Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
К ПИСЬМУ МИНТРАНСА РОССИИ
от 21 августа 2019 г. N ИА-Д2-24/13506
Разъяснения
по формированию регионального проекта в целях реализации федерального проекта "Дорожная сеть"
1. Общие положения
Региональный проект, обеспечивающий достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Дорожная сеть" (далее - региональный проект) формируется с учетом требований законодательства Российской Федерации, рекомендаций и разъяснений Правительства Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, а также настоящих разъяснений.
Региональный проект по своей структуре и содержанию, включая целевые показатели и набор мероприятий, должен соответствовать федеральному проекту "Дорожная сеть" и предусматривать, в том числе реализацию программ дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения субъекта Российской Федерации и дорожной сети городских агломераций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации и принимающих участие в реализации федерального проекта "Дорожная сеть".
Региональный проект должен включать полный перечень мероприятий, необходимых для достижения целевых показателей и решения задач, определенных федеральным проектом "Дорожная сеть" для субъекта Российской Федерации с учетом соглашения, заключаемого Минтрансом России и администрацией субъекта Российской Федерации в соответствии с Методическими указаниями по порядку и типовой форме заключения соглашения между руководителем федерального проекта "Дорожная сеть" и руководителем регионального проекта о реализации на территории субъекта Российской Федерации регионального проекта, утвержденными протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 17 декабря 2018 г. N 15.
Региональный проект включается в государственную программу субъекта Российской Федерации.
2. Цели регионального проекта
Разработка и реализация регионального проекта осуществляется в целях обеспечения:
- безопасности, качества и эффективности транспортного обслуживания населения и субъектов экономической деятельности;
- создания приоритетных условий для обеспечения безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения по отношению к экономическим результатам хозяйственной деятельности;
- доступности объектов транспортной инфраструктуры для населения, включая инвалидов и маломобильных групп граждан, и субъектов экономической деятельности;
- развития дорожной сети городских агломераций в соответствии с потребностями населения в передвижении, субъектов экономической деятельности - в перевозке пассажиров и грузов на территории поселений и городских округов (далее - транспортный спрос);
- развития дорожной сети городских агломераций, сбалансированного с градостроительной деятельностью;
- условий для модернизации системы удовлетворения спроса на транспортные услуги;
- создания приоритетных условий движения маршрутных транспортных средств общего пользования по отношению к иным транспортным средствам.
3. Задачи регионального проекта
Реализация регионального проекта должна обеспечивать решение следующих задач:
1) достижение целевых показателей и решения иных задач, предусмотренных федеральным проектом "Дорожная сеть";
2) обеспечение необходимого уровня безопасности дорожного движения на дорожной сети субъекта Российской Федерации;
3) устранение перегрузки дорожной сети субъекта Российской Федерации преимущественно за счет переключения перевозок грузов на иные виды транспорта, перевозок пассажиров - на общественный транспорт, синхронизации развития всех видов транспорта и транспортной инфраструктуры;
4) формирование механизмов общественного контроля, в том числе с использованием информационных систем для создания эффективной, публичной, общественно-ориентированной системы контроля за реализацией мероприятий в сфере выполнения дорожных работ, обеспечения безопасности дорожного движения и развития дорожного хозяйства как элемента транспортной системы Российской Федерации.
4. Порядок разработки (корректировки) регионального проекта
4.1. Участники разработки регионального проекта.
Разработка регионального проекта осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - администрация субъекта Российской Федерации) с привлечением администраций, входящих в городскую агломерацию муниципальных образований, подведомственных Росавтодору федеральных учреждений, иных собственников автомобильных дорог, служб жилищно-коммунального хозяйства, территориального органа управления ГИБДД МВД России по субъекту Российской Федерации, территориального управления Ространснадзора, ФАУ "РОСДОРНИИ", представителей общественности, экспертного и бизнес-сообществ.
