г.Калуга |
|
7 августа 2014 г. |
Дело N А14-7648/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 августа 2014 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Николаевой Н.Н. Стрегелевой Г.А. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешиной М.А.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Комарова Игоря Григорьевича (ОГРНИП 312366811400194, ИНН 366100276521, г. Воронеж): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360, Донбасская ул., д. 2, г. Воронеж, 394026): Халяпина В.А. - представителя, действующего по доверенности от 27.12.2013 N 68-д;
от третьих лиц:
Управления лесного хозяйства Воронежской области (ОГРН 1073667000021, ИНН 3664078987, Сакко и Ванцетти ул., д. 58, г. Воронеж, 394036): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
Воронежского открытого акционерного общества "Синтезкаучукпроект" (ИНН 366000949, Ленинский проспект, д. 15, г. Воронеж, 394029): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ОГРН 1093668037220, ИНН 3664099440, ул. 9 января д. 36, г. Воронеж, 394006): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.02.2014 (судья Федосеева И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 (судьи Миронцева Н.Д., Протасов А.И., Донцов П.В.) по делу N А14-7648/2013,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Комаров Игорь Григорьевич (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее также - Управление, Управление Росреестра по Воронежской области, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа от 13.05.2013 N 26/036/2013-63 зарегистрировать договор от 06.07.2012 об уступке прав и обязанностей по договору от 15.09.2008 N 320 аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности на лесной участок площадью 0,62 га, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, Воронежский лесхоз, Борское участковое лесничество, лесной массив Усманского бора квартал 51, выдел 2, выдел 6 и требованием обязать Управление зарегистрировать данный договор.
Дело рассмотрено в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления лесного хозяйства Воронежской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области и Воронежского открытого акционерного общества "Синтезкаучукпроект" (далее - ОАО "Синтезкаучукпроект").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.02.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов судов, содержащихся в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении требований предпринимателя.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей заявителя и третьих лиц.
Судебное заседание в кассационной инстанции проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области на основании положений статьи 153.1 АПК РФ.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выступлении представителя Управления, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами норм права, не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, руководствуясь следующим.
Судами установлено, на лесной участок, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, Воронежский лесхоз, Борское лесничество, лесной массив Усманского бора (часть) квартала 1-68, 70-120, 69 (часть выдела 1-32, 36, 37, 39) площадью 6778,4 га, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.03.2004 серии 36 АА 901050.
Между ОАО "Синтезкаучукпроект" и Управлением лесного хозяйства Воронежской области 15.09.2008 заключен договор аренды N 320 лесного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, Рамонский район, Воронежский лесхоз, Борское лесничество, лесной массив Усманского бора, квартал 51, выдел 2, выдел 6, для осуществления рекреационной деятельности.
Данный лесной участок поставлен на кадастровый учет 12.03.2007 как самостоятельный объект недвижимого имущества с кадастровым номером 36:25:6945022:71.
06.07.2012 ОАО "Синтезкаучукпроект" и предприниматель по согласованию с Управлением лесного хозяйства Воронежской области заключили договор об уступке прав и обязанностей по вышеупомянутому договору.
Заявитель 19.03.2013 обратился в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации указанного договора.
Сообщением от 13.05.2013 N 26/036/2013-63 заявителю отказано в регистрации упомянутого выше договора об уступке прав и обязанностей по договору аренды от 15.09.2008 N 320 со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон N 122-ФЗ) - в связи с непредставлением документов, подтверждающих постановку на кадастровый учет лесного участка площадью 6778,4 га, право собственности, на который зарегистрировано за Российской Федерацией; а также документов, свидетельствующих о принятии собственником решения о преобразовании лесного участка площадью 6778,4 га в связи с образованием новых участков, в том числе земельного участка площадью 0,62 га, в отношении которого заявитель обратился за государственной регистрацией договора об уступке прав и обязанностей по договору аренды.
Считая, что данный отказ противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суды правильно учитывали следующее.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 122- ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Судами установлено, что на регистрацию были представлены необходимые документы, предусмотренные указанной нормой Закона.
Статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - ЛК РФ) закрепляет право Российской Федерации по передаче органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий в области лесных отношений, а именно: предоставления в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организации и проведения соответствующих аукционов.
Суды установили, что Управлению лесного хозяйства Воронежской области переданы полномочия по заключению договоров аренды лесных участков, в том числе по организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, предоставлению в установленном порядке в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование и пр.
В силу части 2 статьи 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
На основании части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2012 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
Однако при этом статья 5 названного Закона ограничивает права арендатора, закрепляя, что арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения договора в соответствие с Лесным кодексом РФ, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе сдавать арендованные участок лесного фонда, лесной участок в субаренду; передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем); отдавать арендные права в залог; вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
Таким образом, Законом ограничены правомочия арендатора по распоряжению участком лесного фонда до осуществления государственного кадастрового учета такого участка.
В силу статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также при совершении сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов
В силу части 6 статьи 47 Закона Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Судами установлено, что спорный участок лесного фонда поставлен на кадастровый учет 12.03.2007 как самостоятельный объект недвижимого имущества с кадастровым номером 36:25:6945022:71.
С учетом указанных обстоятельств суд указал, что у ОАО "Синтезкаучукпроект" как арендатора земельного участка поставленного на кадастровый учет отсутствовали ограничения по распоряжению участком лесного фонда.
Поскольку законодателем установлен приоритет за лесным законодательством по рассматриваемым правоотношениям, то требование Управления Росреестра о необходимости предоставления решения собственника о преобразовании лесного участка, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, суды признали несостоятельными.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что в данном случае, с учетом государственной регистрации договора от 15.09.2008 N 320 аренды лесного участка, предоставление на государственную регистрацию права решения собственника о преобразовании лесного участка в соответствии со статьями 11.1 - 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом наличия кадастрового паспорта на спорный земельный участок площадью 0,62 га, не является обязательным.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, подтверждающие наличие заявленного к регистрации права, в связи с чем у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации, и удовлетворили требования заявителя.
С учетом изложенного кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.02.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 по делу N А14-7648/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 6 статьи 47 Закона Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
...
Поскольку законодателем установлен приоритет за лесным законодательством по рассматриваемым правоотношениям, то требование Управления Росреестра о необходимости предоставления решения собственника о преобразовании лесного участка, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, суды признали несостоятельными.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что в данном случае, с учетом государственной регистрации договора от 15.09.2008 N 320 аренды лесного участка, предоставление на государственную регистрацию права решения собственника о преобразовании лесного участка в соответствии со статьями 11.1 - 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом наличия кадастрового паспорта на спорный земельный участок площадью 0,62 га, не является обязательным."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 августа 2014 г. N Ф10-2393/14 по делу N А14-7648/2013