Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 6 октября 2004 г. N КА-А40/8915-04
(извлечение)
Решением арбитражного суда г. Москвы от 22 марта 2004 года удовлетворены заявленные требования ООО "Фруктовые реки".
Признано незаконным решение ИМНС РФ N 10 ЦАО г. Москвы от 14.11.2003 года N 395/10-02.
Признано незаконным бездействие ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы, выразившееся в непринятии решения о начислении процентов на сумму НДС, подлежащую возврату заявителю за июль 2003 года.
ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы обязана возместить путем возврата с начисленными процентами НДС заявителю в сумме 19.933.226 руб., и сумму процентов - 759504 руб. Постановлением арбитражного суда г. Москвы от 10 июня 2004 года решение суда оставлено без изменения.
На судебные акты ответчиком подана кассационная жалоба, в которой просит их отменить.
В обоснование своих требований в жалобе ссылается на то, что суд неправильно применил нормы материального права.
Утверждает, что заявитель необоснованно применял налоговую ставку 10% в отношении реализуемой им продукции.
Ссылается на то, что проценты начисляются на сумму НДС, подлежащую возврату, но порядок возврата не установлен.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Суд, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, дав им надлежащую оценку, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, по результатам проведения камеральной проверки по вопросу возмещения из бюджета сумм по налогу на добавленную стоимость за май 2003 года, ИМНС РФ N 10 вынесено решение от 14.11.2003 г. N 395/10-02, которым заявителю отказано в возмещении НДС в связи с тем, что ООО "Фруктовые реки" необоснованно применило налоговую ставку 10%, установленную подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ для детского питания в отношении реализуемой заявителем продукции (соки, нектары).
В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации продуктов детского питания.
Инспекция ссылается на то, что судом дано расширительное толкование положениям Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", в соответствии со ст. 1 которого к продуктам детского питания относятся продукты, предназначенные для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма.
Налоговый орган считает, что имеющимися в деле материалами подтверждается, что производимая Обществом продукция является не предназначенной, а лишь рекомендуемой для питания детей с 2-х лет.
Между тем, Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не регулирует налоговые правоотношения, в то время как подпункт 1 п. 2 ст. 164 НК РФ не ставит возможность применения налоговой ставки 10% при реализации продуктов детского питания в зависимость от того, какое слово употреблено в санитарно-эпидемиологических заключениях: "предназначено" или "рекомендовано".
Имеющиеся в деле сертификаты соответствия системы сертификации ГОСТР Госстандарта России выданы на соки и нектары именно для детского питания.
При наличии у налогового органа сомнений при применении той или иной нормы права ему следует руководствоваться п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с чем обществом обоснованно применена ставка 10% при реализации продуктов детского питания.
Суд правомерно отклонил довод инспекции о том, что применение ставки 10% по НДС для детского питания возможно лишь при реализации продукции в детские учреждения и организации, поскольку налоговое законодательство не содержит указанного условия.
В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с п.п. 1-2 п. 1 ст. 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику в порядке ст. 176 НК РФ.
При этом суд правомерно указал, что в соответствии с п. 4 ст. 176 кодекса суммы, предусмотренные ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 164 НК РФ, а также суммы налога исчисленные и уплаченные в соответствии со ст. 166 НК РФ подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Возмещение производится не позднее 3-х месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в п. 7 ст. 164 НК РФ и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В течение указанного периода налоговым органом проводится проверка обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимается решение о зачете или возврате соответствующих сумм, либо об отказе полностью или частично в возмещении. При нарушении сроков, установленных Кодексом, на сумму подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 6 ст. 164 НК РФ
Из положений приведенных норм следует, что предусмотренные статьей 176 НК РФ проценты начисляются налоговым органом, о чем указывается в соответствующем решении, направляемом в органы казначейства для исполнения путем выплаты причитающихся налогоплательщику сумм за счет средств бюджета.
На вытекающую из норм Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогового органа именно начислять проценты за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость, отражать их в заключении о возврате налога, направляемом органам Федерального казначейства, указано и в совместном приказе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2001 N БГ-3-10/345; 74н "О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость".
Неисполнение налоговым органом обязанности принять решение о выплате Обществу процентов и не направление его органам казначейства для исполнения является основанием для обжалования налогоплательщиком бездействия налогового органа в арбитражном суде путем подачи соответствующего заявления. Признание незаконным бездействия налогового органа влечет возложение на него обязанности совершить такое действие.
Доводы жалобы о том, что суммы процентов только начисляются, но не возвращаются заявителю, признаются несостоятельными.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение арбитражного суда г. Москвы от 22 марта 2004 года и постановление арбитражного суда г. Москвы от 10 июня 2004 года по делу N А40-3293/04-80-42 оставить без изменения, кассационную жалобу ИМНС РФ N 10 ЦАО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 октября 2004 г. N КА-А40/8915-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании