Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 16 сентября 2020 г. N 209/5
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части урегулирования отношений участников долевого строительства и застройщиков) (внесен Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан и депутатом Государственной Думы М.Е. Бугерой)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 6 и 7 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ).
В частности, законопроектом, предусмотрено:
- освобождение застройщика от уплаты неустойки за просрочку передачи объекта долевого строительства в случае отказа участника долевого строительства от подписания передаточного акта (проектируемая часть 2 статьи 6 Федерального закона N 214-ФЗ);
- исключение для участника долевого строительства права выбора способа предъявления требований к застройщику в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого строительства (проектируемый абзац первый части 2 статьи 7 Федерального закона N 214-ФЗ);
- установление обязательности досудебного порядка обращения участника долевого строительства к застройщику и, в связи с этим, высокая вероятность увеличения сроков устранения выявленных недостатков объекта долевого строительства (проектируемая часть 6 статьи 7 Федерального закона N 214-ФЗ);
- возложение на участника долевого строительства обязанности по обеспечению за его счет доступа на объект долевого строительства, с целью проведения его осмотра и устранения недостатков (дефектов), застройщику и независимому специалисту по организации архитектурно-строительного проектирования и организации строительства (проектируемая часть 6 статьи 7 Федерального закона N 214-ФЗ);
- изменение величины штрафных санкций, налагаемых на застройщика за нарушение срока устранения недостатков (дефектов) объекта долевого строительства (проектируемая часть 8 статьи 7 Федерального закона N 214-ФЗ).
Перечисленные изменения, согласно пояснительной записке к законопроекту, направлены на "соблюдение баланса интересов застройщика и участника долевого строительства" и исключение условий для "злоупотребления участниками долевого строительства своими правами". Вместе с тем, реализация указанных положений законопроекта повлечет существенное снижение гарантий для участника долевого строительства и "перекос" в пользу прав застройщика, что является противоположностью целям законопроекта, заявленным в пояснительной записке.
Положения законопроекта также требуют согласования с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 475 и пункт 1 статьи 503) и положениями Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (пункт 1 статьи 18), содержащими аналогичный набор гарантий в отношении, соответственно, покупателя, которому передан или продан товар ненадлежащего качества, и потребителя, в случае обнаружения им недостатков в товаре.
Комитет также обращает внимание на схожесть положений представленного законопроекта и проекта федерального закона N 988738-7 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенного Законодательным Собранием Новосибирской области.
Вместе с тем, Комитет признает необходимость установления законодательного механизма, исключающего возможность применения, как застройщиком, так и участником долевого строительства, недобросовестных практик, и способствующего соблюдению баланса интересов указанных сторон договора участия в долевом строительстве.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку полагает, что проект федерального закона N 988738-7 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" нуждается в существенной доработке.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.