Распоряжение Администрации Смоленской области от 11 июня 2021 г. N 997-р/адм
"Об утверждении Стратегии развития воспитания в Смоленской области на период до 2025 года и плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Смоленской области на период до 2025 года"
1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию развития воспитания в Смоленской области на период до 2025 года;
план мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Смоленской области на период до 2025 года (далее также - план).
2. Органам исполнительной власти Смоленской области, ответственным за выполнение мероприятий плана, ежегодно представлять в Департамент Смоленской области по образованию и науке:
- до 1 августа текущий отчет о ходе выполнения мероприятий плана;
- до 1 января годовой отчет о ходе выполнения мероприятий плана.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области принять участие в выполнении мероприятий плана и ежегодно представлять в Департамент Смоленской области по образованию и науке:
- до 1 августа текущий отчет о ходе выполнения мероприятий плана;
- до 1 января годовой отчет о ходе выполнения мероприятий плана.
Губернатор |
А.В. Островский |
Утверждена
распоряжением Администрации
Смоленской области
от 11.06.2021 N 997-р/адм
Стратегия
развития воспитания в Смоленской области на период до 2025 года
1. Общие положения
Актуальной задачей региональной политики в сфере воспитания является развитие высоконравственной, образованной, ответственной, способной реализовать свой потенциал в условиях современных вызовов личности.
Стратегия развития воспитания в Смоленской области на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в целях определения ориентиров региональной политики в сфере воспитания.
Стратегия учитывает положения международных, федеральных, областных правовых актов в сфере образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики.
Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", обеспечивающие осуществление воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.
Стратегия предусматривает реализацию комплекса мер, учитывающих социальные и психологические особенности развития современных детей, формирует предпосылки для консолидированного воздействия социальных институтов на формирование личности обучающихся.
Стратегия учитывает экономическое, социокультурное положение, а также историю и традиции Смоленской области, влияющие на условия воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России и Смоленской области, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед своей семьей, Отечеством и малой родиной.
Стратегия ориентирована на совершенствование деятельности социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в контексте развития региональной системы образования, сферы физической культуры и спорта, культуры.
Основой Стратегии выступают принципы оптимального сочетания традиций, достижений науки и педагогической практики, непрерывности и преемственности в воспитании, государственно-общественного управления воспитанием, социального партнерства в воспитании, а также культурно-исторический, системно-деятельностный, аксиологический и краеведческий подходы к развитию личности.
2. Цель, задачи, приоритеты Стратегии
В настоящее время воспитание детей рассматривается в качестве стратегического общенационального приоритета, требующего консолидации усилий различных социальных институтов и ведомств на всех уровнях.
Целью Стратегии является определение основных направлений формирования и векторов развития региональной системы воспитания, механизмов управления качеством в области воспитания, учитывающих интересы детей, условия развития страны, особенности Смоленской области.
Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:
создание условий для консолидации усилий общественных институтов по воспитанию и социализации подрастающего поколения;
обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного родительства;
повышение эффективности воспитания и социализации в системе образования, физической культуры и спорта, культуры;
создание условий для повышения уровня ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и социализации, ответственности за их результаты;
формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности общественных институтов;
создание оптимальных условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе работающих в сложных социальных контекстах;
повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот и др.), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
обеспечение условий для повышения правовой, финансовой, социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей (законных представителей);
непрерывное профессиональное развитие педагогических и иных работников, осуществляющих воспитание;
разработка и эффективная реализация механизмов управления системой воспитания и социализации обучающихся.
Приоритетами региональной политики в сфере воспитания являются:
создание условий для воспитания здоровой, ответственной и трудолюбивой личности;
формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа, судьбе России и малой родины;
поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания и социализации;
поддержка общественных институтов - носителей духовных ценностей;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры;
формирование внутренней позиции личности, адекватной по отношению к окружающей социальной действительности;
консолидация усилий социальных институтов (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ и др.);
повышение статуса педагогической профессии.
