г. Волгоград 21 сентября 2020 года
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего Ждановой С.В.,
при секретаре Булдаковой С.В.,
с участием прокурора Волгоградской областной
прокуратуры Скуратовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Газпром газораспределение Волгоград" о признании недействующим в части решения Волжской городской Думы Волгоградской области от 20 февраля 2017 года N 305-ВГД "О принятии Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа - город Волжский Волгоградской области на период 2016 - 2027 годов", установил:
решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 20 февраля 2017 года N 305-ВГД (далее - решение N 305-ВГД) принята Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа - город Волжский Волгоградской области на период 2016 - 2027 годов (далее также - Программа).
В пункте 2.5.1 содержится краткий анализ существующего состояния системы газоснабжения.
В абзаце четвёртом подпункта 2.5.1.2 "Характеристика источников газоснабжение" указано, что природный газ подаётся в город по газопроводам от ГРС-7 г. Волгограда, ГРС N 1, расположенной в районе завода Органического синтеза и ГРС N 2, расположенной в районе ТЭЦ-2.
Поименованное выше решение N 305-ВГД опубликовано в установленном порядке в газете "Волжский муниципальный вестник", N 8, 28 февраля 2017 года.
ООО "Газпром газораспределение Волгоград" (далее - Общество) обратилось в Волгоградский областной суд с требованием о признании недействующим с момента принятия абзаца четвёртого подпункта 2.5.1.2 пункта 2.5.1 решения N 305-ВГД, как не соответствующего статье 17 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении).
В обоснование требований истец указал, что природный газ подаётся в г. Волжский по газопроводам от ГРС N 1. Иные источники газоснабжения - ГРС N 2 и ГРС-7, указанные в программе, фактически не участвуют в газоснабжении потребителей г. Волжского. Генеральная схема газоснабжения и газификации Волгоградской области не содержит в себе сведений о том, что газ подаётся в г. Волжский от ГРС-7 и ГРС N 2. Таким образом, сведения из Программы о наличии нескольких источников газоснабжения для потребителей г. Волжского противоречат Генеральной схеме газоснабжения и газификации Волгоградской области и нарушают права истца, который необоснованно несёт расходы на содержание газопроводов, проложенных от ГРС-7 и ГРС N 2.
В ходе судебного заседания представитель административного истца Сидельников Н.Е. заявленные требования поддержал в полном объёме по указанным в заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика - Волжской городской Думы Волгоградской области Орлова О.Н. возражала по доводам административного иска, указывая, что нормативный акт принят в соответствии с полномочиями и с соблюдением установленной процедуры.
Административный ответчик Глава городского округа - город Волжский Волгоградской области, а также представители заинтересованных лиц: комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, ООО "Газпром трансгаз Волгоград", извещённые надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились.
Представители ООО "Газпром трансгаз Волгоград" и комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый части 1 статьи 2).
Из положений пункта 4 части 1 статьи 16 названного закона следует, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 17 Закона о газоснабжении развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном порядке межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Порядок разработки, утверждения и реализации указанных программ и схем устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2016 года N 903, определено, что региональные программы газификации включают мероприятия, направленные на повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций субъектов Российской Федерации. Межрегиональные программы газификации направлены на решение аналогичных вопросов в нескольких субъектах Российской Федерации.
Во исполнение постановления Правительства Волгоградской области от 27 августа 2013 года N 423-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Волгоградской области", в целях дальнейшего развития инфраструктуры для обеспечения природным газом потребителей и повышения качества жизни населения Волгоградской области, постановлением Правительства Волгоградской области от 10 февраля 2014 года N 64-п утверждена государственная программа Волгоградской области "Газификация Волгоградской области" на 2014 - 2017 годы" (утратило силу 1 января 2016 года).
В целях развития коммунальной инфраструктуры городского округа - город Волжский Волгоградской области постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 22 января 2010 года N 5/19 утверждена "Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области, включающая разделы электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения и очистки ливневых стоков, на период 2009 - 2014 годов" от 26 января 2010 года N 13-ВГД.
Разделом 2.3.7.3 поименованной выше Программы N 13-ВГД установлено, что газоснабжение г. Волжского осуществляется от магистральных газопроводов Средняя Азия - Центр, Оренбург - Новопсков с подключением в районе р.п.Быково и от природных месторождений газа Волгоградской области.
Природный газ подаётся в город по газопроводам от ГРС-7 г. Волгограда, ГРС N 1, расположенной в районе завода органического синтеза, и ГРС N 2, расположенной в районе ТЭЦ-2.
Решением Волжской городской Думы Волгоградской области N 305-ВГД утверждена Программа, в соответствии с которой природный газ подаётся в город по газопроводам от ГРС-7 г. Волгограда, ГРС N 1, расположенной в районе завода органического синтеза, и ГРС N 2, расположенной в районе ТЭЦ-2 (пункт 2.5.1.2 Программы).
Из подпункта 2.5.1.1. пункта 2.5.1 раздела 2.5 решения N 305-ВГД следует, что газификация Волгоградской области осуществляется с 2006 года на основании Генеральной схемы газоснабжения и газификации Волгоградской области. Генеральная схема актуализирована в 2011 году (т.2 л.д.151).
Как следует из Генеральной схемы газоснабжения и газификации Волгоградской области в ней поименованы газораспределительные станции ГРС-7 г. Волгограда, ГРС N 1, ГРС N 2 г. Волжского, которые технологически связаны между собой межпоселковым (распределительным) газопроводом, который на схеме отражён красной линией (т.1 л.д.200-203).
Таким образом, доводы истца о том, что сведения из Программы, принятой решением N 305-ВГД, о наличии нескольких источников газоснабжения для потребителей г. Волжского, в частности: ГРС-7 г. Волгограда и ГРС N 2, расположенной в районе ТЭЦ-2, противоречат Генеральной схеме газоснабжения и газификации Волгоградской области, опровергаются указанными выше доказательствами.
Кроме того, судом установлено и материалами дела подтверждается, что газоснабжение потребителей г. Волжского осуществляется от всех поименованных источников газоснабжения по газораспределительным сетям, находящимся на законных основаниях у ООО "Газпром газораспределение Волгоград".
ООО "Газпром трансгаз Волгоград" является организацией, осуществляющей транспортировку газа от магистральных газопроводов до газораспределительных станций (ГРС), с эксплуатацией данных объектов.
Согласно пункту 3.5 Стандарта организации (СТО) Газпром 2-2.3-1122-2017 газораспределительная станция (ГРС) это технологический комплекс, присоединённый к линейной части магистрального газопровода, предназначенный для изменения параметров природного газа перед подачей в сети газораспределения, включая очистку, редуцирование, мероприятия по предотвращению гидратообразования (подогрев), одоризацию, а также измерения расхода газа.
Пунктом 5.1 приведённого выше СТО предусмотрено, что ГРС предназначены для подачи природного газа в сети газораспределения с заданным давлением, температурой и объёмом, необходимой степенью очистки, измерением расхода газа и, при необходимости, одоризации и контроля качества газа.
Из приложенных к материалам дела ООО "Газпром трансгаз Волгоград" доказательств следует, что в мае 2019 года общество производило остановку одновременно ГРС N 1 и ГРС N 2 для проведения работ на магистральном газопроводе отвода "Быково-Волжский" и в период указанной остановки газ потребителям г. Волжский транспортировался только от ГРС-7 линия Волжский, что подтверждает закольцованность системы газоснабжения от нескольких источников газоснабжения.
Факт наличия нескольких источников для газоснабжения потребителей г. Волжского подтверждается сезонными отключениями ГРС, при которых не прекращается подача газа потребителям, а именно, в случае отключения ГРС N 1 поставка и транспортировка газа потребителям осуществляется от ГРС N 2 г. Волжский и ГРС-7 г. Волгограда, в случае отключения ГРС N 2, поставка и транспортировка газа потребителям осуществляется от ГРС N 1 г. Волжский и ГРС-7 г. Волгограда. Факт выполнения ремонтных работ с отключением подачи газа подтверждается данными оперативных журналов ГРС, план работ на ГРС N 1 (т.1 л.д.103-157).
По мнению суда, является несостоятельной ссылка истца в обоснование своих доводов об отсутствии в Генеральной схеме газоснабжения и газификации Волгоградской области сведений о наличии нескольких источников газоснабжения для потребителей г. Волжского на приложенный к иску лист схемы газоснабжения (т.1 л.д.14), поскольку указанный лист схемы отображает только информацию о гидравлическом расчёте газопроводов, подключенных к ГРС N 1 г. Волжский.
При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемая норма не противоречит Федеральному закону о газоснабжении, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права и законные истца не нарушает, в связи чем исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении требований ООО "Газпром газораспределение Волгоград" о признании недействующим в части решения Волжской городской Думы Волгоградской области от 20 февраля 2017 года N 305-ВГД "О принятии Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа - город Волжский Волгоградской области на период 2016 - 2027 годов" отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/ Жданова С.В.
решение в окончательной форме
принято 22 сентября 2020 года
Судья /подпись/ Жданова С.В.
Копия верна:
Судья Волгоградского областного суда |
Жданова С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 21 сентября 2020 г. N 3а-372/2020 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим решения Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 20.02.2017 N 305-ВГД "О принятии Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа - город Волжский Волгоградской области на период 2016 - 2027 годов"
Текст решения опубликован на официальном сайте Волгоградского областного суда (https://oblsud.vol.sudrf.ru)