Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 сентября 2004 г. N КГ-А41/7972-04
(извлечение)
Отдел вневедомственной охраны при УВД г. Серпухова (далее - ОВО при УВД г. Серпухова) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском о взыскании с Муниципального учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" (далее - МУЗ "ЦРБ") 48.667 руб. 01 коп. задолженности по оплате оказанных услуг в сумме налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
В обоснование иска заявитель ссылается на то, что на основании договора от 01.03.2001 N 81 осуществляет охрану объектов ответчика. Стоимость услуг рассчитана без учета налога на добавленную стоимость.
Решением от 12.04.2004 г. иск удовлетворен. Суд указал на то, что в соответствии с п.п. 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ реализация услуг, оказываемых подразделениями вневедомственной охраны относится к объектам налогообложения.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.06.2004 г. решение оставлено без изменения с подтверждением содержащихся в нем выводов.
В кассационной жалобе МУЗ "ЦРБ" просит отменить решение и постановление как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права. Заявитель ссылается на неправильное толкование судом п.п. 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации, на неприменение судом подлежащего применению Закона РФ от 18.04.1991 N 1026 "О милиции".
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в жалобе. Представитель истца просила оставить решение и постановление без изменения, полагая их законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) в целях настоящей главы не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказание услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами местного самоуправления.
Закон Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026 "О милиции" (в редакции Закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ) определяет милицию Российской Федерации как систему государственных органов исполнительной власти. В соответствии со статьями 9, 10 Закона подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел являются составной частью милиции общественной безопасности; охрана имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров является обязанностью вневедомственной охраны.
Обязанность по оказанию платных услуг по охране имущества физических и юридических лиц на основе договоров возложена на подразделения вневедомственной охраны как исключительные полномочия в сфере деятельности органов внутренних дел (милиции).
Законом "О милиции", по существу, предусмотрен особый способ целевого финансирования вневедомственной охраны за счет средств, получаемых от организаций и граждан за оказанные им платные услуги.
Таким образом, услуги, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны по охране имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров, подпадают под услуги, указанные в подпункте 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
При названных обстоятельствах принятые по делу судебные акты являются незаконными и подлежат отмене.
Однако, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но при этом судом неправильно применена норма права, кассационная инстанция полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе ОВО при УВД г. Серпухова в иске о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг в сумме налога на добавленную стоимость.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 12 апреля 2004 года и постановление от 22 июня 2004 года Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К1-974/04 отменить, в иске отказать.
Возвратить из федерального бюджета МУЗ "Центральная районная больница" г. Серпухов 1.023 руб. 34 коп. госпошлины по кассационной жалобе, уплаченной по платежному поручению N 299 от 30.06.2004. Выдать справку на возврат госпошлины.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 сентября 2004 г. N КГ-А41/7972-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании