Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства образования
и спорта Республики Карелия
от 31.05.2021 г. N 618
Положение
о региональной системе работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о региональной системе работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях определяет содержательно-целевые и организационно-технологические составляющие региональной системы работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
II. Цели и задачи
2. Повышение качества результатов образования является одним из системных приоритетов образовательной политики как в Российской Федерации, так и в Республике Карелия. Актуальными остаются проблемы обеспечения равного доступа к качественному образованию для всех обучающихся.
Под школами с низкими образовательными результатами понимаются школы, которые в течение продолжительного периода демонстрируют по определенным показателям учебные результаты хуже, чем все школы в кластере, к которому относится школа (далее - ШНОР).
Под школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях понимаются школы, обладающие рядом показателей социально-экономического неблагополучия и ресурсных дефицитов (далее - ШНСУ).
В этих школах обучаются дети, находящиеся в состоянии риска учебной неуспешности (из многодетных, неполных семей, семей с низким социально-экономическим статусом, семей мигрантов, для которых русский язык не является родным), а также дети с проблемами обучения (в том числе ограниченными возможностями здоровья) и поведения. У таких школ обычно недостаточно кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения эффективного образовательного процесса.
В государственной программе Республики Карелия "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 20 июня 2014 года N 196-П, определена цель - обеспечение высокого качества и доступности образования, соответствующего растущим потребностям гражданина, общества, требованиям социально ориентированного инновационного развития Республики Карелия.
Таким образом, поддержка и сопровождение ШНОР и ШНСУ рассматривается как необходимое условие обеспечения равного доступа обучающихся к качественному образованию.
3. Региональная система работы со ШНОР и ШНСУ включает следующие цели:
определение содержания понятий "низкие результаты обучения" и/или "неблагоприятные социальные условия";
выявление школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
организация работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях;
разработка комплекса мер, направленных на преодоление факторов, обуславливающих низкие результаты обучения и/или неблагоприятные социальные условия;
осуществление сетевого взаимодействия (между образовательными организациями и/или другими учреждениями и предприятиями).
4. Сокращение разрыва в качестве образования между наиболее наименее успешными общеобразовательными организациями в Республике Карелия представляет собой комплекс мер, направленных на совершенствование качества преподавания и управления образовательными организациями, отнесенными к категории ШНОР и ШНСУ, в том числе мер, направленных на:
мониторинг и анализ состояния школ;
использование результатов мониторинговых исследований для повышения качества образования и обеспечения эффективного управления образовательными системами;
поддержку адресных программ повышения качества деятельности школ;
реализацию программ профессионального развития руководителей и педагогических работников школ;
создание условий для формирования межшкольных партнерств и сетей;
выявление и распространение лучших практик достижения высоких образовательных результатов.
III. Выбор показателей, методов сбора информации
5. Важное место в системе работы занимает мониторинг, на основе анализа результатов которого принимаются управленческие решения и обосновываются меры по совершенствованию работы ШНОР и ШНСУ.
Система региональных показателей включает:
- группу показателей для выявления ШНОР и ШНСУ (приложение 1);
- группу показателей для выявления динамики образовательных результатов в ШНОР и ШНСУ (приложение 2);
- группу показателей для оценки предметных компетенций педагогических работников в ШНОР и ШНСУ (приложение 3)
- группу показателей по оказанию методической помощи ШНОР и ШНСУ (приложение 4).
6. Использование системы региональных показателей призвано:
обеспечить получение регулярной и достоверной информации об эффективности реализации мероприятий по поддержке ШНОР и ШНСУ;
обеспечить качество управленческих решений по улучшению ситуации в ШНОР и ШНСУ
способствовать выявлению, обоснованию и внедрению эффективных механизмов управления качеством образования.
7. Деятельность по мониторингу осуществляется на основе принципов: открытости, объективности, общественно-профессионального участия, целеполагания; устойчивости.
8. Выбор методов сбора информации определяется уровнем сложности решаемых задач.
9. Для получения информации используются аналитико-статистические данные об образовательных результатах, отчеты, данные оценочных процедур государственного автономное учреждения Республики Карелия "Центр оценки качества образования";
результаты аттестации педагогических кадров;
данные опросов участников образовательных отношений, исследования профессиональных компетенций педагогических работников.
IV. Описание методов сбора информации
10. Целью мониторинга является изучение и отслеживание изменений в количественных и качественных показателях результативности деятельности ШНОР и ШНСУ, направленных на повышение информационного обслуживания управления, эффективности принятия управленческих решений на региональном, муниципальном, школьном уровне для повышения качества образования.
11. Организатором мониторинга является государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Карелия "Карельский институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования").
12. По времени осуществления мониторинг подразделяется на входной, промежуточный и итоговый.
Мониторинг организуется по следующим направлениям:
мониторинг идентификации ШНОР и ШНСУ;
мониторинг динамики образовательных результатов в ШНОР и ШНСУ;
оценка предметных компетенций педагогических работников ШНОР и ШНСУ;
мониторинг оказания методической помощи ШНОР И ШНСУ.
