город Калуга |
|
10 июля 2014 г. |
Дело N А64-7118/2013 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 09.07.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.07.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей |
Солодовой Л.В. Нарусова М.М. |
|
Гриднева А.Н. |
при участии в судебном заседании: |
|
от истца: ОАО "Газпром распределение Тамбов"
от ответчика: Администрация города Мичуринска |
Николаева В.А. - представитель (дов. N ВК-0405/156 от 15.01.2014) Утешевой О.О. - представитель (дов. N ДП-0605/3349 от 08.07.2014)
не явился, извещен наддежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Мичуринска на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.12.2013 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2014г.по делу N А64-7118/2013,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Тамбов" обратилось в суд с иском к администрации г. Мичуринска о признании права собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
1. "Сеть газораспределения N 50-27", протяженностью 1 461,64 м, инв.N 6268000030, адрес (местоположение): Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Липецкое шоссе (ВНИИС);
2. "Сеть газораспределения N 50-28", протяженностью 4 802,45 м, инв.N 6268000031, адрес (местоположение): Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Липецкое шоссе;
3. "Сеть газораспределения N 50-29", протяженностью 455,36 м, инв.N 6268000005, адрес (местоположение): Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Парковая;
4. "Сеть газораспределения N 50-30", протяженностью 1 314,08 м, инв.N 6268000021, адрес (местоположение): Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Парковая;
5. "Сеть газораспределения N 50-31", протяженностью 662,94 м, инв.N 6268000022, адрес (местоположение): Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. ЦГЛ (Центральная Генетическая Лаборатория);
6. "Сеть газораспределения N 50-32", протяженностью 829,2 м, инв.N 6268000042, адрес (местоположение): Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая;
7. "Сеть газораспределения N 50-33", протяженностью 896,12 м, инв.N 6268000006, адрес (местоположение): Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Мичурина;
8. "Сеть газораспределения N 50-34", протяженностью 831,14 м, инв.N 6268000023, адрес (местоположение): Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Автозаводская;
9. "Сеть газораспределения N 50-35", протяженностью 2 526,47 м, инв.N 6268000043, адрес (местоположение): Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Герасимова, ул. Филиппова, ул. Красноармейская;
10. "Сеть газораспределения N 50-36", протяженностью 3 466,55 м, инв.N 6268000026, адрес (местоположение): Тамбовская область, г. Мичуринск, мкр.Кочетовка, ул. 7 Ноября, ул. Октябрьская;
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.12.2013 г, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2014 г. исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с выводов судов обеих инстанций, Администрация г.Мичуринска обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать.
Дело рассмотрено в порядке ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц и проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, Тамбовское областное производственное объединение по газификации и эксплуатации газового хозяйства было создано в соответствии с Постановлением исполнительного комитета Тамбовского областного Совета народных депутатов и Президиума областного Совета профессиональных союзов от 12.07.1989 N 36/32 и зарегистрировано на основании Постановления главы администрации Октябрьского района от 09.07.1992 N 240.
В дальнейшем, решением Комитета по управлению государственным имуществом Тамбовской области от 30.07.1993 N 500 было преобразовано в АООТ по газификации и эксплуатации газового хозяйства Тамбовской области "Тамбовоблгаз" и утвержден план приватизации, а с ноября 1997 г. в связи с приведением уставных документов в соответствие с действующим законодательством, было переименовано в открытое акционерное общество.
Во исполнении решения общего собрании акционеров от 25.07.1999 г, приказом ОАО "Тамбовоблгаз" от 02.08.1999 N 173-ок, тресты, входящие в состав акционерного общества, были переименованы в филиалы, в том числе "Мичуринский трест по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Мичуринскмежрайгаз" ОАО "Тамбовоблгаз" - в "Мичуринскмежрайгаз" - филиал ОАО "Тамбовоблгаз".
Ссылаясь на то, что в плане приватизации и актах приема - передачи спорные объекты недвижимости были указаны без адресов их местонахождения и технических характеристик, что препятствует в осуществлении государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, истец обратился в суд с настоящим иском.
