г.Калуга |
|
02 июля 2014 г. |
Дело N А64-2816/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
судей |
Николаевой Н.Н. |
|
Степиной Л.В. |
от Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, Знаменка ул., д. 19, г. Москва, 119160)
от открытого акционерного общества "Жилстрой" (ОГРН 1026801223900, Защитный переулок, д.5 б, г. Тамбов, 392000)
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.08.2013 (судья Макарова Н.Ю.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 (судьи Сухова И.Б., Мокроусова Л.М., Ушакова И.В.) по делу N А64-2816/2013,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее по тексту - Министерство обороны Российской Федерации, истец, заявитель жалобы) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Жилстрой" (далее по тексту - ОАО "Жилстрой") о взыскании 6 758 035 руб. 20 коп. неустойки по государственному контракту.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.02.2012 в удовлетворении заявленного иска отказано.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Московского округа от 17.09.2012 решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2012 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 по делу N А40-131556/11-161-737 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2012 дело N А40-131556/11-161-737 передано на рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.08.2013 по делу А64-2816/2013 в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Министерство обороны РФ обжаловало их в кассационном порядке
Жалоба принята к производству и назначена к слушанию в судебном заседании на 26.06.2014 в 14 часов 00 минут.
Представитель заявителя жалобы в судебное заседание не явился и заявил ходатайство об отложении судебного заседания.
В обоснование заявленного ходатайства Министерство обороны РФ ссылается на наличие в других арбитражных судах дел, назначенных к слушанию на 26.06.2014, в которых Министерство участвует в качестве стороны процесса.
Заявленное ходатайство судебной коллегией отклонено, так как причина неявки в судебное заседание представителя заявителя кассационной жалобы не является уважительной, а также сам факт неявки в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции, надлежащим образом извещенного лица, не может служить основанием для отложения судебного заседания.
Изучив материалы дела, и доводы, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны РФ (государственный заказчик) и ОАО "Жилстрой" (продавец) 07.09.2009 был заключен государственный контракт за N 070909/16 на приобретение для государственных нужд 49 квартир, расположенных в доме по адресу: г.Тамбов, ул.Сенько 16.
Свои обязательства по данному контракту продавец должен был исполнить до 01.12.2009.
За неисполнение указанных обязательств сторонами была предусмотрена уплата неустойки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день уплаты неустойки, от цены контракта.
Дополнительным соглашением от 14.12.2010 N 1 к настоящему контракту сторонами был уточнен предмет купли-продажи, а также факт принадлежности реализуемых квартир на праве собственности продавцу.
Фактическая передача покупателю приобретаемых квартир сторонами была оформлена актом приема-передачи от 14.12.2010.
В связи с нарушением продавцом срока исполнения свих обязательств по контракту, Министерством обороны Российской Федерации был заявлен иск о взыскании с последнего неустойки в размере 6758035 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В силу положений статьи 432 Гражданского кодекса РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, а в соответствии со статьей 554 Кодекса в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества; при отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами.
Материалами дела подтвержден факт того, что на момент подписания государственного контракта в нем отсутствовали достаточные данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче покупателю, о чем также свидетельствует отсутствие кадастровых паспортов, технических паспортов, экспликации, поэтажных планов.
На основании статьи 5 Федерального закона от 17.07.2009 N 147-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" при приобретении федеральными органами исполнительной власти у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах за счет средств федерального бюджета в целях предоставления гражданам в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственная регистрация государственных контрактов, предусматривающих приобретение таких жилых помещений, не требуется.
Из материалов дела усматривается, что 30.03.2010 Управлением Росреестра по Тамбовской области отказано в государственной регистрации государственного контракта как сделки, не подлежащей государственной регистрации.
В соответствии с Письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 04.06.2010 N 9110-ИМ/Д23, истцу было указано на недостатки условий государственного контракта, в том числе, на ненадлежащую идентификацию предмета государственного контракта, не позволяющую зарегистрировать за ним право собственности на объекты, а также предложено представить на государственную регистрацию дополнительное соглашение, в котором определить предмет контракта с указанием сведений, достаточных для проведения государственной регистрации.
В связи с указанными обстоятельствами дополнительным соглашением от 14.12.2010 был уточнен предмет сделки в части площади приобретаемых квартир и правоподтверждающих документов, свидетельствующих о праве собственности продавца на эти квартиры.
В соответствии с действующим гражданским законодательством определение сторонами предмета сделки относится к существенным условиям договора.
При таких обстоятельствах спора выводы арбитражного суда о том, что государственный контракт от 07.09.2009 N 070909/16 следует считать заключенным 14.12.2010 являются законными и обоснованными.
В силу изложенного ОАО "Жилстрой не допущено нарушения срока исполнения своих обязательств по договору, а поэтому основания для уплаты неустойки отсутствуют.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в этой части подтверждены имеющимися в деле доказательствами, а поэтому не могут быть переоценены в порядке кассационного производства по делу.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.08.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по делу N А64-2816/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В силу положений статьи 432 Гражданского кодекса РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
...
На основании статьи 5 Федерального закона от 17.07.2009 N 147-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" при приобретении федеральными органами исполнительной власти у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах за счет средств федерального бюджета в целях предоставления гражданам в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственная регистрация государственных контрактов, предусматривающих приобретение таких жилых помещений, не требуется."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 июля 2014 г. N Ф10-1957/14 по делу N А64-2816/2013