Для разработки и реализации регионального проекта рекомендуется создание проектных офисов в субъектах Российской Федерации с включением в их состав представителя подведомственного Росавтодору федерального учреждения в качестве заместителя руководителя.
4.2. Требования к составу регионального проекта.
Региональный проект формируется (корректируется) в два этапа.
На первом этапе в ФКУ "Центрдорразвития" и ФАУ "РОСДОРНИИ" представляется:
1. Титульный лист и лист согласования.
2. Предложение по паспорту регионального проекта, подготовленное по форме паспорта регионального проекта, согласно Методическим рекомендациям по подготовке региональных проектов (письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 г. N 9861п-П6) с указанием в правом верхнем углу первой страницы "ПРОЕКТ".
3. Обосновывающие материалы к предложению по паспорту регионального проекта:
- Таблица N 1. "Перечень автомобильных дорог (участков автомобильных дорог) регионального и межмуниципального значения и планируемые мероприятия на них для достижения целевых показателей (по субъекту Российской Федерации)";
- Таблица N 2. "Перечень автомобильных дорог (улиц) федерального и местного значения и планируемые мероприятия на них для достижения целевых показателей (по городской агломерации)";
- Таблица N 3. "Перечень автомобильных дорог федерального (справочно), регионального и межмуниципального значения, работающих в режиме перегрузки (по субъекту Российской Федерации)";
- Таблица N 4. "Перечень аварийно-опасных участков (МКДТП) на дорожной сети субъекта Российской Федерации и мероприятия, запланированные для их ликвидации в 2019-2024 гг.".
- Таблица N 5. "Программа проведения диагностики автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения";
- Таблица N 6. "Программа проведения диагностики автомобильных дорог (улиц) федерального, регионального и межмуниципального, местного значения (в границах городской агломерации)"*(1);
- Таблица N 7. "Перечень участков автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, которые к концу 2024 года будут в нормативном транспортно-эксплуатационном состоянии";
Для субъектов, ранее принимавших участие в реализации приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" (далее - приоритетный проект), при изменении показателя "Доля протяженности дорог городской агломерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, %" относительно итогов реализации приоритетного проекта в 2018 г., должна быть предоставлена соответствующая пояснительная записка, отражающая внесенные изменения в состав улично-дорожной сети городской агломерации;
- картографические материалы форматом не более A2 (4 листа А4), сложенные и сшитые в отдельный том формата А4, с отображением:
участков автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, которые к концу 2024 года будут в нормативном транспортно-эксплуатационном состоянии (синим цветом);
дорожной сети городских агломераций (зеленым цветом);
участками проведения работ на текущий год (красным цветом);
- иные материалы на усмотрение субъекта Российской Федерации.
Первоначальное согласование регионального проекта осуществляется ФКУ "Центрдорразвития", ФАУ "РОСДОРНИИ", Федеральным дорожным агентством.
Согласование предложений по изменению регионального проекта осуществляется в следующем порядке:
1) предлагаемые изменения не влекут ухудшение целевых показателей и увеличение объема финансирования регионального проекта за счет средств федерального бюджета - согласование изменений осуществляется ФКУ "Центрдорразвития", ФАУ "РОСДОРНИИ";
2) предлагаемые изменения не влекут ухудшение целевых показателей, но предусматривают увеличение объема финансирования регионального проекта за счет средств федерального бюджета - согласование изменений осуществляется ФКУ "Центрдорразвития", ФАУ "РОСДОРНИИ", Федеральным дорожным агентством;
3) предлагаемые изменения влекут ухудшение целевых показателей - согласование изменений осуществляется на основании решения проектного комитета по национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
На втором этапе в ФКУ "Центрдорразвития" и ФАУ "РОСДОРНИИ" представляется:
- заверенная копия выгруженного из системы "Электронный бюджет" паспорта регионального проекта, соответствующего ранее согласованному предложению по паспорту регионального проекта и обосновывающим материалам.