3. Основные направления развития воспитания
3.1. Развитие социальных институтов воспитания
Поддержка семейного воспитания включает:
содействие укреплению института семьи и защиту приоритетного права родителей (законных представителей) на воспитание детей;
повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;
содействие повышению педагогической культуры родителей (законных представителей), базирующейся на основе традиционных духовно-нравственных ценностей;
популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий, укрепление их социальной значимости;
создание условий для активного вовлечения семьи в воспитательный процесс организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми, а также государственно-общественное управление образованием;
расширение инфраструктуры семейного досуга и отдыха, в том числе семейного образовательного туризма и спорта;
поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, ассоциаций и иных сообществ, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и духовно-нравственных ценностей с учетом религиозного и культурного наследия Смоленской области;
помощь семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам в процессе реализации семейного воспитания.
Развитие воспитания в системе образования предполагает:
обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на достижениях науки и педагогическом опыте в сфере воспитания;
полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала всех учебных дисциплин, в том числе включающих региональный компонент содержания образования;
формирование уважительного отношения к семьям иного вероисповедания и национальной принадлежности;
разработку и реализацию комплекса мер, направленных на адаптацию детей мигрантов;
обеспечение физической, информационной и психологической безопасности детей;
профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
осуществление психолого-педагогической поддержки воспитания в период каникулярного отдыха обучающихся;
содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом состояния его здоровья, потребностей, интересов и способностей;
использование чтения, в том числе семейного, для формирования и развития личности;
совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
развитие форм включения детей в различные виды деятельности, в том числе на основе использования потенциала организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации и межкультурного взаимодействия;
знакомство с лучшими образцами мировой, отечественной культуры и культурно-историческим наследием Смоленской области.
Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:
создание условий, методов и технологий для эффективного использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в целях воспитания и социализации детей;
информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских и региональных культурных ценностей, норм поведения;
воспитание в детях умения совершать осознанный и правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию;
создание условий защиты детей от информации, направленной на пропаганду насилия, терроризма и экстремизма.
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:
совершенствование условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями всех уровней образования в целях содействия реализации и развития потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;
поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;
развитие добровольчества (волонтерства) среди обучающихся;
поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;
привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;
расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
3.2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций
Гражданское воспитание включает:
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных и духовно-нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма, взаимовыручки и социальной солидарности;
формирование стабильной системы духовно-нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по половым, социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:
системное сопровождение деятельности педагогических и иных работников, обеспечивающих формирование у подрастающего поколения российской гражданской идентичности;
формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России и Смоленской области;
повышение качества преподавания учебных предметов, ориентирующих обучающихся в современных общественно-политических процессах, формирующих осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним, основанную на осмыслении истории, духовно-нравственных ценностей страны и региона;
развитие у подрастающего поколения уважения к государственной и региональной символике, историко-культурному наследию России и Смоленской области;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
Духовно-нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к осознанному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
расширения сотрудничества между государством и обществом, социальными институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей социального поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
эффективное использование уникального российского и регионального культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к истории, культуре, языкам, традициям и обычаям русского народа и народов, проживающих в Российской Федерации;
увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей и их семей;
развитие музейной и театральной педагогики, в том числе учитывающей богатое культурное наследие Смоленской области;
поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению социально значимых культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, духовно-нравственных и семейных ценностей;
создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
повышение роли библиотек, в том числе библиотек, информационно-библиотечных центров в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой, отечественной культуры и культуры Смоленской области, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.
Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;
использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального и деструктивного поведения;
содействие проведению социально значимых спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым традициям и достижениям;
формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание включает:
развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к природным богатствам мира, России и Смоленской области;
реализацию экологических проектов и программ, использующих интегрированные ресурсы образовательных и иных организаций, осуществляющих воспитание;
функционирование объединений детей и родителей, профессионально-общественных объединений педагогических работников, в том числе сетевых, осуществляющих экологическое воспитание;
воспитание ответственности за состояние природных ресурсов, формирование умений и навыков рационального природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии и здоровью человека;
систематическое освещение в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" мероприятий экологической направленности.
