г.Калуга |
|
08 июля 2014 г. |
Дело N А23-3139/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Степиной Л.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии: |
|
от общества с ограниченной ответственностью Сервисный Центр "Катек" (ОГРН 1024001347567, г.Калуга, Григоров переулок, д.11, 248000) - Сагдеева А.Р. доверенность от 01.12.2011N 84;
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калуге Калужской области (г.Калуга, ул.Суворова, д.121, 248000) - Белой С.Н. доверенность от 09.01.2014 N 1, Гудилиной Т.В. доверенность от 17.01.2014 N 29;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Сервисный Центр "Катек" на решение Арбитражного суда Калужской области от 13.11.2013 (судья Носова М.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 (судьи Заикина Н.В., Мордасов Е.В., Федин К.А.) по делу N А23-3139/2013,
У С ТА Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью Сервисный Центр "КАТЕК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Калуге Калужской области (далее - управление) о признании недействительными решений от 04.07.2013 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах, о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 02.12.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Решение управления от 04.06.2013 N 050/023/38-2013 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования в части суммы штрафных санкций в размере 38 420 рублей 40 копеек признано незаконным.
В удовлетворении требований общества в остальной части отказано. Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами судов в части отказа в удовлетворении заявленного требования, Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении требования в полном объеме, полагая необоснованным вывод суда о квалификации выплат водителям как облагаемой страховыми взносами формы оплаты труда; указало на неучет органом Пенсионного фонда смягчающих обстоятельств и незаконность вынесения Управлением двух решений по одному акту проверки.
В отзыве управление просит оставить решение суда без изменения, настаивая на необходимости включения в облагаемую страховыми взносами базу выплат водителям, произведенных обществом, прежде всего в силу документальной неподтвержденности факта несения и размеров этих расходов.
В судебном заседании представитель Общества поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, настаивая на том, что выплаты компенсационного характера, производимые предприятием работникам - водителям, не должны были подтверждаться документами о расходовании этих средств, поскольку выплаты нормированы и характер компенсации не связан с конкретными расходами, а обусловлен разъездным характером работ.
Представитель Управления с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, кассационная коллегия не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением управления от 04.06.2013 N 050/023/38-2013 общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования" за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов. Основанием для принятия решения послужил установленный управлением факт невключения обществом в облагаемую базу сумм, выплачиваемых ежемесячно водителям организации пропорционально отработанному времени, в связи с осуществлением ими трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором (расходы на проезд, по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, иные расходы, произведённые, работником с разрешения или ведома работодателя). Сумма штрафа составила 20 % от суммы неуплаченных страховых взносов в размере 104 153 рубля 50 копеек, а именно 20 830 рублей 70 копеек.
Кроме того, решением управления от 04.06.2013 N 050/023/38-2013 общество привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" за представление недостоверных сведений. Сумма штрафа составила 10 % от начисленных страховых взносов за отчётный период в размере 469 904 рублей 01 копейки, а именно 46 990 рублей 40 копеек.
Несогласие с решениями послужило основанием обращения Общества в суд.
Принимая решение и постановление, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 указанного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Статьёй 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт "д" пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу (подпункт "и" пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов: работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчётный период (пункт 11).
Трудовым кодексом Российской Федерации установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации) и компенсации (главы 24 - 28 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Суды правильно истолковали положения статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, указав, что предусмотренные ею компенсационные выплаты являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей, в отличие от собственно компенсаций, предусмотренных главами 24-28 Трудового кодекса, в частности, частью 2 статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для определения того, как те или иные затраты предприятия в пользу своих работников следует квалифицировать, как облагаемые или необлагаемые страховыми взносами, т.е. для применения подпункта и) пункта 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, необходимо установить природу указанных выплат.
Страхователь, как следует из материалов дела, производил выплаты на основании статьи 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу указанной нормы работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками: расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками вышеуказанных работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Суды двух инстанций проанализировали Положение о возмещении расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, действующему в обществе, трудовые договоры с водителями и пришли к выводу, что указанные компенсационные выплаты фактически являются элементами оплаты труда, поскольку связаны непосредственно с трудовой деятельностью, носят систематический характер и выплачиваются постоянно, т.е. призваны компенсировать не какие-либо конкретные расходы работников, а определенные неудобства разъездного характера работ, т.е. особенности самого трудового процесса.
Соответственно, вывод судов о том, что указанные выплаты не носят характера возмещения затрат (собственно компенсаций) являются обоснованными.
Правила оценки доказательств судами не нарушены, а переоценка в силу части 1 статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Довод кассационной жалобы о неучете смягчающих вину обстоятельств органом Пенсионного фонда при принятии оспариваемых решений и судом направлен также на переоценку тех обстоятельств, которые были предметом рассмотрения судов, что находится за пределами полномочий кассационной инстанции.
Довод о незаконности одного из принятых органом Пенсионного фонда решений по мотиву того, что оба они вынесены по одному акту проверки, что, по мнению заявителя жалобы недопустимо, не может быть признан обоснованным, поскольку привлечение к ответственности в одном случае произведено за нарушение законодательства о страховых взносах (Закон N 212-ФЗ), в другом - за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте (Закон N 27-ФЗ).
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание; судами правильно применены нормы материального права к установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 13.11.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 по делу N А23-3139/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Николаева |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правильно истолковали положения статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, указав, что предусмотренные ею компенсационные выплаты являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей, в отличие от собственно компенсаций, предусмотренных главами 24-28 Трудового кодекса, в частности, частью 2 статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для определения того, как те или иные затраты предприятия в пользу своих работников следует квалифицировать, как облагаемые или необлагаемые страховыми взносами, т.е. для применения подпункта и) пункта 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, необходимо установить природу указанных выплат.
Страхователь, как следует из материалов дела, производил выплаты на основании статьи 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
...
Довод о незаконности одного из принятых органом Пенсионного фонда решений по мотиву того, что оба они вынесены по одному акту проверки, что, по мнению заявителя жалобы недопустимо, не может быть признан обоснованным, поскольку привлечение к ответственности в одном случае произведено за нарушение законодательства о страховых взносах (Закон N 212-ФЗ), в другом - за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте (Закон N 27-ФЗ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 июля 2014 г. N Ф10-1969/14 по делу N А23-3139/2013