Кассационная коллегия полагает, что оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований. При этом правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с положениями ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного или муниципального имущества.
В данном случае, из материалов дела усматривается, что приватизация Тамбовского областного производственного объединения по газификации и эксплуатации газового хозяйства была осуществлена в 1992 году в порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества" и N 1559 от 08.12.1992 "О преобразовании в акционерные общества и приватизации предприятий, объединений и организаций газового хозяйства Российской Федерации".
Согласно п.12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации.
Как следует из материалов дела, согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 г, на балансе государственного предприятия производственного объединения по газификации и эксплуатации газового хозяйства ГП-ПО "Тамбовоблгаз", преобразованного в акционерное общество открытого типа находились в том числе и объекты, включенные во вновь сформированные сети газораспределения
В 2013 году ОАО "Тамбовоблгаз" провело техническую инвентаризацию и из находящихся на балансе общества газопроводов в соответствии с Системой стандартизации в газовом хозяйстве СТО ГАЗПРОМРЕГИОНГАЗ 1.3-2010 были сформированы сети газораспределения.
В состав вновь сформированных сетей газораспределения вошли газопроводы, поставленные на баланс общества на основании Плана приватизации Государственного предприятия производственного объединения по газификации и эксплуатации газового хозяйства ГП-ПО "Тамбовоблгаз", утвержденного Комитетом по управлению госимуществом Тамбовской области 30.07.1993. По плану приватизации от ГП ПО "Тамбовоблгаз" в собственность ОАО "Тамбовоблгаз" перешло более 12 тысяч газопроводов, которые были указаны без их расшифровки и конкретных характеристик объектов, их месторасположении и протяженности, что затрудняло идентификацию включенных в план приватизации объектов.
В дальнейшем, в 2008 году был определен перечень имущества, вошедшего в план приватизации, содержащий конкретный перечень объектов с указанием местонахождения и их протяженность, что подтверждается актом, согласованным с Территориальным управлением Росимущества в Тамбовской области.
В связи с принятием ряда законодательных актов, в том числе Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 724 "О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность" истцу, как газотранспорной организации, были переданы по актам приема - передачи газовые сети.
Передача объектов газораспределения осуществлена по согласованию с администрацией г. Мичуринска Тамбовской области по территориальности в связи с отказом администрации от несения несвойственных ей функций и несения бремени содержания газопроводов.
Как следует из материалов дела, спорные объекты в реестрах федеральной собственности, государственной собственности Тамбовской области и в реестре муниципального имущества города не числятся. Записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации прав на спорные объекты отсутствуют.
ОАО "Тамбовоблгаз" эксплуатирует спорные газопроводы с момента постановки их на баланс, несет расходы по ремонту и обслуживанию, уплачивает налоги на имущество.
Формирование сетей газораспределения из приватизируемых и переданных объектов, привело к созданию фактически нового недвижимого имущества, плотно связанного с землей.
Безопасность объектов подтверждается техническими паспортами, техническими заключениями и актами.
Согласно положений п.п. 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски о признании права, заявленные лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации и не регистрировались в соответствии с п.1,2 ст. 6 названного Закона либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п.2 ст. 8 ГК РФ.
Решение суда об удовлетворении искового заявления о признании права собственности является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество.
На основании вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные исковые требования.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемого судебного акта и влекущих его отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в жалобе были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с положениями ст. 286 АПК РФ переоценка установленных судами фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 287 ч.1 п.1 и 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.12.2013 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2014 г. по делу N А64-7118/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В.Солодова |
Судьи |
М.М.Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с принятием ряда законодательных актов, в том числе Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 724 "О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность" истцу, как газотранспорной организации, были переданы по актам приема - передачи газовые сети.
...
Согласно положений п.п. 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски о признании права, заявленные лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации и не регистрировались в соответствии с п.1,2 ст. 6 названного Закона либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п.2 ст. 8 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 июля 2014 г. N Ф10-2159/14 по делу N А64-7118/2013
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2159/14
07.03.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-545/14
16.12.2013 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7118/13
09.12.2013 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7118/13