3.3. Сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, осуществляющих воспитание
Повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей, предполагает:
формирование у детей и их родителей (законных представителей) уважительного отношения к педагогической профессии;
материальное поощрение педагогических и иных работников, осуществляющих деятельность, связанную с воспитанием детей;
формирование средствами массовой информации, театром, кинематографом положительного образа педагогического и иного работника, осуществляющего воспитание;
поощрение лучших педагогических практик средствами профессиональных конкурсов в сфере воспитания;
профориентационную работу среди обучающихся, направленную на пропаганду профессиональной деятельности в сфере воспитания.
Подготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся включает:
создание условий для формирования единого регионального методического пространства в контексте федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических и иных работников, осуществляющих воспитание;
системную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся;
построение системы эффективного взаимодействия образовательных организаций, обеспечивающих подготовку педагогических и иных работников, осуществляющих воспитание;
формирование экспертного сообщества из числа педагогических и иных работников, осуществляющих воспитание;
профилактику профессионального выгорания.
Организация работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в образовательных организациях, обеспечивается посредством:
формирования мотивации педагогических работников, осуществляющих классное руководство, направленной на непрерывное профессиональное развитие;
функционирования профессионально-общественных объединений педагогических работников, в том числе сетевых, осуществляющих классное руководство в образовательных организациях;
методического сопровождения деятельности классных руководителей на региональном, муниципальном и институциональном уровнях;
систематизации, обобщения и пропаганды лучших педагогических практик классных руководителей;
поощрения деятельности классных руководителей, достигших наибольших успехов в сфере воспитания.
Осуществление сетевого и межведомственного взаимодействия для методического обеспечения воспитательной работы подразумевает:
ориентацию всех субъектов системы воспитания на равноправное сотрудничество, консолидацию усилий, поиск согласия, достижение консенсуса и оптимизацию отношений в интересах развития личности;
функционирование профессионально-общественного объединения, обеспечивающего сетевое и межведомственное взаимодействие организаций, осуществляющих деятельность в сфере воспитания;
реализацию межведомственных проектов и программ в сфере воспитания; создание условий для выявления, распространения и поощрения лучших региональных и муниципальных практик межведомственного взаимодействия по актуальным вопросам воспитания;
обеспечение сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций, осуществляющих воспитание.
4. Механизмы реализации Стратегии
В целях реализации Стратегии применяются правовые, управленческие, кадровые, методические, экономические и информационные механизмы.
Правовые механизмы включают:
развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы реализации Стратегии;
совершенствование системы правовой и судебной защиты интересов семьи и детей на основе приоритетного права родителей (законных представителей) на воспитание детей;
развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми;
нормативное правовое регулирование порядка предоставления участникам образовательных и воспитательных отношений необходимых условий в части ресурсного (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) обеспечения выполнения задач и реализации направлений развития воспитания, предусмотренных Стратегией.
Управленческими механизмами являются:
совершенствование на территории Смоленской области условий для осуществления эффективной воспитательной деятельности на основе ее ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и профессионально-общественного контроля;
консолидация усилий социальных институтов на региональном, муниципальном и институциональном уровнях;
эффективная организация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;
укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций по вопросам воспитания детей;
системное изучение, обобщение и распространение передового опыта работы педагогических и иных работников, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов, программ и практик в области воспитания;
формирование показателей эффективности системы воспитания в Смоленской области;
организация систематического мониторинга достижения качественных, количественных и фактологических показателей эффективности реализации Стратегии.
Кадровые механизмы включают:
повышение престижа педагогической профессии, создание атмосферы уважения к труду педагога, разработку мер по их социальной и финансовой поддержке;
содействие непрерывному профессиональному росту педагогических и иных работников, осуществляющих деятельность в области воспитания;
модернизацию содержания и организации педагогического образования в области воспитания;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и целевым установкам Стратегии.
