Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 5 февраля 2021 г. N 3а-259/2021
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 июня 2021 г. N 66а-1775/2021 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Карпова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" к Государственному комитету Республики Татарстан но тарифам о признании недействующими постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 9 декабря 2019 года N 5-96/тэ "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "ПЭСТ", на 2020-2022 годы", постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 517-95/тэ-2020 "О корректировке на 2021 год долгосрочных тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "ПЭСТ", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 9 декабря 2019 года N 5-96/тэ" в редакции постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 29 декабря 2020 года N 590-106/тэ-2020, установил:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также Госкомитет, тарифный орган) от 9 декабря 2019 года N 5-96/тэ "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "ПЭСТ", на 2020-2022 годы" установлены долгосрочные тарифы на передачу тепловой энергии для потребителей указанной организации с календарной разбивкой согласно приложению к этому постановлению.
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 19 декабря 2019 года за N 6192, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 декабря 2019 года.
В приложении к указанному постановлению в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан приведены показатели одноставочного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "ПЭСТ", для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения:
в период с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 132,77 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года - в размере 447,10 рубля за Гкал;
в период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 285,00 рублей за Гкал, в период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - в размере 292,06 рубля за Гкал;
в период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 гада в размере 292,06 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - в размере 300,38 рубля за Гкал (вид теплоносителя - вода) (Приложение 1).
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 517-95/тэ-2020 в Приложение 1 к вышеприведенному постановлению от 9 декабря 2019 года N 5-96/тэ внесены изменения, оно изложено в новой редакции, а именно определен показатель одноставочного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "ПЭСТ", для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения:
в период с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 132,77 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года - в размере 447,10 рубля за Гкал;
в период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 417,56 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - в размере 425,72 рубля за Гкал;
в период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 301,41 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - в размере 303,20 рубля за Гкал (вид теплоносителя - вода).
Указанное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 20 декабря 2020 года за N 7429, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 декабря 2020 года.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 29 декабря 2020 года N 590-106/тэ-2020, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 1 февраля 2021 года за N 7534, опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 1 февраля 2021 года, в целях устранения технической ошибки в Приложение 1 к постановлению от 9 декабря 2019 года N 5-96/тэ (в редакции постановления от 17 декабря 2020 года N 517-95/тэ-2020) внесены изменения, оно изложено в новой редакции, установлен показатель одноставочного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "ПЭСТ", для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения:
в период с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 132,77 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года - в размере 447,10 рубля за Гкал;
в период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 41 7,56 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - в размере 425,93 рубля за Гкал;
в период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 301,41 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - в размере 303,32 рубля за Гкал (вид теплоносителя - вода).
ООО "ПЭСТ" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующими постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 9 декабря 2019 года N 5-96/тэ, постановления от 17 декабря 2020 года N 517-95/тэ-2020 в редакции постановления от 29 декабря 2020 года N 590-106/тэ-2020.
По мнению административного истца, оспариваемые постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам противоречат Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основам ценообразования и Правилам регулирования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 1075 от 22 октября 2012 года "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э.
Кроме того, административный истец полагает, что данные тарифы не является экономически обоснованными, поскольку Госкомитет при определении их размера неверно установил расходы на ремонт, техническое обслуживание и эксплуатацию тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения (далее - сетей ГВС), расходов на оплату труда и социальные нужды, на компенсацию затрат (потерь) ресурсов на технологические цели, размер амортизационных отчислений на основные производственные фонды. Также государственным органом неправомерно снижен размер расчетной предпринимательской прибыли, а также необходимой валовой выручки.
В судебном заседании представители ООО "ПЭСТ" Халикова С.М., Сагунов М.Ф. административный иск поддержали.
Представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Царева Н.В., Суркова И.Ю. административный иск не признали.
Министерство юстиции Республики Татарстан, ООО "Осиновская теплоснабжающая компания" надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, оценив нормативные правовые акты на их соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), которыми определены основные принципы и методы определения цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ, а также порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
На основании пункта 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ государственному регулированию в сфере теплоснабжения подлежат тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения отнесено установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Полномочия по установлению тарифов в сфере теплоснабжения органом исполнительной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - предоставлены Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам как органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.2.1 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 468 от 15 июня 2010 года.
Таким образом, оспариваемые постановления приняты Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данных нормативных правовых актов, введения их в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам ООО "ПЭСТ" об экономической необоснованности установленных тарифов в связи с неверным учетом Госкомитетом при определении их размера расходов на оплату труда и социальные нужды, расходов на ремонт, общепроизводственных (цеховых) расходов, общехозяйственных расходов, на амортизационные отчисления на основные производственные фонды, а также неправомерным снижением размера расчетной предпринимательской прибыли и необходимой валовой выручки, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ установлено, что срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не предусмотрено федеральными законами и решениями Правительства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "ПЭСТ", владея тепловыми сетями и являясь организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям, 30 апреля 2019 года обратилось в орган регулирования - Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам с заявлением об открытии дела по установлению долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения на 2020-2022 годы, приложив пакет обосновывающих материалов. ООО "ПЭСТ" просило установить тарифы с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
По заявлению ООО "ПЭСТ" открыто дело об установлении тарифов в сфере теплоснабжения. В отношении административного истца применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
По результатам рассмотрения на заседании Правления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам 9 декабря 2019 года заявления ООО "ПЭСТ" об установлении долгосрочных тарифов на услуги по передаче тепловой энергии административным ответчиком принято оспариваемое постановление от 9 декабря 2019 года N 5-96/тэ.
Госкомитет указывает, что необходимая валовая выручка (НВВ) на 2020 год была установлена ООО "ПЭСТ" в размере 8609,49 тысяч рублей, в том числе расходы на содержание сетей теплоснабжение в размере 4363,96 тысяч рублей (указанное следует и из экспертного заключения).
При этом при расчете тарифа на 2020 год операционные расходы, который относится к долгосрочным параметрам регулирования, были приняты на уровне 2019 года с учетом индексации в размере 4,2 процента в сумме 3603,08 тысяч рублей.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 15 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года, признано недействующим со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 26 апреля 2019 года N 5-1/тэ "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" в первоначальной редакции, а также в редакции постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 30 сентября 2019 года N 5-6/тэ.
При принятии указанного решения суд пришел к выводу о том, что установленный органом регулирования тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "ПЭСТ" на 2019 год, является экономически необоснованным в связи с неверным учетом Госкомитетом при определении его размера расходов на ремонт, техническое обслуживание и эксплуатацию тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения, расходов на оплату труда и социальные нужды, на компенсацию затрат (потерь) ресурсов на технологические цели, на амортизационные отчисления на основные производственные фонды, и как следствие неправомерным снижением размера расчетной предпринимательской прибыли и НВВ.
Вместе с этим орган регулирования при установлении долгосрочного тарифа на 2020-2022 годы включил в НВВ расходы административного истца на компенсацию затрат (потерь) ресурсов на технологические цели, однако размер расходов на ремонт, техническое обслуживание и эксплуатацию тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения, расходов на оплату труда и социальные нужды, на амортизационные отчисления на основные производственные фонды, а также расчетная предпринимательская прибыль были определены исходя из базового уровня тарифа на 2019 год, признанного решением суда неправильным.
Основами ценообразования в сфере теплоснабжения установлено, что значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются долгосрочные тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются (пункт 51).
Орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования (пункт 52).
В соответствии с пунктами 33, 37 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э, (далее - Методические указания) при расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе долгосрочных параметров регулирования, устанавливаемых перед началом долгосрочного периода регулирования и не подлежащих изменению в течение этого периода, к числу таких параметров относится базовый уровень операционных расходов, при расчете которого учитываются, в том числе расходы на ремонт основных средств, расходы на оплату труда, расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями.
Суд находит несостоятельными доводы Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам со ссылкой на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" о возможности учета разницы между признанным судом экономически необоснованным размером базового уровня операционных расходов регулируемой организации, установленного тарифным органом, и действительным размером таких расходов в качестве выпадающих расходов в последующие периоды регулирования. Указанное утверждение прямо противоречит приведенным выше правовым нормам в сфере тарифного регулирования.
Вопреки доводам административного ответчика, разъяснения, содержащиеся в пунктах 7, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 63, о том, что компенсация имущественных потерь поставщика от установления регулируемой цены ниже экономически обоснованной осуществляется путем их учета в следующих периодах регулирования, не означают возможность не применения судом положений пунктов 51, 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пунктов 33, 37 Методических указаний. Более того, административный истец к числу поставщиков тепловой энергии не отнесен, а ООО "Осиновская теплоснабжающая компания", с которым у ООО "ПЭСТ" закончен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, потребителем указанного ресурса не является.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления Госкомитета от 9 декабря 2019 года N 5-96/тэ, от 17 декабря 2020 года N 517-95/тэ-2020 в редакции постановления от 29 декабря 2020 года N 590-06/тэ-2020 не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2020-2022 годы), признание отдельных их положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому суд полагает необходимым признать его недействующими со дня принятия.
Принимая во внимание, что в связи с признанием постановлений Госкомитета от 9 декабря 2019 года N 5-96/тэ, от 17 декабря 2020 года N 517-95/тэ-2020 в редакции постановления от 29 декабря 2020 года N 590-06/тэ-2020 недействующими наступит недостаточная правовая урегулированность административных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд, руководствуясь частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым возложить на регулирующий орган как орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия
постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 9 декабря 2019 года N 5-96/тэ "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "ПЭСТ", на 2020-2022 годы";
постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 517-95/тэ-2020 "О корректировке на 2021 год долгосрочных тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "ПЭСТ", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 9 декабря 2019 года N 5-96/тэ" в редакции постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 29 декабря 2020 года N 590-106/тэ-2020.
Обязать Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам в течение двадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "ПЭСТ", на 2020-2022 годы.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 5 февраля 2021 г. N 3а-259/2021
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 22 июня 2021 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 июня 2021 г. N 66а-1775/2021 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения