Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
Методика
анализа основных показателей, тенденций, проблем и диспропорций, сложившихся в социально-экономическом развитии муниципального образования
1. Основные сведения и особенности положения.
Приводится общая информация о муниципальном образовании - год образования, географическое положение, размер занимаемой территории, сведения о расположении муниципального образования относительно крупных городов, областного центра, соседних регионов, транспортных магистралей; перечень входящих в состав городских и сельских поселений, особые местные условия, климат, краткие исторические сведения.
2. Наличие природных ресурсов, экологическая ситуация.
При оценке природных ресурсов учитываются:
земельные ресурсы (в т. ч. резервы земель, земли пригодные для строительства, развития сельского хозяйства);
водные ресурсы (текущая и перспективная оценка водных объектов и их использования, качество водных ресурсов);
минерально-сырьевые ресурсы (имеющиеся полезные ископаемые (рудные, нерудные), их потенциальные и используемые запасы, возможность использования в строительстве, промышленности, для нужд народных промыслов и др.;
рекреационные ресурсы (наличие исторических памятников международного, федерального и местного значения; ландшафтно-рекреационные комплексы загрязнения атмосферного воздуха, и переработки твердых бытовых и федерального и местного значения).
Также приводятся оценка уровня водоемов, почвы; анализируются вопросы складирования промышленных отходов.
3. Население и трудовые ресурсы, уровень жизни.
Анализ демографической ситуации проводится с целью выявления тенденций изменения численности населения, факторов, определяющих эти изменения и проблем, требующих решения. Показатели: динамика численности населения; возрастная и половая структура; доля населения в трудоспособном возрасте; общий уровень рождаемости; уровень смертности; уровень детской смертности; естественный прирост населения; миграционный отток и приток, основные направления миграционных потоков; плотность населения.
Анализ рынка труда и рабочей силы проводится для определения состояния занятости: обеспечение рабочими местами, соответствие спроса и предложения рабочей силы по образовательному и профессионально-квалификационному составу, уровень безработицы.
Анализ уровня жизни населения может быть выполнен на основании данных о доходах, в том числе уровня заработной платы, дифференциации населения по уровню доходов, в том числе ниже прожиточного минимума. Значения показателей рекомендуется приводить в сопоставлении с соответствующими данными по Российской Федерации и Челябинской области.
4. Реальный сектор экономики (тенденции в развитии ключевых отраслей экономики, включая промышленность, строительство, сельское хозяйство и другие отрасли; развитие малого бизнеса, состояние деловой инфраструктуры).
Анализ экономики выполняется с целью определения места муниципального образования в экономике региона; наметившихся тенденций, изменений в хозяйственной специализации, выявления конкурентных преимуществ отраслей (крупных субъектов) экономики, выявления ключевых проблем, препятствующих экономическому росту. Также анализируется состояние инвестиционной деятельности (динамика ввода основных фондов в отраслевом разрезе и по видам собственности, источники инвестиций).
Учитывается состояние деловой инфраструктуры: наличие и масштабы финансово-кредитных учреждений (банки, инвестиционные фонды, финансовые компании и т. д.), юридических, страховых, рекламных, маркетинговых компаний; консалтинговых фирм; наличие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Также необходимо выполнить анализ хозяйственного климата, под которым понимается комплекс экономических и административных условий для хозяйственной деятельности, включающий условия входа на рынок, налоговый и инвестиционный климат, доступность квалифицированной рабочей силы и т. п.
5. Коммунальное хозяйство и инфраструктура (структура и состояние жилого фонда, обеспеченность жильем, система тепло- и водоснабжения, энергетика, транспорт и т. д.).
Приводится характеристика типов жилья (ветхость, благоустроенность и т.д.); состояние рынка жилья, развитие ипотечного кредитования; потребность в улучшении жилищных условий; развитие системы жилищно-коммунального обслуживания. Анализируется обеспеченность жильем, темпы жилищного строительства.
Также приводятся данные в разрезе объектов инфраструктуры: водоснабжение (источники, проектная мощность водозаборных сооружений, протяженность сетей), очистные сооружения (мощность, степень износа протяженность сети), источники электрической и тепловой энергии (наличие и специализация котельных, протяженность сетей), выявляются критические узлы в системе жизнеобеспечения муниципального образования.
6. Транспорт и связь.
Описывается система транспортного сообщения, в т. ч. внешнего - связь с крупными городами и районами области или соседними регионами; наличие на территории собственных транспортных узлов; крупные грузовые и пассажирские транспортные предприятия (количество и марки подвижного состава, пассажиро- и грузооборот). Анализируется состояние дорог и объектов транспортной инфраструктуры, приводится прогноз исчерпания пропускной мощности с учетом роста нагрузки.
Указывается количество предприятий связи общего пользования; виды услуг, предоставляемых предприятиями связи: почтовая связь, сотовая телефонная и т. д.
Выявляются узкие места, потребность в модернизации телекоммуникационной инфраструктуры.
7. Тенденции в развитии отраслей социальной сферы и гражданского общества.
Целью проведения анализа является выявление диспропорций в развитии социальной сферы муниципального образования, обоснование и определение направлений развития. Эффективность функционирования социальной сферы может оцениваться как количественными, характеризующими состояние материально-технической базы социальной сферы, так и качественными показателями. При наличии соответствующих данных целесообразно использовать показатели, характеризующие степень удовлетворения потребностей населения в количестве и качестве услуг, предоставляемых социальной сферой.
Выделяются параграфы: образование, здравоохранение, социальная защита, культура, спорт.
Анализируется активность организаций гражданского общества, в т. ч. волонтерских и других некоммерческих организаций.
8. Муниципальное управление.
Описывается система муниципального управления, указываются особенности межбюджетных отношений, в т. ч. особенности перераспределения полномочий между уровнями бюджетной системы (если имеют место), динамика доходов и расходов местного бюджета. Приводятся сведения о муниципальной собственности (земля, здания, предприятия), в т. ч. затраты на содержание и получаемый доход, анализируются результаты политики местных органов власти в области управления собственностью.
9. Ресурсная обеспеченность.
Приводится информации о доле земель, занятых жилой и общественно-деловой застройкой; доле земель, не вовлеченных в градостроительную или иную деятельность; указывается наличие свободных земельных участков, пригодных для строительства; помещений, пригодных для вовлечения хозяйственную деятельность.
Приводятся объемы и динамика инвестиционной деятельности в разрезе источников средств, сведения о реализуемых инвестиционных проектах, возможностях участия в федеральных и региональных целевых программах. Также приводятся сведения об избытке (дефиците) мощности энерго- и ресурсоснабжающих организаций. На основе приведенной информации делаются выводы относительно обеспеченности муниципального образования территориальными, топливно-энергетическими, финансово-инвестиционными ресурсами, включая средства местного бюджета.
10. Анализ внешней среды.
Под внешней средой понимается комплекс факторов, не зависящих от действий местных властей и бизнеса условия, но оказывающие существенное влияние на развитие муниципального образования.
В разделе приводится анализ и прогноз развития внешних условий (в их числе мировые, европейские, российские и региональные тенденции; социально-экономические, технологически и политические факторы), оказывающих наиболее значимое влияние на развитие муниципального образования. В том числе проводится анализ влияния государственной политики (федерального и регионального уровней) на социально-экономическое развитие муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.