Методические механизмы предусматривают:
формирование системы педагогических исследований в области воспитания и социализации детей, процессов становления и развития российской идентичности, внедрение их результатов в систему образования, в сферы физической культуры и спорта, культуры;
изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на здоровье детей, формирование и развитие их личности;
проведение прикладных исследований по изучению роли и места средств массовой информации в становлении и развитии личности ребенка;
проведение исследований, в том числе междисциплинарных, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области личностного развития современных российских детей.
Экономические механизмы включают:
создание необходимых финансовых механизмов для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;
обеспечение многоканального финансирования системы воспитания, в том числе за счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций;
создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы, осуществляемой организациями, педагогическими и иными работниками.
Информационные механизмы предполагают:
использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения целевых установок Стратегии;
интеграцию информационных ресурсов организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере физической культуры и спорта, культуры;
организацию информационной поддержки реализации Стратегии с привлечением региональных средств массовой информации.
5. Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии обеспечит:
укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания и социализации подрастающего поколения;
повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
создание атмосферы уважения к родителям и их вкладу в воспитание детей;
развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межмуниципальной координации и консолидации усилий социальных институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;
повышение роли региональной системы воспитания, эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
повышение престижа и социального статуса педагогических и других работников, осуществляющих воспитание детей;
укрепление и развитие кадрового потенциала региональной системы образования по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся;
доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта;
утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;
развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;
повышение качества научных исследований в области воспитания детей;
повышение уровня физической, информационной и психологической безопасности детей;
снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;
формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Смоленской области.
Утвержден
распоряжением Администрации
Смоленской области
от 11.06.2021 N 997-р/адм
План
мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Смоленской области на период до 2025 года
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
Вид документа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере воспитания | ||||
1. |
Приведение образовательных программ общеобразовательных организаций Смоленской области в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ) |
III квартал 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области в сфере образования (по согласованию) |
приказ начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке |
2. |
Приведение основных профессиональных образовательных программ профессиональных образовательных организаций Смоленской области в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ) |
III квартал 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке |
приказ начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке |
2. Совершенствование организационно-управленческих механизмов в сфере воспитания | ||||
3. |
Анализ реализации в Смоленской области Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р |
ежегодно, начиная с 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке |
информационно-аналитические материалы |
4. |
Разработка и внедрение рабочих программ воспитания в общеобразовательных организациях Смоленской области на основе примерной программы воспитания (по отдельному плану ("дорожной карте") |
до 1 сентября 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области в сфере образования (по согласованию) |
разработанные и утвержденные рабочие программы воспитания в общеобразовательных организациях Смоленской области |
5. |
Разработка и внедрение рабочих программ воспитания в профессиональных образовательных организациях Смоленской области на основе примерной рабочей программы воспитания (по отдельному плану ("дорожной карте") |
до 1 сентября 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке |
разработанные и утвержденные рабочие программы воспитания в профессиональных образовательных организациях Смоленской области |
6. |
Мониторинг внедрения рабочих программ воспитания в образовательных организациях Смоленской области |
2021 - 2022 годы |
Департамент Смоленской области по образованию и науке |
информационно-аналитические материалы |
7. |
Обновление содержания и технологий социально-гуманитарной, художественной, естественно-научной, технической, туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования детей в целях реализации направлений системы воспитания |
ежегодно, начиная с 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент Смоленской области по культуре, Главное управление спорта Смоленской области |
информационно-аналитические материалы |
8. |
Поддержка и развитие системы мотивации обучающихся образовательных организаций (реализация образовательно-просветительских проектов, проведение детских фестивалей, конкурсов, соревнований, олимпиад, поддержка одаренных детей, развитие научно-технического творчества детей и молодежи) |
