г. Калуга |
|
3 июля 2014 г. |
Дело N А54-3628/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.07.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.07.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
судей |
Козелкина И.И. |
|
Сладкопевцева Н.Г. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Аликановой Л.Д. |
при участии в заседании: |
|
от истца МУП г. Рязани "Рязанская автоколонна N 1310": |
представитель Варгина М.В., по доверенности от 09.07.2013; |
от ответчика Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ: |
не явились, извещены надлежаще; |
от третьих лиц: Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области: |
представитель Чанова И.А., по доверенности N 7 от 29.01.2014; |
Министерство социальной защиты населения Рязанской области: |
не явились, извещены надлежаще; |
Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области: |
не явились, извещены надлежаще; |
от УФК по Рязанской области, действующего от имени и по поручению Министерства финансов Российской Федерации: |
представитель Кондратьев И.А., по доверенности от 23.01.2013, |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Рязанской области от имени и по поручению Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Рязанской области от 17 декабря 2013 (судья Грошев И.П.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2014 (судьи Мордасов Е.В., Ерёмичева Н.В., Федин К.А..) по делу N А54-3628/2013,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие горда Рязани "Рязанская автоколонна N 1310", ОГРН 10262000871641, (далее - МУП "Рязанская автоколонна "1310", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Рязанской области в лице Министерства финансов Рязанской области о взыскании убытков в размере 25 747 068 руб. 46 коп.
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области, Министерство социальной защиты населения Рязанской области, Рязанская область в лице Министерства финансов Рязанской области.
Определением от 02.08.2013 в порядке ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по ходатайству истца произвел замену ненадлежащего ответчика по делу - Рязанской области в лице Министерства финансов Рязанской области на надлежащего ответчика - Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в польщу муниципального унитарного предприятия города Рязани "Рязанская автоколонна N 1310" убытки в сумме 25 747 068 руб. 46 коп. Уточнение исковых требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 17.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.12.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, УФК по Рязанской области, действующее от имени и по поручению Министерства финансов Российской Федерации, обратилось в Федеральный арбитржаный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.12.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители истца, Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области в судебном заседании возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представилелей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотерть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитаржного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представилелей указанных лиц.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.12.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно Уставу МУП "Рязанская автоколонна N 1310" целью создания предприятия является удовлетворение потребностей населения города Рязани в транспортном обслуживании. Основным видом деятельности предприятия является осуществление регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском, пригородном и международном сообщении.
Между Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (Заказчик) и МУП "Рязанская автоколонна N 1310" (перевозчик) 24.11.2011 заключен договор N 253/02 на осуществление перевозок граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области, и о возмещении перевозчикам расходов, связанных с оказанием услуг по перевозке граждан этих категорий (далее - договор).
Указанный договор заключен в соответствии с законом Рязанской области от 29.12.2004 N 167-ОЗ "О мерах социальной поддержки некоторых категорий ветеранов"; законов Рязанской области от 29.12.2004 N 170-ОЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий"; законом Рязанской области от 14.10.2005 N 111-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан из числа пенсионеров на территории Рязанской области; постановлением Правительства Рязанской области от 15.06.2006 N 151 (с изменениями и дополнениями) "Об утверждении порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области".
В соответствии с условиями договора перевозчик обязался осуществлять перевозку граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, на условиях, установленных договором и постановлением Правительства Рязанской области от 15.06.2006 N 151"Об утверждении порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области" в пределах Рязанской области на маршрутах и в соответствии с расписанием движения, установленным Приложением N 1Г или N 1П к договору.
Заказчик обязался возместить Перевозчику в полном объеме из средств областного бюджета расходы, связанные с проездом на транспорте общего пользования граждан по месячным именным социальным талонам-билетам (пункт 1.1, пункт 1.2 договора в редакции протокола разногласий от 24.11.2011).
В Приложениях N 1П и N 1Г к договору стороны согласовали перечень маршрутов, график работы на маршрутах и тип используемого подвижного состава. Срок действия договора установлен с 25.12.2011 по 31.12.2012.
В договоре стороны определили порядок и условия проезда на транспорте общего пользования граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, порядок взаимодействия сторон договора, порядок осуществления документооборота по возмещению расходов перевозчика, порядок и основания расчетов с перевозчиком по компенсации его расходов по перевозке указанной категории граждан.
В соответствии с пунктом 2.9 договора распределение суммы компенсации расходов от перевозки граждан по талонам-билетам в городском сообщении между перевозчиками в городе Рязани и других населенных пунктов области производится пропорционально их долевому участию в объеме транспортной работы, выполняемой в городе и измеряемой в место-километрах, на основании заключенного соответствующего соглашения между ними.
Пунктом 2.10 договора в редакции протокола разногласий от 24.11.2011 установлено, что целевые финансовые средства областного бюджета, определенные на основе отчетных данных предприятия в соответствии с пунктом 1.2, в полном объеме поступают заказчику через Министерство финансов Рязанской области для расчета с перевозчиком. Заказчик целевые финансовые средства областного бюджета, определенные на основе отчетных данных предприятия в соответствии с пунктом 1.2, в полном объеме перечисляет перевозчику.
В соответствии с пунктом 3.2.2 договора (в редакции протокола разногласий от 24.11.2011) заказчик обязуется в первой декаде текущего месяца произвести авансовый платеж за выполняемые услуги текущего месяца в размере 30 процентов от суммы компенсации, рассчитанной в соответствии с пунктом 1.2 предыдущего отчетного месяца. В течение десяти рабочих дней после окончания расчетного периода (месяца) произвести Перевозчику окончательную оплату за выполненную работу на основании полученных от перевозчика платежных документов (счетов, счетов-фактур, актов выполненных работ).
Выполненная перевозчиком работа оплачивается заказчиком посредством перечисления денежных сумм пропорционально проданным талонам-билетам в городском и пригородном сообщении в полном объеме, в соответствии с законами и иными правовыми актами Рязанской области (пункт 5.1 договора в редакции протокола разногласий от 24.11.2011).
Стороны согласовали пункты продажи социальных талонов-билетов, формы ведомости продажи (единых) именных месячных социальных талонов-билетов, актов выполненных работ, отчетов о продаже (единых) именных месячных социальных талонов-билетов, отчетов о выполнении расписания движения автобусов по согласованным маршрутам (приложения к договору).
Во исполнение условий договора МУП "Рязанская автоколонна N 1310" осуществило в 2012 году перевозку граждан, имеющих в силу закона право на меры социальной поддержки, по льготным ценам на месячные именные социальные талоны-билеты, установленным постановлением Правительства Рязанской области от 15.06.2006 N 151 "Об утверждении Порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области".
Законом Рязанской области от 23.12.201 N 119-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" за счет средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусмотрено 103 821 800 рублей.
В соответствии с Законом Рязанской области от 11.07.2013 N 31-03 "Об исполнении областного бюджета за 2012 год" данные денежные средства фактически были выделены на указанные цели в 2012 году из областного бюджета.
Главным распорядителем указанных средств являлось Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области. Расчеты производились не только с истцом, но и другими перевозчиками на основании заключенных договоров в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 15.06.2006 N 151.
Согласно расчету истца неполученные доходы в связи с предоставлением льгот по оплате услуг по перевозке общественным транспортом гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, в 2012 году составили 25 747 068 рублей 46 копеек.
Факт предоставления гражданам, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, льгот при перевозке подтверждается актами выполненных работ, отчетами о продаже месячных именных социальных талонов-билетов, ведомостями продажи именных социальных талонов-билетов.
От реализации (единых) именных социальных талонов-билетов МУП "Рязанская автоколонна N 1310" получило доход в 2012 году в сумме 16 514 960 рублей.
Сумма денежных средств, которые истец получил бы при реализации социальных талонов-билетов по стоимости обычных проездных билетов составила 74 103 861 рублей 70 копеек.
В счет компенсации расходов по перевозке льготной категории граждан истцом от Министерства транспорта Рязанской области в 2012 году получено 31 841 833 рублей 24 копеек, средств бюджета Рязанской области, что подтверждено расчетом истца и платежными поручениями.