После согласования предложений по изменению регионального проекта, а также (в случаях 2 и 3) при необходимости внесения соответствующих изменений в паспорта федеральных проектов и заключения дополнительных соглашений к соглашениям о реализации мероприятий федеральных проектов на территории субъекта Российской Федерации, заключенным между Минтрансом России и администрацией субъекта Российской Федерации, руководителем регионального проекта в течение 10 дней осуществляется внесение изменений в паспорт регионального проекта в системе "Электронный бюджет".
Изменения считаются вступившими в силу после представления в ФКУ "Центрдорразвития", ФАУ "РОСДОРНИИ" заверенной копии паспорта регионального проекта, выгруженной из системы "Электронный бюджет" и соответствующей ранее согласованным предложениям по изменению регионального проекта.
При этом в случае если согласованные предложения по изменению не требуют внесения изменений в паспорт регионального проекта в системе "Электронный бюджет" изменения считаются вступившими в силу после их согласования.
4.3. Требования к содержанию регионального проекта.
Региональный проект должен включать;
все расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (за исключением расходов на реализацию иных федеральных проектов, программ и мероприятий, расходов за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по иным программам и мероприятиям);
все расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на осуществление дорожной деятельности в отношении дорожной сети городских агломераций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и участвующих в реализации федерального проекта "Дорожная сеть" (за исключением расходов на реализацию иных федеральных проектов, программ и мероприятий, расходов за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по иным программам и мероприятиям).
Объемы финансирования соответствующих мероприятий определяются субъектами Российской Федерации исходя из требований бюджетного и иного законодательства, необходимости направления на цели реализации регионального проекта средств федеральной поддержки, включая соответствующие иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета и доходы от акцизов на нефтепродукты, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", информация об объеме которых доводится до субъектов Российской Федерации, с учетом Федерального закона от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Региональный проект (предложение по паспорту регионального проекта), в том числе, должен предусматривать:
- плановые значения всех целевых показателей по годам реализации проекта;
- объемы финансирования регионального проекта за счет всех источников.
Обосновывающие материалы к предложению по паспорту регионального проекта должны предусматривать:
1) определение перечня автомобильных дорог (участков автомобильных дорог) общего пользования регионального или межмуниципального значения, которые должны находиться в нормативном транспортно-эксплуатационном состоянии по итогам реализации федерального проекта "Дорожная сеть";
2) определение и закрепление в региональном проекте дорожной сети городских агломераций*(2);
3) формирование детализированных пообъектных планов работ на предстоящий трехлетний период. На оставшиеся годы реализации федерального проекта "Дорожная сеть" проекта# пообъектные планы формируются укрупненно в разрезе видов работ с указанием мощности ввода в км (и иных единиц измерения) и ориентировочного объема финансирования;
4) проведение дорожных работ, а также реализация иных мероприятий, направленных на достижение всех целевых показателей регионального проекта;
5) проведение работ по диагностике автомобильных дорог.
В случае, если решение поставленных задач по устранению перегруза дорожной сети невозможно без проведения капиталоемких мероприятий, необходимость проведения таких мероприятий должна обосновываться в ходе разработки документов транспортного планирования субъектов Российской Федерации*(3). Должна быть предусмотрена разработка мультимодальной математической модели работы всех видов транспорта с учетом взаимного влияния совместной работы транспортной инфраструктуры с транспортной инфраструктурой прочих муниципальных образований расположенных в границах городской агломерации.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
7) направление доходов бюджетов субъектов от штрафов за нарушение Правил дорожного движения на выполнение мероприятий по дорожной деятельности в целях повышения безопасности дорожного движения. Объем средств, направляемый на выполнение указанных мероприятий, должен составлять не менее 10% от общего объема расходов на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог.