ежегодно, начиная с 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент Смоленской области по культуре, Главное управление спорта Смоленской области, Смоленское региональное отделение Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" (по согласованию), заинтересованные организации (по согласованию), органы исполнительной власти Смоленской области |
информационно-аналитические материалы |
9. |
Развитие механизмов межведомственного взаимодействия по реализации направлений системы воспитания. Организация деятельности межведомственных советов (рабочих групп). Разработка и реализация скоординированных планов воспитательных мероприятий на областном и муниципальном уровнях, предусматривающих совместное проведение мероприятий для детей и молодежи, направленных на гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, интеллектуальное, физическое, трудовое, экологическое, семейное, социальное воспитание и развитие творческих способностей |
ежегодно, начиная с 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Главное управление Смоленской области по делам молодежи и гражданско-патриотическому воспитанию, Главное управление спорта Смоленской области, Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области, Департамент Смоленской области по социальному развитию, Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии |
информационно-аналитические материалы |
10. |
Обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного родительства и укреплению института семьи; повышение социального статуса отцовства, материнства, в том числе среди приемных родителей; создание условий для просвещения и консультирования родителей (законных представителей) по правовым, экономическим, психолого-медико-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания |
ежегодно, начиная с 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент Смоленской области по социальному развитию, Департамент Смоленской области по здравоохранению |
информационно-аналитические материалы |
11. |
Развитие воспитания в системе образования: обеспечение физической, информационной и психологической безопасности обучающихся; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; психолого-педагогическая поддержка воспитания в период каникулярного отдыха обучающихся; формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом состояния его здоровья и потребностей |
ежегодно, начиная с 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, органы исполнительной власти Смоленской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области в сфере образования (по согласованию) |
информационно-аналитические материалы |
12. |
Информационно-методическое сопровождение деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области в сфере образования по вопросам выявления и предупреждения девиантных и антиобщественных проявлений у детей. Организация совместно с органами исполнительной власти Смоленской области, иными государственными органами и организациями (по согласованию) профилактических мероприятий; разработка и тиражирование методических рекомендаций, пособий |
ежегодно, начиная с 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, заинтересованные государственные органы и организации (по согласованию) |
информационно-аналитические материалы |
13. |
Расширение воспитательных возможностей с использованием информационных ресурсов. Создание условий, внедрение методов и технологий для эффективного использования возможностей информационных ресурсов в целях воспитания и социализации детей: обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию; создание условий защиты детей от информации, направленной на пропаганду насилия, терроризма и экстремизма; воспитание у детей умения делать правильный выбор в условиях негативного воздействия информационных ресурсов; популяризация в информационном пространстве традиционных культурных ценностей и норм поведения |
ежегодно, начиная с 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, органы исполнительной власти Смоленской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области в сфере образования (по согласованию) |
информационно-аналитические материалы |
14. |
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания. Обеспечение организационно-методической поддержки деятельности Смоленского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников", Регионального отделения Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения "ЮНАРМИЯ" в Смоленской области, регионального ресурсного центра по поддержке добровольчества (волонтерства), Смоленской областной общественной патриотической организации детей и молодежи "Наследники Победы" |
ежегодно, начиная с 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Главное управление Смоленской области по делам молодежи и гражданско-патриотическому воспитанию |
информационно-аналитические материалы |
15. |
Обеспечение отдыха детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в организациях отдыха детей и их оздоровления. Организация и проведение профильных смен, лагерей |
ежегодно, начиная с 2021 года |
Департамент Смоленской области по социальному развитию, Департамент Смоленской области по образованию и науке, Главное управление Смоленской области по делам молодежи и гражданско-патриотическому воспитанию, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области в сфере образования (по согласованию) |
информационно-аналитические материалы |
16. |
Анализ моделей воспитательной работы в Смоленской области. Выявление лучших практик воспитательной работы, а также профилактической работы, направленной на предупреждение различного рода случаев проявления общественно опасного поведения подростков и молодежи |
ежегодно, начиная с 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, субъекты профилактики правонарушений (по согласованию) |
информационно-аналитические материалы |
3. Развитие кадрового потенциала | ||||
17. |
