N 294, о проведении внеплановой проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляется должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области не менее чем за 24 (двадцать четыре) часа до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения начальника (либо первого заместителя, заместителя начальника) Главгосстройнадзора Московской области о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты субъекта проверки, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, являющимися субъектами надзора, в Главгосстройнадзор Московской области, или иным доступным способом.
В случае, если между Главгосстройнадзором Московской области и субъектом надзора заключено соглашение об информационном взаимодействии, уведомление о проведении проверки направляется субъекту надзора в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через РПГУ либо на электронную почту, определенную соглашением об информационном взаимодействии.
В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения субъектами проверки предписания, предметом такой проверки является исполнение выданного органом государственного надзора предписания.
Внеплановые документарные проверки проводятся на основании поступившего извещения об устранении нарушений, в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, проверки по программе проверок и по извещению об окончании строительства в целях оценки соответствия объекта капитального строительства требованиям проектной документации, а также с согласованием с органом прокуратуры проверки, основаниями для проведения которых являются, причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Данные о внеплановых проверках размещаются в ФГИС "Единый реестр проверок" в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415.
I. Правоприменительная практика в цифрах
За I квартал 2021 года должностными лицами Управления надзора за строительством проведено:
1587 проверок объектов капитального строительства;
По результатам контрольно надзорных мероприятий (КНМ) выявлено 3257 нарушений. По фактам выявленных нарушений оформлено 291 предписание об устранении нарушений, составлено 426 протоколов об административных правонарушениях.
Проведено 2413 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами на основании ст. 8.3 Федерального закона N 294, в целях пресечения нарушений обязательных требований, а также заблаговременного получения сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований.
Количество нарушений, связанных с некачественным осуществлением функций технического заказчика (в частности строительный контроль) составило 301.
В отношении объектов, на которые выдача разрешения на строительство не требуется в результате проверки на предмет соблюдения требований правил землепользования и застройки, документации по планировке территории в соответствии с ч. 6.2 ст. 54 ГрК РФ в органы местного самоуправления направляются уведомления о выявлении самовольной постройки без составления протокола по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. За отчетный период общее количество направленных уведомлений в отношении проверенных в соответствии с ч. 1.1 ст. 54 ГрК РФ объектов капитального строительства составило 181, из них нарушение правил землепользования и застройки 44.
II. Профилактика, новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников строительной отрасли
В настоящее время организации, осуществляющие деятельность в области выполнения строительных (ремонтных) работ, работ по благоустройству, в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, осуществляют такую деятельность с обязательным соблюдением требований постановления Губернатора Московской области от 12.03.2020 N 108-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" (далее - Постановление N 108-ПГ) и методических рекомендаций "МР 3.1/2.2.0172/2-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников строительной отрасли. Методические рекомендации", утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18.04.2020 (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации обеспечивают создание безопасных условий труда при проведении строительных работ при соблюдении ряда профилактических мер, таких как: доступ на строительную площадку (в том числе пропускной режим и контроль температуры прибывающих работников, исключение доступа посторонних лиц и разобщение бригад по графику), контроль состояния здоровья работников (в том числе организация медицинского пункта, осмотр работников на предмет наличия признаков ОРВИ, ведение соответствующих журналов), обеспечение личной гигиены работников и дезинфекции помещений (в том числе регулярная дезинфекция инструмента и контактных поверхностей, организация места для мытья и дезинфекции рук, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, мероприятия по сбору использованных СИЗ), организация рабочего процесса (в том числе разработка графиков поставки строительных материалов, графика производства работ, схем передвижения работников с целью минимизации контакта между бригадами и работниками внутри бригад), разобщение работников при организации питания, использовании мест общего пользования.
Для организаций, использующих труд иностранных граждан, предусмотрены специальные правила. При привлечении к работе иностранных граждан необходимо организовать:
- единовременное размещение прибывших работников в комнатах, предназначенных для наблюдения за их здоровьем, функционирующих по типу обсерваторов и с соблюдением социальной дистанции. Работодатель должен обеспечить их пребывание в данном жилом помещении до направления непосредственно к месту осуществления трудовой деятельности;
- тестирование иностранных работников на COVID-19 методом ПЦР на рибонуклеиновую кислоту (SARS-CoV-2), методами иммуноферментного или иммунохроматографического анализа (на наличие иммуноглобулина G (далее - IgG) и иммуноглобулина М (далее - IgM)).
По результатам лабораторного исследования:
- работники с положительным результатом исследования методом ПЦР и (или) при наличии IgM подлежат госпитализации в медицинскую организацию, а контактировавшие с больным лица - изоляции и медицинскому наблюдению;
- работники с отрицательным результатом исследования методом ПЦР и наличием IgG направляются к месту осуществления трудовой деятельности без ограничений;
- работники с отрицательным результатом исследования методом ПЦР и отсутствием IgG подлежат обсервации в течение 14 календарных дней с момента их размещения. Для лиц последней категории должно проводиться повторное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР не ранее чем на 8-й календарный день с момента размещения работника в обсерваторе.
При получении отрицательного результата повторного теста работники направляются к месту осуществления трудовой деятельности по истечении 14 календарных дней с момента размещения работника в обсерваторе. При наличии положительного результата исследований и (или) появлении симптомов, не исключающих COVID-19, в отношении работника и лиц, контактировавших с ним, должны проводиться мероприятия, предусмотренные СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15).
В соответствии с ч. 6.4 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и постановлением Губернатора Московской области от 07.10.2020 N 434-ПГ "Об утверждении Перечня центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и их должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Главгосстройнадзор Московской области уполномочен на возбуждение дел об административных правонарушениях за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Дела по данной статье КоАП РФ рассматриваются судьями районных судов по месту совершения таких правонарушений.