13. На уровне мониторинга выявления (идентификации) ШНОР и ШНСУ:
по критерию "устойчивость образовательных результатов обучающихся на уровне начального, основного и среднего общего образования" (ШНОР) по группам основных показателей на основе ежегодного статистико-аналитического отчета о результатах государственной итоговой аттестации обучающихся и о результатах всероссийских проверочных работ (отчет предоставляется государственное автономное учреждение Республики Карелия "Центр оценки качества образования");
по критерию "индекс социального благополучия" (ШНСУ) по показателям для расчета индекса социального благополучия школ (ИСБШ).
14. На уровне мониторинга динамики образовательных результатов в ШНОР и ШНСУ сбор данных осуществляется посредством опросов, диагностических карт, наблюдений, фокус-групп и других методик, в том числе, оценки динамики текущей успеваемости обучающихся ШНОР и ШНСУ.
15. Для оценки предметных компетенций педагогических работников ШНОР и ШНСУ используются материалы для исследования компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования, разработанные Акционерным обществом "Академия "Просвещение".
16. На уровне мониторинга оказания методической помощи ШНОР и ШНСУ сбор данных осуществляется посредством количественного и качественного анализа реализации регионального и муниципальных планов мероприятий ("дорожных карт") организации методической поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся".
17. Результирующим продуктом мониторинга системы работы с ШНОР и ШНСУ является база статистических данных и аналитических материалов, позволяющих судить об эффективности реализации комплекса мер и оперативно принимать решения по корректировке и предупреждению нежелательных эффектов.
V. Проведение анализа и подготовка адресных рекомендаций
18. Анализ результатов мониторинга региональных показателей предполагает:
выявление ШНОР и ШНСУ в соответствии с методиками отнесения школ к ШНОР и ШНСУ, результирующим продуктом данного действия является определение перечня ШНОР и ШНСУ, которым будет оказываться поддержка;
отслеживание динамики образовательных результатов ШНОР и ШНСУ с целью получения информации об эффективности реализуемого комплекса мер поддержки и предупреждения негативных последствий;
оценку предметных компетенций педагогических работников ШНОР и ШНСУ с целью выявления дефицитов компетенций, на преодоление которых должны быть направлены дополнительные профессиональные программы, разрабатываемые ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования";
анализ реализации регионального и муниципальных планов мероприятий ("дорожных карт") организации методической поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся" с целью определения эффективности проводимых мероприятий и своевременной корректировки планов.
19. По результатам проведенного анализа результатов мониторинга региональных показателей разрабатываются адресные рекомендации на уровне:
ШНОР и ШНСУ - по улучшению качества преподавания, разработке школами программ повышения качества образования;
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" - по корректировке региональной "дорожной карты";
по разработке и реализации дополнительных профессиональных программ, направленных на преодоление профессиональных дефицитов педагогических работников ШНОР и ШНСУ;
по организации научно-методического сопровождения и адресной помощи ШНОР и ШНСУ;
разработке методических рекомендаций по вопросам повышения качества образования в ШНОР и ШНСУ;
органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования - по разработке муниципальных "дорожных карт" реализации комплекса мер по повышению качества образования в ШНОР и ШНСУ, оказанию адресной поддержки ШНОР и ШНСУ.
VI. Принятие мер и управленческих решений
20. Развитие системы работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, обеспечивается:
разработкой комплекса критериев, показателей и инструментария оценки качества системы работы со ШНОР и ШНСУ;
идентификации ШНОР и ШНСУ, выявление динамики образовательных результатов по годам;
разработкой региональной и муниципальных "дорожных карт" поддержки ШНОР и ШНСУ, школьных программ повышения качества образования;
назначением регионального и муниципальных координаторов деятельности по поддержке ШНОР и ШНСУ;
разработкой пакета нормативно-правовых документов поддержки ШНОР и ШНСУ на региональном и муниципальном уровнях;
экспертной оценкой муниципальных программ поддержки ШНОР и ШНСУ, а также школьных программ повышения качества образования;
реализацией сетевого взаимодействия ШНОР и ШНСУ с успешными школами;
разработкой и реализацией методических рекомендаций поддержки ШНОР и ШНСУ;
оценкой профессиональных предметных дефицитов педагогов, разработкой и реализацией программ, направленных на устранение этих дефицитов;
адресным сопровождением муниципальных координаторов и школьных команд по вопросам повышения образовательной результативности;
тьюторским сопровождением педагогических работников ШНОР и ШНСУ;
проведением региональных мероприятий, направленных на повышение образовательной результативности ШНОР и ШНСУ;
разработкой адресных методических рекомендаций поддержки ШНОР и ШНСУ.
21. Анализ эффективности работы с ШНОР и ШНСУ проводится не реже одного раза в год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.