Решение Самарского областного суда от 7 мая 2021 г. N 3а-749/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-749/2021 по административному исковому заявлению Б.Л.В., Е.Н.Д. о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
Б.Л.В., Е.Н.Д. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N-нежилого здания с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что в указанные пункты Перечня включены нежилые здания, которые не отвечают критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку являются производственно-складскими, фактическое их использование административным ответчиком не проверялось. Включение указанных объектов недвижимости в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административных истцов.
Представитель административных истцов по доверенности М.Е.А. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что объекты недвижимости включены в Перечень исходя из отнесения их к объектам, предусмотренным пунктами 3, 4 статьи 378.2 НК РФ, поскольку по результатам осмотра более 20% от общей площади этих зданий используются для размещения офисных, торговых помещений и помещений для складирования реализуемой продукции.
Заслушав представителя административных истцов, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административных истцов подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.
В Перечень на 2019 год под пунктом N включено нежилое здание с кадастровым номером N, под пунктом N - нежилое здание с кадастровым номером N.
Приказ министерства N 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Б.Л.В. является собственником нежилого здания с кадастровым номером N площадью 4010,8 кв. м и нежилого здания с кадастровым номером N площадью 9396,7 кв. м., расположенных по адресу: <адрес>.
В период с 22 января 2016 года по 26 декабря 2019 года собственником нежилого здания с кадастровым номером N являлся Е.Н.Д.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости нежилые здания имеют назначение - нежилые здания, назначение - производственно-складские.
По сведениям технического учета в нежилом здании с кадастровым номером N площадью 4010,8 кв. м располагаются коридоры, санузлы, склад, а также офисы площадью 13, 4 кв. м, 47, 6 кв. м., 32,0 кв. м, 15,8 кв. м., 15,7 кв. м., 15,8 кв. м, 4,3 кв. м., 23,6 кв. м., 17,0 кв. м., 17,1 кв. м, 12,0 кв. м, 10,8 кв. м, 10,9 кв. м, 16,7 кв. м., 8,5 кв. м., 8,4 кв. м., 34,6 кв. м. 4,2 кв. м.
Общая площадь офисов по техническому паспорту этого здания составляет 308, 4 кв. м, что от общей площади здания составляет 7,68%.
По сведениям технического учета в нежилом здании с кадастровым номером N площадью 9396,7 кв. м располагаются лестничные клетки, комнаты охраны, тамбур, коридоры, санузлы, подсобные помещения, склады, котельная, ТП 6 квт, а также офисы площадью 8,8 кв. м 9,5 кв. м, 58,8 кв. м, 17, 1 кв. м, 16,4 кв. м., 16,1 кв. м., 8,3 кв. м, 5,8 кв. м., 16,8 кв. м, 29,3 кв. м, 16,9 кв. м, 7,6 кв. м., 35,5 кв. м, 16,0 кв. м, 38,7 кв. м., 37,4 кв. м, 39,0 кв. м, 18,2 кв. м, 19,0 кв. м., 36.5 кв. м, 14,1 кв. м, 8,1 кв. м, 5,2 кв. м, 21,8 кв. м, 18,0 кв. м, 17,3 кв. м, 17,9 кв. м, 32,7 кв. м, 20,7 кв. м., 18,1 кв. м, 18,0 кв. м, 35,0 кв. м, 31,6 кв. м. 18,1 кв. м, 36,8 кв. м, 39,3 кв. м., 36,8 кв. м, 16,3 кв. м, 38,3 кв. м., 8,4 кв. м, 6,1 кв. м.
Общая площадь офисов в этом здании по сведениям технического учета составляет 910,3 кв. м., что в процентном соотношении от общей площади здания составляет 9,78%.
Мероприятия по определению вида фактического использования зданий на дату утверждения Перечня административным ответчиком не проводились.
Осмотр указанных зданий произведен ГБУ СО "Ц." 14 января 2019 года.
По результатам осмотра было установлено, что в здании с кадастровым номером N располагается торговый объект площадью 427,1 кв. м., офисы общей площадью 331,5 кв. м, склады площадью 2984,5 кв. м, комната для приема пищи площадью 38,4 кв. м., комната отдыха площадью 12 кв. м. серверная площадью 4,2 кв. м., коридоры (176, 5 кв. м), помещение для хозинвентаря (3,2 кв. м), санузлы (16,3 кв. м), раздевалка (13,4 кв. м), комната охраны (4,3 кв. м), в помещение без номера на первом этаже доступ не предоставлен.
Исходя из этого акта, общая площадь торгового объекта и офисов составляет 758,6 кв. м. (18,9%от общей площади здания).
В результате осмотра ГБУ СО "Ц." здания с кадастровым номером N установлено, что в нем располагаются офисы площадью 526,1 кв. м., торговый объект (193,4 кв. м), склады (5200,1 кв. м), помещения для размещения хозинвентаря и стройматериалов (76,1 кв. м), комната охраны (3,9 кв. м), серверные (18,4 кв. м), комната для приема пищи (44,6 кв. м), раздевалки (16,7 кв. м), санузлы (61,6 кв. м), душевая (3 кв. м), трансформаторная подстанция (35,4 кв. м), пустые помещения (997,4 кв. м), коридоры, лестницы, тамбур (451,5 кв. м), доступ не предоставлен в помещения площадью 1767,1 кв. м.
Принимая во внимание сведения, полученные из этого акта осмотра, площадь офисов и торгового объекта составляет 719,5 кв. м. (7,65% от общей площади здания).
Доводы министерства имущественных отношений Самарской области о том, что более 20% от общей площади зданий составляют офисные помещения, торговые объекты и помещения для складирования реализуемой продукции, суд считает несостоятельными.
Общая площадь офисов и торговых объектов в зданиях не превышает 20% от общей площади зданий.
Подпунктами 4, 7 статьи 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" N 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года определено, что торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров; площадь торгового объекта - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Помещения, именуемые в актах осмотра как складские помещения не отвечают критериям торговых объектов и не могут именоваться таковыми, поскольку доказательств использования складских помещений для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания и проведения расчета с покупателями суду не представлено.
Из представленных договоров аренды следует, что часть нежилого здания с кадастровым номером N передана в аренду обществу с ограниченной ответственностью "О.", основным видом деятельности которого является оптовая торговля текстильными изделиями, а нежилое здание с кадастровым номером N частично передано в аренду ООО "А." для размещения сотрудников и под склад.
Вид разрешенного использования земельного участке с кадастровым номером N, на котором расположено здание с кадастровым номером N, - занимаемый нежилым зданием (литеры Б.Б1) и прилегающей территорией - не предполагает использование его под размещение офисов, торговых объектов. объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Нежилое здание с кадастровым номером N располагается на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования которого - занимаемый нежилым зданием (литеры ДД1Д2Д3Д4Д5)) и прилегающей территорией, что также не предполагает использование земельного участка под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилые здания с кадастровыми номерами N, N не отвечают критериям их включения в Перечень ни по сведениям технического учета, ни по фактическому использованию, ни по разрешенному виду земельных участков, на которых они расположены, в связи с чем Перечень на 2019 год следует признать недействующим в части включения в них указанных объектов недвижимости.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2019 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования Б.Л.В., Е.Н.Д. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 7 мая 2021 г. N 3а-749/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании