6 августа 2018 г. |
Дело N А14-16494/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2018 года.
г. Калуга
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
судей |
Егорова Е.И. Чаусовой Е.Н. |
|
|
при участии в заседании: |
|
|
|
от ПГСК "Спутник" 394086, г.Воронеж, ул.Л.Шевцовой, д.40 ОГРН 1033600044642
от ИФНС России по Советскому р-ну г.Воронежа 394038, г.Воронеж, ул.Космонавтов, д.8а ОГРН 1043600195847 |
не явились, извещены надлежаще
Гвоздева А.А. - представитель, дов. от 21.05.18г. N 03-17/08972 Елфимова И.С. - представитель, дов. от 19.12.17г. N 03-17/25255 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу потребительского гаражно-строительного кооператива "Спутник" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.01.18г. (судья В.А.Козлов) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.18г. (судьи М.Б.Осипова, А.И.Протасов, Е.А.Семенюта) по делу N А14-16494/2017,
УСТАНОВИЛ:
Потребительский гаражно-строительный кооператив "Спутник" (далее - налогоплательщик) обратился в суд с заявлением о признании недействительными и отмене акта налоговой проверки от 12.05.17г. N 1007 и решения ИФНС России по Советскому району г.Воронежа (далее - налоговый орган) от 27.06.17г. N 897, о взыскании с налогового органа судебных расходов на копирование документов в сумме 790 руб., а также расходов по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб. (с учетом уточнений в порядке ст.49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.01.18г. производство по делу в части признания недействительным акта налоговой проверки от 12.05.17г. N 1007 прекращено; решение налогового органа от 27.06.17г. N 897 признано недействительным в части привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 60977 руб.; в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.18г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налогоплательщик просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Налоговый орган в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей налогового органа, поддержавших доводы отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, актом от 12.05.17г. N 1007 оформлены результаты камеральной налоговой проверки налоговой декларации налогоплательщика по земельному налогу за 2016 год, в которой в качестве налоговой базы по земельному участку с кадастровым номером 36:34:0504053:587 указана сумма 74682443 руб., по земельному участку с кадастровым номером 36:34:0504053:588 указана в размере 22644239 руб. Поскольку налоговый орган посчитал, что налогоплательщик неправомерно использовал в качестве налоговой базы кадастровую стоимость спорных земельных участков, установленную Постановлением Правительства Воронежской области от 11.12.15г. N 970, решением от 27.06.17г. N 897 налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 67752 руб., доначислен земельный налог в размере 338760 руб. и пеня в размере 22510 руб.
Решением УФНС России по Воронежской области от 04.09.17г. N 15-2-18/25189@ решение налогового органа было оставлено в силе, после чего налогоплательщик обратился в суд.
Принимая обжалуемые акты, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Статьей 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку акт налоговой проверки является лишь документом, содержащим указание на документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, а также на выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если НК РФ предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах, и не возлагает на налогоплательщиков каких-либо обязанностей, суды правомерно указали на то, что он не является ненормативным правовым актов, и прекратили производство по делу в части оспаривания налогоплательщиком именно акта от 12.05.17г. N 1007.
Рассматривая спор в части правомерности применения налогоплательщиком кадастровой стоимости спорных земельных участков, установленных Постановлением Правительства Воронежской области от 11.12.15г. N 970, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02.07.13г. N 17-П, Определении от 03.02.10г. N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Верховным Судом Российской Федерации в п.18 Постановления Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" от 30.06.15г. N 28 разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (ст.5 НК РФ).
Согласно п.1 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Поскольку Постановление Правительства Воронежской области от 11.12.15г. N 970, на основании которого определял кадастровую стоимость земельных участков налогоплательщик, было официально опубликовано 14.12.15г., то в соответствии с п.1 ст.5 НК РФ оно вступило в законную силу с 14.01.16г., а в целях налогообложения применяется к правоотношениям с 01.01.17г.
При этом суды обоснованно указали, что данное Постановление Правительства Воронежской области прямо не предусматривает распространение на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, а также не является актом законодательства о налогах и сборах, улучшающих положение налогоплательщика, поскольку в отношении одних земельных участков увеличивает их кадастровую стоимость, а в отношении других - уменьшает.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно признали оспариваемое решение налогового органа, в котором в качестве кадастровой стоимости спорных земельных участков применена кадастровая стоимость, установленная Постановлением Правительства Воронежской области от 17.12.10г. N 1108, соответствующим закону, и отказали в удовлетворении заявления налогоплательщика в этой части.
Доводы налогоплательщика об отсутствии его вины, а также об ошибках в кадастровых номерах земельных участков, допущенных налоговым органом в оспариваемом решении, были исследованы судами и отклонены с указанием мотивов отклонения.
Суд кассационной инстанции находит, что выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении судами норм материального права, при этом арбитражными судами первой и апелляционной инстанций не было нарушено положений ст.71 АПК РФ об исследовании и оценке доказательств.
Все доводы кассационной жалобы налогоплательщика были положены им в основу заявления в суд, заявлялись им в судах первой и апелляционной инстанций, были проверены судами и получили в принятых актах правовую оценку.
Повторение этих же доводов в кассационной жалобе суд кассационной инстанции рассматривает как попытку переоценки доказательств, что в силу ст.ст.286, 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов (ч.4 ст.288 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23 января 2018 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2018 года по делу N А14-16494/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу потребительского гаражно-строительного кооператива "Спутник" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Е.И.Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (ст.5 НК РФ).
Согласно п.1 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Поскольку Постановление Правительства Воронежской области от 11.12.15г. N 970, на основании которого определял кадастровую стоимость земельных участков налогоплательщик, было официально опубликовано 14.12.15г., то в соответствии с п.1 ст.5 НК РФ оно вступило в законную силу с 14.01.16г., а в целях налогообложения применяется к правоотношениям с 01.01.17г."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 6 августа 2018 г. N Ф10-2885/18 по делу N А14-16494/2017