Коротко о важном
"Упрощенцам", загрязняющим среду
Плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия не может быть отнесена к расходам у налогоплательщиков - пользователей УСН. К этому выводу пришел Минфин РФ в письме от 9 июля 2004 г. N 03-03-05/1/70. Конечно, п. 22 ст. 346.16 НК РФ разрешает "упрощенцам" учесть в расходах суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ. Но в том-то и дело, что так называемый экологический налог не относится ни к налогам, ни к сборам по формальным признакам: в перечне налогов и сборов, взимаемых в РФ (ст. 13-15 НК РФ), плата за загрязнение среды отсутствует. Более того, в свое время КС РФ определил, что плата за загрязнение относится к неналоговым платежам (Определение КС РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О). Поэтому отнести плату за загрязнение к расходам в целях ст. 346.16 НК РФ нельзя.
Следует иметь в виду, что подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ разрешает налогоплательщику уменьшить полученный доход на материальные расходы, принимаемые применительно к порядку, установленному для налога на прибыль, то есть ст. 254 НК РФ. К материальным расходам относятся в том числе и платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Плата за вредное воздействие на окружающую среду и ее предельные размеры устанавливаются согласно Порядку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632. При этом если у налогоплательщика отсутствует оформленное надлежащим образом разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов и пр., то вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная (п. 6 Порядка). Пункт 4 ст. 270 НК РФ содержит прямой запрет на включение в расходы налогоплательщика сумм платежей за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Поэтому у налогоплательщика, не имеющего указанных разрешений, плата за негативное воздействие на окружающую среду к расходам в целях главы 26.2 НК РФ не относится.
Напоминание о вычетах
О порядке получения стандартных вычетов по НДФЛ напоминает МНС РФ Письмом от 12.07.2004 N 04-5-03/207. НК предусматривает, что стандартный вычет можно получить не только у налогового агента по выбору налогоплательщика (ст. 218 НК РФ), для чего следует подать соответствующее заявление и документы, подтверждающие право на вычет. Если в течение налогового периода вычеты не предоставлялись или налогоплательщик получил их в меньшем, чем предусмотрено НК, размере, то к налоговой декларации следует приложить заявление с подтверждающими документами, на основании которых будет произведен перерасчет налоговой базы с учетом стандартных вычетов. Если налогоплательщик одновременно претендует на получение каких-либо иных вычетов, то свое право на стандартные вычеты повторно подтверждать не нужно. Достаточно приложить к декларации справку от налогового агента, предоставившего стандартные вычеты, по форме N 2-НДФЛ. Тем не менее документы, подтверждающие право на стандартные вычеты, как и иные документы, удостоверяющие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, могут быть затребованы налоговым органом в рамках камеральной проверки налоговой декларации.
ПФР вписался в "одно окно"
С 1 января 2004 г. регистрация предпринимателей осуществляется по принципу "одного окна". Но то, что прописано в Федеральном законе (от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ), не всегда совпадает с тем, что происходит в реальной жизни. Так получилось и с регистрацией в органах Пенсионного фонда. Хотя ст. 7 Закона N 185-ФЗ и предписывала налоговым органам в 5-дневный срок с момента госрегистрации представлять сведения из госреестров внебюджетным фондам для регистрации организаций и физлиц в качестве страхователей, в отношении некоторых категорий страхователей осуществить эти намерения было до недавних пор невозможно.
Дело в том, что Закон предписал определить порядок регистрации страхователей, уплачивающих фиксированные платежи в ПФР, страховщику, в данном случае - Пенсионному фонду, а последний не особенно поторопился исполнить наказ законодателей. Поэтому индивидуальные предприниматели, в том числе главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, а также лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, продолжали руководствоваться порядком регистрации, утвержденным постановлением ПФР от 16 августа 2002 г. N 89п. Так, например, индивидуальные предприниматели и главы фермерских хозяйств должны были зарегистрироваться в ПФР в течение 30 дней с момента госрегистрации.
Теперь этот пробел нормотворчества наконец ликвидирован. 20 августа Минюст зарегистрировал постановление ПФР от 22 июля 2004 г. N 98п, утверждающее новый порядок регистрации в органах ПФР для вышеуказанных категорий. Индивидуальные предприниматели (в том числе и главы фермерских хозяйств) и родовые общины малочисленных северных народов будут зарегистрированы органами ПФР в 5-дневный срок на основании данных регистрирующего (налогового) органа. Получив оттуда информацию, ПФР присвоит регистрационный номер данной категории граждан и сообщит его в налоговые органы для включения в реестр индивидуальных предпринимателей либо юрлиц (для общин народов Севера).
Что касается частных нотариусов, частных детективов и граждан, добровольно вступивших в отношения по обязательному пенсионному страхованию, в процедуре их регистрации особых изменений не произошло. Заявления они подают самостоятельно, как и прежде, но вот набор документов подкорректирован. Адвокатам придется представить свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, детективам - документ, удостоверяющий личность (выданный уполномоченным органом внутренних дел). В извещениях, рассылаемых органами ПФР, изменены коды бюджетной классификации для уплаты фиксированных платежей: на страховую часть пенсии - 1010611, на накопительную - 1010621.
