Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1068901-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О животном мире" (в части установления порядка обращения с безвозмездно изъятыми или конфискованными объектами животного мира, а также полученной из незаконно добытых объектов животного мира продукцией) Внесен Законодательным Собранием Челябинской области
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1068901-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О животном мире" (в части установления порядка обращения с безвозмездно изъятыми или конфискованными объектами животного мира, а также полученной из незаконно добытых объектов животного мира продукцией) внесен Законодательным Собранием Челябинской области (далее - Законопроект).
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 59 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - закон N 52-ФЗ), допускающее безвозмездную передачу изъятых объектов животного мира, физическое состояние которых не позволяет вернуть их в среду обитания, для содержания и (или) использования организациям или индивидуальным предпринимателям, имеющим условия для их содержания и надлежащего ухода, в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством безвозмездно изъятые или конфискованные объекты животного мира подлежат возвращению в среду их обитания. Если физическое состояние изъятого объекта животного мира не позволяет возвратить его в среду обитания, то такой объект подлежит реализация или уничтожению в соответствии с Правилами реализации или уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных объектов животного мира, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания, а также полученной из них продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2009 года N 13 (далее - Правила).
Объекты животного мира, являясь государственной собственностью, реализуются путем проведения торгов. Данная процедура может занимать достаточно длительное время. На период проведения торгов объекту животного мира, вернуть которого в среду обитания из-за его физического состояния невозможно, необходимо определить место содержания, где будут соблюдены надлежащие санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования, а также обеспечено гуманное обращение.
В соответствии с пунктом 7 Правил безвозмездно изъятые или конфискованные объекты животного мира, не реализованные в двухмесячный срок, подлежат возврату в уполномоченный орган для уничтожения. Такой механизм, по мнению авторов, не соответствует принципу гуманности при обращении с животными.
Вместе с тем необходимо отметить следующее.
Согласно статье 1 Закона N 52-ФЗ, к объектам животного мира относятся организмы животного происхождения. Таким образом, к объектам животного мира относятся в том числе охотничьи ресурсы, а также водные биологические ресурсы.
Вместе с тем, порядок обращения с безвозмездно изъятыми и конфискованными охотничьими ресурсами и водными биологическими ресурсами регулируется статьей 59 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также статьей 54 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Рассматриваемый законопроект не предусматривает внесение изменений в указанные федеральные законы.
В соответствии с положениями статьи 26 Закона N 52-ФЗ содержанием и разведением объектов животного мира вправе заниматься юридические лица и граждане. Данной норма не соответствуют положения законопроекта, согласно которым содержанием объектов животного мира вправе заниматься организации и индивидуальные предприниматели.
Законопроектом не устанавливаются условия содержания и надлежащего ухода за такими объектами животного мира, которые должны быть у организаций и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с законопроектом конфискованные объекты животного мира подлежат безвозмездной передаче любым имеющим для их содержания или использования организациям или индивидуальным предпринимателям, к числу которых могут быть отнесены и государственные (муниципальные) учреждения. Вместе с тем, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не приведено никаких расчетов в части возмещения возможных дополнительных расходов бюджетной системы.
Также необходимо соотнести нормы, проектируемые законопроектом и требования приказа Минсельхоза России от 26 октября 2020 года N 626 "Об утверждении Ветеринарных правил перемещения, хранения переработки и утилизации биологических отходов", принятого во исполнение положений Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии". Согласно указанным правилам к биологическим отходам относятся трупы животных и птиц, ветеринарные конфискаты, другие отходы.
В случае признания животных, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания, вещественными доказательствами при производстве по уголовным делам порядок хранения, передачи безвозмездно для содержания и разведения или передачи для реализации таких животных определяется пунктом 9 части второй статьи 82 Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и Правилами передачи на хранение, для содержания и разведения или реализации вещественных доказательств в виде животных, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2019 года N 75.
Таким образом, механизм предлагаемых законопроектом изменений представляется крайне неоднозначным, содержит массу пробелов регулирования и прогнозируемо приведет к проблемам правоприменения.
На законопроект поступил отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации, а также других профильных органов государственной власти.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1068901-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О животном мире" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.