Авансом не разъясняем...
...примерно так объяснили специалисты подмосковного управления налоговой службы свой отказ ответить на один из вопросов фирмы. Бухгалтер был вынужден поступать на свой страх и риск.
Планируя провести ту или иную хозоперацию, на консультации инспекторов не рассчитывайте. А о том, что в новом разрекламированном регламенте организации работы с налогоплательщиками (утвержден приказом ФНС России от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/468) говорится об обязанности контролеров отвечать на ваши вопросы, лучше забыть. К таким неутешительным выводам можно прийти, прочитав новый "шедевр" подмосковного УФНС. Речь о письме от 10 августа 2004 г. N 04-23/18912.
Одна компания послала в налоговое ведомство вопрос, ответить на который контролеры времени не нашли. Или он попросту поставил их в тупик. Вот и придумали они отговорку на все случаи жизни: ситуация, которая не свершилась, не может быть предметом комментария инспекторов, поскольку она еще не повлекла никаких налоговых последствий.
Думаете, вы - налогоплательщик?
Авторы письма ссылаются на статью 23 "Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)" Налогового кодекса. Они признают, что инспектор давать разъяснения обязан. Однако обратите внимание на их оговорку: "...только в связи с выполнением... обязанностей налогоплательщиков, круг которых определен статьей 23 кодекса".
Далее следуют довольно забавные рассуждения. Если компания задает вопрос по операции, которой еще не было, то - по мнению специалистов ФНС - налогоплательщиком она пока не считается. Поскольку не исполнила первостатейную обязанность налогоплательщика, а именно не заплатила с этой операции налоги. Следовательно, разъяснения инспекторов эта фирма (которая пока вроде налогоплательщиком не является) получить не может. То, что объяснение надуманное, думаю, особо подчеркивать не стоит. Ведь налогоплательщиками считаются только те, кто перечислен в статьях кодекса, которые для всех налогов называются одинаково - "Налогоплательщики". И, если фирма не платит налоги, налогоплательщиком от этого она быть не перестает. Иначе ее просто нельзя было бы штрафовать.
Придем, оштрафуем, а потом разъясним
Но факт остается фактом, работники подмосковного налогового управления подчеркнули: "...налоговые органы не вправе давать разъяснения по вопросам налогообложения в отношении финансово-хозяйственных операций, которые фактически не совершены и, следовательно, не имеют финансового результата". Иначе говоря, консультацию вы получите, лишь когда ваша фирма договор заключит. "Само собой, спорить по этому вопросу с инспекций (а уж тем более обращаться в суд) смысла не имеет, - отмечает глава экспертной коллегии нашего журнала Владимир Иванович Мещеряков. - Лишь потратите время и нервы". Да и нечасто, надо сказать, от инспектора можно услышать какой-то дельный совет из разряда "Как сделать лучше". Если вы хотите узнать позицию контролеров по какому-то вопросу, рекомендуем вам направить свой запрос прямо в Минфин по адресу: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9. Если вы будете следовать его разъяснениям, ваша фирма "в безопасности". Даже в том случае, если совет министерства противоречит закону (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
С. Андрианова,
налоговый консультант
"Практическая бухгалтерия", N 10, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.