Призы с нагрузкой
Любая организация, которая заботится о продвижении своего товара на рынок, так или иначе организует рекламные кампании. В ходе этих мероприятий все более популярными становятся подарки покупателям и проведение стимулирующих лотерей. Сегодня о них и пойдет речь. Вернее, о том, как, по мнению Минфина РФ, должен уплачиваться НДС.
Письмо Минфина РФ от 5 июля 2004 г. N 03-1-08/1484/18 возвращает нас к проблеме уплаты НДС по товарам, передаваемым бесплатно в рекламных целях. На основании подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ чиновники делают вывод о том, что такая передача облагается НДС, поскольку согласно главе 21 НК РФ "... в целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) ". А безвозмездно - значит, бесплатно.
Сразу возникает вопрос: можно ли поставить НДС к вычету по приобретенным для бесплатной раздачи товарам? И тут нужно вспомнить, что эта самая раздача может быть разной. Например, условием получения бесплатного товара может быть приобретение некоторого количества этого же или другого товара ("Купи чайник и получи второй подарок"). В этом случае объекта обложения НДС не возникает, а стоимость "подарка" уже включена в стоимость реализуемого товара с соответствующим отражением в учете по налогу на прибыль в качестве расходов на рекламу.
Что вообще может происходить при вручении товаров без оплаты во время рекламной акции? И глава 21, и глава 25 НК РФ в принципе дают возможность двоякого подхода к раздаче товаров.
- Организация может:
- раздавать товары со своей символикой, логотипами, свою продукцию, преследуя рекламную цель и производя расходы, направленные на получение доходов от реализации своих товаров;
- безвозмездно передавать товары и нести расходы, связанные с этой передачей, не имея в виду получения в будущем доходов от такой передачи.
В первом случае расходы на приобретение или изготовление призов рассматриваются как расходы на рекламу, учитываемые в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п. 28 ст. 264 НК РФ). При этом расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых во время массовой рекламной кампании, признаются в целях налогообложения в размере не более 1% выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Во втором случае расходы налогоплательщика в виде стоимости безвозмездно переданного имущества для целей налогообложения не принимаются (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Что касается вычетов по НДС, то суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении (изготовлении) призов в рамках рекламных акций, можно поставить к вычету в размере, соответствующем норме расходов на рекламу, применяемой при расчете налога на прибыль (п. 7 ст. 171 НК РФ). То есть если для налога на прибыль списан 1% выручки, скажем 10 000 руб., то НДС к вычету исчисляется только с этой суммы - то есть 1800 руб. (10 000 х 18%). Суммы НДС, превышающие норматив, покрываются из чистой прибыли организации.
Передача товаров на безвозмездной основе облагается НДС как самостоятельная операция. Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им, принимаются к вычету в полной сумме (ст. 171 НК РФ).
Обратите внимание!
На основании п. 2 ст. 154 НК РФ при безвозмездной передаче товаров в рекламных целях Минфин рекомендует определять налоговую базу исходя из рыночных цен в порядке, аналогичном прописанному в ст. 40 НК РФ (например, в письме от 30 сентября 2003 г. N 04-03-11/78).
Какой вариант действий выбрать, должна решить сама организация. Во всяком случае, позиция Минфина, несмотря на то что вопрос с бесплатно передаваемыми товарами возникал уже неоднократно, не меняется. А убедительная судебная практика пока что не сложилась.
Еще один документ, письмо Минфина РФ от 6 августа 2004 г. N 03-06-06-03/1, разъясняет порядок уплаты сумм налога на рекламу при проведении стимулирующих лотерей (как, например, "Купи "Индезит" и выиграй одну из 100 поездок в Таиланд!"). По мнению Минфина, лотерея является рекламой, а значит, со всех расходов на ее проведение нужно платить налог. Логика рассуждений следующая. Согласно Закону "Об основах налоговой системы" налог на рекламу платят юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке не более 5% стоимости услуг. В соответствии с Законом от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе":
- рекламой является распространение в любой форме при помощи любых средств информации о лицах, товарах, идеях, начинаниях;
- ее цель - формировать и поддерживать интерес к ним и способствовать реализации товаров, идей, начинаний;
- круг лиц, которому она предназначена, является неопределенным.
Элементами рекламы являются в том числе изображения товарного знака, любые способы продвижения торговой марки, знака обслуживания, фирменного наименования, используемые вместе или по отдельности. Что подтверждается в том числе и Законом от 23.09.92 N 3520-1 "О товарных знаках... ". Лотерея, как указывает Минфин, "проводится в целях продвижения торговой марки организации на рынке и привлечения клиентов за счет их участия в данной акции". А далее следует парадоксальное заключение: в Законе от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" не указывается, что стимулирующая лотерея не рассматривается как распространение рекламной информации. Значит, она является рекламной акцией. И все расходы, связанные с ее организацией и проведением, а также с формированием призового фонда, являются расходами на рекламу и облагаются налогом на рекламу в общеустановленном порядке.
Даже если оставить за кадром перевернутый принцип "Не запрещено - значит, разрешено", остается не вполне ясным, почему вывод распространен на все лотереи. Дело в том, что налог на рекламу относится к местным. Он вводится в действие решениями законодателей в субъектах РФ, а также решениями районных и городских представительных органов власти - местных Советов народных депутатов. И "местность" налога предполагает, что налоговые ставки, порядок и сроки уплаты определяются именно этими органами.
Так, например, московский Закон от 21.11.2001 N 59 "О налоге на рекламу" признает объектом налогообложения "приобретение услуг по ее распространению и изготовлению", "рекламные работы". В свою очередь, под распространением подразумевается продвижение информации при помощи различных носителей - СМИ, щитов, афиш и т.п. И ни слова не сказано о том, что покупка призов для розыгрыша в лотерее является поводом для уплаты налога на рекламу. Но очевидно, что повод для споров имеется. Поэтому можно посоветовать, пожалуй, лишь одно - перенести лотерею на 2005 год. Напомним, что Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ установлен "срок жизни" налога на рекламу: он прекратит свое существование с 1 января 2005 года.
Что еще следует принять во внимание бухгалтеру организации, задумавшей проводить лотерею? С 1 января 2004 года действуют довольно строгие правила, которые придется выполнять. Прежде всего критерием отнесения лотерей к стимулирующим является отсутствие необходимости покупать право на участие в ней и формирование призового фонда именно за счет устроителя (а не за счет желающих поучаствовать) (ст. 3 Закона N 138-ФЗ). Поэтому требования к устроителям таких лотерей несколько мягче. Согласно п. 8 ст. 6 Закона N 138-ФЗ не нужно получать письменное разрешение. Не менее чем за 20 дней до розыгрыша необходимо уведомить чиновников о мероприятии. Не так давно постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. N 338 контроль за проведением лотерей объявлен функцией Федеральной налоговой службы (пока она окончательно не сформировалась, за всем приглядит Минфин). В зависимости от того, какого уровня лотерея, меняется уровень уполномоченного органа: проводите на всей территории РФ - ФНС, в субъекте - региональное управление, в городке - налоговая инспекция (ст. 6 Закона N 138-ФЗ). В уведомлении на проведение стимулирующей лотереи следует указать срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связана акция.
К уведомлению прилагаются следующие документы:
- условия лотереи;
- описание способа:
- информирования участников о сроках проведения и условиях;
- заключения договора между организаторами и участниками лотереи;
- информирования участников о досрочном прекращении лотереи;
- описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара и лотереи;
- нотариально заверенные копии учредительных документов организатора лотереи;
- порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
Согласитесь, что для небольшой акции этот громоздкий перечень обременителен. Но и это еще не все. Отказать в проведении лотереи чиновники вправе не только, если неправильно оформлены документы, но и даже если у организатора имеется "задолженность по налогам и сборам"!
К сожалению, и это еще не все.
Организатор лотереи должен проходить ежегодную аудиторскую проверку (ст. 23 Закона N 138-ФЗ). Нелепость всего этого очевидна, и нечем иным, как очередной спешкой законодателей, невозможно объяснить отсутствие разницы между масштабными рекламными кампаниями и розыгрышами мелких сувениров, например, на стенде компании на выставке. Но увы...
Если до недавнего времени особого внимания лотереям никто не уделял, то не стоит надеяться, что так будет и теперь. В том же постановлении N 338 содержится целый список сведений - этакая "лотерейная отчетность", которую нужно подавать в налоговую службу. Если же организация, желая избежать головной боли, не пожелает "засветить" мероприятие, то могут быть крупные неприятности. В денежном выражении: от 500 до 5000 МРОТ - за не отправленное налоговикам уведомление; от 40 до 200 МРОТ персонально оштрафуют директора или главбуха (ст. 14.27 КоАП РФ).
В заключение добавим, что вся информация о проводимых лотереях, включая и стимулирующие, содержится в Едином госреестре лотерей. И тем, кто боится быть обманутым, всегда можно потребовать выписку у организатора: в Реестре регистрируются не только лотереи, но и их устроители (письмо Минфина РФ от 30 июля 2004 г. N 05-03-11/03).
И. Ордынская,
эксперт "БП"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 38, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.