Расчеты по компенсации истцу расходов производились путем перечисления сумм пропорционально проданным месячным социальным талонам-билетам в пределах выделенных бюджетных средств, что подтверждается ежемесячными расчетами компенсации расходов перевозчиков, осуществляющих перевозку граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, составленными Министерством транспорта Рязанской области.
Таким образом, некомпенсированные расходы МУП "Рязанская автоколонна N 1310" по перевозке льготной категории граждан составили в общей сумме 25 747 068 рублей 46 копеек.
Основываясь на том, что денежные средства, перечисленные из бюджета, не компенсировали истцу всей суммы причиненных ему убытков в связи с оказанием услуг по перевозке льготным категориям граждан, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков в сумме 25 747 068 рублей 46 копеек.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражные суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии СП. 1 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ст.ст. 3, 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Рязанской области от 15.06.2006 N 151 "Об утверждении Порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области", во исполнение которого с истцом заключены вышеуказанные договоры, орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительство Рязанской области в пределах своих полномочий лишь установило порядок реализации на своей территории социальных гарантий гражданам, финансирование которых является расходным обязательством Российской Федерации, а не обязательство по финансированию указанного вопроса за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Поскольку передача из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации денежных средств в 2012 году на реализацию льгот по перевозке пассажиров не осуществлялось, что сторонами не оспаривается, арбитражными судами сделан обоснованный вывод о том, что предъявленные истцом расходы в соответствии со ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.
Факт и размер понесенных истцом убытков, связанных с предоставлением услуг по перевозке льготных категорий граждан, подтверждаются материалами дела, в том числе месячными ведомостями продажи единых социальных билетов-талонов, актами выполненных работ, отчетами, расчетами по возмещению расходов, связанных с перевозкой граждан, имеющих право на льготы, платежными поручениями на перечисление бюджетных средств в возмещение расходов.
При этом ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих выделение в спорный период из федерального бюджета средств в объеме, достаточном для реализации социальных гарантий граждан, установленных федеральными законами, и для возмещения истцу понесенных убытков.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанции установили, что истец недополучил из федерального бюджета 25 747 068 руб. 46 коп. в возмещение расходов на перевозку льготных категорий граждан федерального реестра.
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика убытков в заявленном размере.
По установленному Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации правилу, исследование и оценка доказательств по делу - прерогатива суда первой инстанции (статьи 135, 136, 153, 159, 162, 168 и 170). В силу положения части 1 статьи 288 АПК Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Кассационная инстанция находит вывод суда об обоснованности исковых требований соответствующим имеющимся в материалах дела доказательствам, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом с соблюдением требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 23.06.2009 N 2992/09, от 25.01.2011 N 9621/10, от 25.07.2011 N 5481/11.
Кроме того, вступившими в силу судебными актами по делам N А40-70568/09-24-465, N А40-85689/09-55-736, N А54-4544/2010, N А54-4328/2007-С15 МУП "Рязанская автоколонна N 1310" уже взыскало с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия убытки, связанные с перевозкой льготных категорий граждан за предшествующие периоды.
Доводы кассационной жалобы о неправильном расчете убытков в виде неполученной провозной платы выражают несогласие с выводами судов, содержащимися в обжалуемых судебных актах, и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, установленных судом, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, поэтому суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 17 декабря 2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2014 по делу N А54-3628/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Рязанской области от 15.06.2006 N 151 "Об утверждении Порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области", во исполнение которого с истцом заключены вышеуказанные договоры, орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительство Рязанской области в пределах своих полномочий лишь установило порядок реализации на своей территории социальных гарантий гражданам, финансирование которых является расходным обязательством Российской Федерации, а не обязательство по финансированию указанного вопроса за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Поскольку передача из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации денежных средств в 2012 году на реализацию льгот по перевозке пассажиров не осуществлялось, что сторонами не оспаривается, арбитражными судами сделан обоснованный вывод о том, что предъявленные истцом расходы в соответствии со ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 июля 2014 г. N Ф10-1927/14 по делу N А54-3628/2013