Выявление лучших практик, новых форм и технологий инновационного педагогического опыта в сфере воспитания. Поощрение лучших педагогических практик средствами профессиональных конкурсов в сфере воспитания |
ежегодно, начиная с 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Смоленский областной институт развития образования" |
информационно-аналитические материалы |
18. |
Развитие системы подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических работников, осуществляющих непосредственно организацию воспитательного процесса. Подготовка и повышение квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций по актуальным вопросам воспитания, профилактики профессионального выгорания; развитие системы взаимодействия образовательных организаций, обеспечивающих подготовку педагогических и иных работников, осуществляющих воспитание |
ежегодно, начиная с 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Смоленский областной институт развития образования", субъекты системы подготовки педагогических работников, осуществляющих непосредственно организацию воспитательного процесса (по согласованию) |
информационно-аналитические материалы |
19. |
Информационно-методическое сопровождение деятельности педагогических работников в сфере выявления и предупреждения девиантных и антиобщественных проявлений у детей. Организация и проведение обучающих семинаров, конференций, заседаний методических объединений; разработка методических пособий, рекомендаций |
ежегодно, начиная с 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Смоленский областной институт развития образования" |
информационно-аналитические материалы |
4. Развитие научно-методических механизмов в сфере воспитания | ||||
20. |
Участие в общероссийских съездах, конференциях, семинарах по актуальным вопросам воспитания |
ежегодно, начиная с 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Смоленский областной институт развития образования" |
информационно-аналитические материалы |
21. |
Организация и проведение региональных научно-практических конференций, "круглых столов", семинаров, дискуссионных площадок по актуальным вопросам воспитания, в том числе с использованием возможностей сетевого взаимодействия |
ежегодно, начиная с 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Смоленский областной институт развития образования", органы исполнительной власти Смоленской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области (по согласованию) |
информационно-аналитические материалы |
22. |
Разработка научно-методических сборников, методических пособий и рекомендаций по вопросам воспитания |
ежегодно, начиная с 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Смоленский областной институт развития образования" |
научно-методические сборники, методические пособия |
5. Развитие материально-технической базы и инфраструктуры в сфере воспитания | ||||
23. |
Содействие в развитии инфраструктуры детских и молодежных общественных объединений в сфере воспитания |
ежегодно, начиная с 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Главное управление Смоленской области по делам молодежи и гражданско-патриотическому воспитанию |
информационно-аналитические материалы |
24. |
Создание и развитие на территории Смоленской области военно-патриотического кластера для допризывной молодежи |
2021 - 2022 годы |
Главное управление Смоленской области по делам молодежи и гражданско-патриотическому воспитанию, органы исполнительной власти Смоленской области |
информационно-аналитические материалы |
6. Развитие информационных механизмов в сфере воспитания | ||||
25. |
Информационное обеспечение мероприятий по реализации Стратегии. Разработка тематических буклетов, памяток, рекомендаций профилактической направленности для родителей (законных представителей) обучающихся; размещение тематической информации на официальных сайтах образовательных организаций, учреждений, органов исполнительной власти Смоленской области |
ежегодно, начиная с 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, органы исполнительной власти Смоленской области |
информационные материалы |
26. |
Информационное сопровождение реализации мероприятий плана в региональных средствах массовой информации |
ежегодно, начиная с 2021 года |
Департамент Смоленской области по внутренней политике, Департамент Смоленской области по образованию и науке, органы исполнительной власти Смоленской области |
информационные материалы |
27. |
Распространение позитивного контента для детей и молодежи в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
ежегодно, начиная с 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, Главное управление Смоленской области по делам молодежи и гражданско-патриотическому воспитанию, органы исполнительной власти Смоленской области |
информационно-аналитические материалы |
7. Управление реализацией Стратегии | ||||
28. |
Формирование и корректировка показателей эффективности системы воспитания в Смоленской области |
ежегодно, начиная со второго полугодия 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Смоленский областной институт развития образования" |
документ, утверждающий показатели, отражающие эффективность системы воспитания в Смоленской области |
29. |
Организация систематического мониторинга достижения показателей эффективности системы воспитания в Смоленской области |
ежегодно, начиная с IV квартала 2021 года |
Департамент Смоленской области по образованию и науке, государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Смоленский областной институт развития образования" |
информационно-аналитические материалы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Смоленской области от 11 июня 2021 г. N 997-р/адм "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Смоленской области на период до 2025 года и плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Смоленской области на период до 2025 года"
Текст распоряжения опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Смоленской области от 23 апреля 2024 г. N 627-рп