В рамках указанных мероприятий с учетом требований законодательства Российской Федерации должны быть выполнены, в том числе следующие мероприятия (но не ограничиваясь ими):
- обеспечение безопасности пешеходов, в том числе за счет совмещения всех расположенных в населенных пунктах наземных пешеходных переходов с искусственными неровностями на автомобильных дорогах;
- строительство внеуличных пешеходных переходов, либо обустройство регулируемых пешеходных переходов на многополосных автомобильных дорогах;
- обеспечение дублирования дорожных знаков "Пешеходный переход" над проезжей частью автомобильных дорог вне населённых пунктов и магистральных дорог в населённых пунктах;
- применение удерживающих осевых, краевых пешеходных ограждений в местах несанкционированного перехода проезжей части, расположения образовательных и медицинских организаций и мест массового притяжения граждан;
- обеспечение видимости транспортных средств и пешеходов в ночное время, в том числе за счёт устройства наружного освещения в населённых пунктах, в пределах транспортных развязок, пешеходных переходов, в местах расположения остановок общественного транспорта и на аварийно-опасных участках;
- обустройство кривых малого радиуса, участков с неуположенными откосами соответствующими дорожными знаками, направляющими устройствами и (или) удерживающим барьерным ограждением, сигнальными столбиками, обеспечение круглогодичного наличия дорожной разметки и использование желтой разметки на двух- и трехполосных дорогах для обозначения линий, разделяющих встречные направления движения;
- обеспечение условий для отдыха водителей в пути за счет строительства площадок отдыха на автомобильных дорогах вне населенных пунктов с их обустройством объектами сервиса (в том числе за счет использования механизмов государственно-частного партнерства);
- разделение встречных (на многополосных дорогах) и пересекающихся потоков транспортных средств путём применения дорожных ограждений (в том числе троссовых) и направляющих устройств, строительство разноуровневых транспортных развязок и железнодорожных переездов, введение светофорного регулирования в сложных транспортных узлах и пересечений с круговым движением;
- отдаление рекламных конструкций за пределы полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог вне населенных пунктов.
Автомобильные дороги общего пользования, имеющие покрытие переходного типа, могут приводиться в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние (далее - ТЭС) без перевода типа покрытия в более совершенный тип.
Приведение автомобильных дорог в нормативное состояние должно осуществляться с учетом соблюдения требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (принят решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 827).
Для целей реализации национального проекта под термином "городская агломерация" понимается образуемая крупнейшим городским округом - "ядром агломерации" и муниципальными образованиями - "спутниками" многокомпонентная система с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями, в частности, наличием "маятниковой" трудовой миграции населения.
Под термином "дорожная сеть городской агломерации" понимается определяемая в ходе подготовки регионального проекта совокупность имеющих агломерационное значение и расположенных на территории городской агломерации автомобильных дорог общего пользования местного, регионального и федерального значения, а также следующих объектов улично-дорожной сети*(4):
- магистральные дороги скоростного и регулируемого движения;
- магистральные улицы непрерывного и регулируемого движения общегородского значения, транспортно-пешеходные и пешеходно-транспортные районного значения;
- наиболее загруженные улицы и дороги местного значения.
Дорожная сеть агломерации формируется в ходе подготовки регионального проекта в увязке с обязательным достижением целевых показателей по увеличению до 85% доли автомобильных дорог и улиц агломерации, находящихся в ТЭС, с учетом:
- необходимости обеспечения качественной дорожной инфраструктурой максимального количества граждан;
- приоритетности автомобильных дорог и улиц, по которым проходят маршруты общественного транспорта, а также тяготеющих к дошкольным, школьным и иным детским учреждениям, местам притяжения большого количества населения (административные, культурно-бытовые центры и т.д.).