По результатам проведенных проверок Главгосстройнадзором Московской области по состоянию на 31.03.2021 г. выявлены нарушения Постановления N 108-ПГ и Методических рекомендаций и возбуждены 27 дел об административных правонарушениях по ст. 20.6.1 КоАП РФ. Строительные работы на одной из строительных площадок в связи с нарушениями Методических рекомендаций приостановлены судом на 20 суток.
III. Условия (процедуры) передачи рабочей и проектной документации в производство работ
СП 48.13330.2019, регулирующий передачу проектной и рабочей документации в производство работ, включен в Перечень документов в области стандартизации, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.04.2020 N 687, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", то есть СП 48.13330.2019 не является обязательным.
В силу пункта 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) неприменение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов, однако в Федеральном законе N 184-ФЗ реализуется принцип "презумпции соответствия", подразумевающий, что применение на добровольной основе национальных стандартов и (или) сводов правил, включенных в соответствующий перечень, обеспечивается соблюдение требований технического регламента.
Национальные стандарты и (или) своды правил в этом случае выступают в качестве доказательной базы выполнения требований соответствующего технического регламента.
Другими словами, если субъект надзора следует требованиям сводов правил и стандартов из перечня добровольного применения, бремя доказательства несоответствия возлагается на органы государственного строительного надзора. Если же поднадзорный субъект использует иные документы в качестве доказательной базы соответствия требованиям технического регламента, бремя доказательства соответствия возлагается на него.
IV. Рабочие чертежи как основа исполнительных геодезических схем
Согласно "Требованиям к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения", утвержденным приказом N 1128 Ростехнадзора (РД 11-02-2006), исполнительные геодезические схемы входят в состав исполнительной документации, однако форма исполнительной схемы в составе РД 11-02-2006 не приводится. Форма и порядок заполнения исполнительной схемы представлены в ГОСТ Р 51872-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения", который включен в перечень документов в области стандартизации, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.04.2020 N 687, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Таким образом, выполняя требования данного ГОСТа, участники строительства в праве следовать в частности пункту 5.5, согласно которому "в качестве основы для геодезических исполнительных схем допускается использовать рабочие чертежи, входящие в состав проектной документации".
Также в данном вопросе необходимо учитывать условия договоров, в том числе условия (процедуры) передачи рабочей и проектной документации в производство работ.
V. Нормативно-правовая база "регуляторная гильотина" 2021 г.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, данным в рамках его послания Федеральному Собранию от 20.02.2019, Правительство Российской Федерации обеспечило отмену с 1 января 2021 года части нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанных с учетом риск - ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.
До вступления в силу Положений об осуществлении регионального государственного строительного надзора и общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора для субъектов Российской Федерации с 1 июля 2021 региональный государственный строительного надзора в Московской области работает в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Проект "закона-спутника" реформы контроля и надзора прошел второе чтении в государственной думе Российской Федерации. Этим документом корректируется более 100 законов в целях единообразия проведения государственного контроля и надзора. Предмет контроля, его организация и осуществление будут основаны на требованиях 248-ФЗ, а также требованиях к организации и осуществлению регионального контроля (надзора), установленных Правительством РФ.
В отношении строительного контроля (надзора) в ГрК РФ для каждого уровня контроля законопроектом устанавливаются уполномоченные органы и предмет контроля.
Новые принципы профилактики установлены Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - 248-ФЗ) который вступает в действие с 01.07.2021 года:
- проведение профилактических мероприятий приоритетно по отношению к контрольно-надзорным. К профилактическим мероприятиям относятся, например, меры стимулирования добросовестности, самообследование, профилактический визит (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 45 248-ФЗ);
- предусмотрено несколько видов контрольно-надзорных мероприятий, например инспекционный визит (ч. 2 ст. 56 248-ФЗ);
- запрещено устанавливать ключевые показатели вида контроля, основанные на количестве проведенных профилактических и контрольных мероприятий, выявленных нарушений, привлеченных к ответственности контролируемых лиц, количестве и размере наложенных штрафов (ч. 7 ст. 30 248-ФЗ);
- срок проведения документарной и выездной проверок не может превышать 10 рабочих дней (ч. 7 ст. 72, ч. 7 ст. 73 248-ФЗ);
- контролируемое лицо информируют о действиях и решениях контрольного органа посредством размещения сведений в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (ч. 4 ст. 21 248-ФЗ);
- документы, оформляемые контрольно-надзорным органом в рамках контрольных мероприятий, а также привлекаемыми специалистами, экспертами, составляют в электронной форме. До 31 декабря 2023 г. контролируемые лица могут быть проинформированы о действиях и решениях контрольного органа, получать документы и сведения, в том числе на бумаге, если в электронной форме это сделать невозможно (ч. 1 ст. 21, ч. 9 ст. 98 248-ФЗ).
В 2021 году мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проводятся в соответствии с программами профилактики нарушений соответствующих требований на 2021 год. С 1 июля по 31 декабря 2021 года контрольные (надзорные) органы проводят профилактические мероприятия, предусмотренные 248-ФЗ, без утверждения программы профилактики причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и будем руководствоваться напрямую положениями 248-ФЗ на переходный период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 31 мая 2021 г. N 69 "Об утверждении обобщенной правоприменительной практики осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области за I квартал 2021 года"
Текст приказа опубликован на сайте Главного управления государственного строительного надзора Московской области (http://gusn.mosreg.ru) 3 июня 2021 г.