Агент, но не налоговый
Российские организации, выплачивающие денежные средства иностранным лицам за приобретенные у них товары (работы, услуги), реализованные на территории РФ, выполняют функции налоговых агентов: исчисляют и уплачивают в бюджет НДС (ст. 161 НК РФ). Если же российская организация А по агентскому договору с иностранным лицом приобрела на территории РФ товары у российских лиц (Б), а в дальнейшем реализовала эти товары на территории РФ опять же российскому лицу (С), налоговым агентом организация А не является. Таким образом, организация А не обязана исчислять и удерживать НДС по операциям по реализации данных товаров, перечисляя денежные средства иностранному комитенту в рамках договора. Налоговая база организации А для целей уплаты НДС будет соответствовать сумме дохода, полученного ею в виде вознаграждения по договору, а также любых иных доходов, полученных при его исполнении (Письмо Минфина РФ от 22 июня 2004 г. N 03-03-08/39).
Еще немного о плате за загрязнение
Письмо МНС РФ от 3 сентября 2004 г. N 21-2-05/106 посвящено проблеме исчисления платы за загрязнение окружающей среды в 2003 г. Проблема возникла из-за того, что решением ВС РФ от 12 февраля 2003 г. N ГКПИ 03-49 был отменен п. 2 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632, которым федеральным органам исполнительной власти предписывалось определять базовые нормативы платы. Решение ВС вступило в силу с 16 мая 2003 г. (Определение Кассационной коллегии ВС РФ от 15 мая 2003 г. N КАС 03-167), а постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344, вводящее новые нормативы платы за загрязнение, - только с 29 июня 2003 г. В связи с этим, рассчитывая сумму платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и т.п., в 2003 г. плательщики, администрирующие и надзорные органы должны учесть следующее:
- с 1 января 2003 г. по 15 мая 2003 г. расчет платы ведется по базовым нормативам, доведенным Письмом Минприроды РФ от 27 ноября 1992 г.;
- с 16 мая по 28 июня 2003 г. нормативы платы не установлены;
- с 29 июня по 31 декабря 2003 г. расчет платы ведется по нормативам, установленным постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344.
Сбор за биоресурсы теперь можно вернуть
Напомним, что организации и индивидуальные предприниматели - пользователи объектов животного мира по истечении срока действия выданных им лицензий вправе обратиться в налоговый орган по месту учета, с тем чтобы получить зачет или возврат сумм сбора за пользование объектами животного мира по нереализованным лицензиям (разрешениям). Для этого необходимо представить документы, перечень которых, как гласит ст. 333.7 НК РФ, "утверждается федеральным налоговым органом". Хотя глава 25.1 НК РФ, устанавливающая порядок уплаты указанного сбора, введена в действие с 1 января 2004 г. (Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 148-ФЗ), перечень документов для зачета и возврата налога до недавнего времени отсутствовал. И вот, наконец, приказом МНС РФ от 23 июля 2004 г. N САЭ-3-21/438 перечень документов утвержден (зарегистрирован Минюстом РФ 7 сентября 2004 г. N 6011). Итак, для зачета или возврата сумм сбора необходимо представить:
- соответствующее заявление;
- уточненные сведения о полученной лицензии (разрешении) на пользование объектами животного мира;
- сведения, составленные в отношении нереализованной части лицензии, о суммах сбора, подлежащих уплате, и фактически уплаченных суммах.
Непосредственно зачет или возврат налога производится в общем порядке (установлен главой 17 НК РФ).
Росстат в действии
Оправившись от реорганизации, Федеральная статслужба активно принялась обновлять формы статистической отчетности, выпустив сразу несколько постановлений. Мы остановимся лишь на некоторых из них. Так, начиная с отчета за 2004 г. меняются формы годовой отчетности по наличию и движению основных фондов и нефинансовых активов (N 11 для юрлиц, N 11 (краткая) для НКО, N 11-ПМ для малых предприятий по спискам Росстата), а также форма N П-2 (краткая) "Сведения об инвестициях в основной капитал", представляемая юрлицами (за исключением тех, чья численность менее 15 человек, и МП) помесячно, - начиная с отчета за январь 2005 г. (постановление Росстата от 15 июля 2004 г. N 29).
Кроме того, изменения затронули ежемесячные формы N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении рабочей силы", которые следует обновить начиная с января 2005 г., а также ежеквартальные формы N П-2 "Сведения об инвестициях" и N П-5 (м) "Основные сведения о деятельности организации" - с отчета за I квартал 2005 г. (постановление Росстата от 27 июля 2004 г. N 34).
Выкуп земли с разногласиями
Предложения по стоимости выкупа земли под приватизированными предприятиями будут внесены в Правительство еще до 1 октября 2004 г. - сообщил замглавы МЭРТ РФ Андрей Шаронов. Базой расчета выкупной цены МЭРТ предлагает сделать ставку земельного налога, которую, в свою очередь, начиная с 2006 г. предлагается рассчитывать на основе кадастровой цены участка земли. Коэффициент базовой ставки выкупа пока окончательно не определен. Стоимость выкупа земель будет зависеть от количества жителей населенного пункта. Их предлагается делить на 2 категории - до и свыше 1 млн человек. Предложения МЭРТ пока находятся на согласовании в различных ведомствах, и нельзя исключить, что будут внесены в Правительство с разногласиями.
И. Ордынская,
эксперт "БП"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 38, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.