При формировании планов по приведению автомобильных дорог в нормативное ТЭС, рекомендуется учитывать следующие принципы и подходы:
- обеспечение маршрутности работ по приведению в нормативное ТЭС, обеспечение нормативного ТЭС к 2024 году на участках дорог, входящих в законченные маршруты (перегоны между крупными населенными пунктами, подъезды к населенным пунктам от примыканий, объезды населенных пунктов и т.д.), исключение чередования участков, соответствующих и не соответствующих требованиям к нормативному ТЭС на протяженности менее 10 км;
- автомобильные дороги и улицы, на которых планируется выполнять работы и протяженность которых менее 2 км, должны ремонтироваться в течение 1 строительного сезона и соответствовать требованиям к нормативному ТЭС на всей своей протяженности;
- в целях решения задач по сокращению количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий необходимо не только обеспечить ликвидацию существующих, но не допускать возникновения новых мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, их миграции;
- обеспечение и поддержание нормативного ТЭС автомобильных дорог общего пользования (участков автомобильных дорог общего пользования), а также дорожной сети городских агломераций (расчистка полосы отвода, обеспечение водоотвода, заливка трещин, обеспечение контроля весогабаритных параметров проходящего транспорта, проведение мероприятий по устройству шероховатой поверхностной обработки, защитного слоя и пропитывающих составов и т.д.);
- целесообразность планирования работ с учетом межремонтных и гарантийных сроков, а также минимизации ограничения пропускной способности в связи с проведением работ;
- приоритетность приведения в нормативное ТЭС автомобильных дорог и улиц, по которым имеется наибольшее количество нареканий граждан и общественных организаций;
- целесообразность планирования работ, исходя из максимальной оптимизации затрат, в том числе за счет планирования проведения работ одновременно на участках дорог, расположенных в относительной близости;
- целесообразность планирования работ с привлечением администраций, входящих в городскую агломерацию муниципальных образований, подведомственного Росавтодору федерального учреждения, иных собственников дорог, служб жилищно-коммунального хозяйства с привлечением региональных подразделений ГИБДД России.
Мероприятия, предусматривающие снижение доли автомобильных дорог, работающих в режиме перегрузки, необходимо формировать, рассматривая все возможные пути решения этой проблемы (не только строительство или реконструкцию объектов, но и изменение схемы движения автотранспорта, увеличение полосности в рамках капитального ремонта или ремонта и т.д.).
5. Основные целевые показатели регионального проекта
Региональные проекты должны предусматривать достижение следующих основных показателей:
- увеличение доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до значения, определяемого согласно Приложению N 2 к паспорту федерального проекта "Дорожная сеть";
- снижение доли автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности на 10% по сравнению с 2017 годом (планируемую динамику достижения данного показателя рекомендуется формировать исходя из распределения доли прироста равномерно по годам реализации регионального проекта);
- снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети субъекта Российской Федерации в два раза по сравнению с их количеством, по состоянию на конец 2017 года (планируемую динамику достижения данного показателя рекомендуется формировать исходя из распределения доли прироста равномерно по годам реализации регионального проекта);
- доведение в городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85% (планируемую динамику достижения данного показателя рекомендуется формировать исходя из распределения доли прироста равномерно по годам реализации регионального проекта).
Для показателей, определяемых в процентах, в обосновывающих материалах должны быть указаны значения (в том числе базовые на 31 декабря 2017 г.) в абсолютных единицах измерения (штуки, км и т.д.).
Значения показателей за 2018 год должны отражать фактические значения показателей по итогам 2018 года.
______________________________
*(1) В столбце 3 "Наименование автомобильной дороги (улицы)" указывается полный перечень автомобильных дорог и объектов улично-дорожной сети, входящий в состав дорожной сети городской агломерации.
*(2) При определении дорожной сети городских агломераций необходимо учитывать, что к концу реализации федерального проекта "Дорожная сеть" в 2024 году 85% данной сети должны находиться в нормативном ТЭС.
*(3) Обоснованность данных мероприятий документами транспортного планирования предполагается в качестве одного из условий получения дополнительного финансирования на реализацию таких мероприятий.
*(4) С учетом Свода правил "Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений СП 42.13330.2011. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.